Анкета для родителей Изучение воспитательных возможностей семьи
Чтобы строить эффективное взаимодействие с родителями, необходимо изучить их отношение к школе и различные аспекты их взаимоотношений со своими детьми. Предлагаемая нами первая анкета ориентирована на родителей обучающихся 5–6-х классов и может помочь классному руководителю лучше познакомиться с ними. Вторая анкета касается общих представлений родителей о воспитании детей и содержит оценочные суждения о воспитательной системе школы и взаимодействии с педагогами.
Анкеты для родителей
Б.Б. Егоров, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО
Анкета «Воспитание ребенка» (для родителей обучающихся 5–6-х классов)
Уважаемые родители! Внимательно прочитайте каждый вопрос и варианты ответа на него, отметьте один вариант, который вас наиболее устраивает (поставьте любой знак в нужной ячейке или обведите кружком номер ответа).
1. Какие качества вы воспитывали (воспитываете) в своем ребенке?
Качество
В дошкольном возрасте
Во время обучения в начальной школе
Сейчас
Инициативность
Предприимчивость
Исполнительность
Добросовестность
Организованность
Трудолюбие
Независимость
Любовь к родителям
Гордость
Честность
Уверенность в себе
2. Какие трудности возникали у вашего ребенка в начальной школе?
1. Ребенок был плохо подготовлен, ему было трудно учиться.
2. Ребенок был хорошо подготовлен, и ему было скучно.
3. Он был малоусидчив.
4. Он был невнимателен.
5. Он не умел общаться с другими детьми.
6. Он часто ссорился с одноклассниками.
7. Другое (что именно) ___________________________.
8. Затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцениваете здоровье своего ребенка?
1. Он абсолютно здоров.
2. Болеет время от времени.
3. У него есть хронические заболевания.
4. Как вы считаете, кто должен создавать условия для сохранения здоровья ребенка?
1. Государство.
2. Медицинские учреждения.
3. Школа.
4. Семья.
5. Учреждения дополнительного образования детей, учреждения спорта.
6. Кто еще (напишите) _________________________.
7. Затрудняюсь ответить.
5. Как вы считаете, что необходимо семье развивать в ребенке?
1. Умение логически мыслить.
2. Умение замечать горе близких, друзей.
3. Умение заботиться о близких.
4. Умение замечать радость.
5. Трудолюбие.
6. Честность.
7. Интерес к знаниям.
8. Желание расширить свой кругозор.
9. Что еще ____________________.
6. Как вы пытаетесь остановить проявление отрицательных реакций ребенка?
1. Переключаю его внимание на что-то другое.
2. Успокаиваю.
3. Стараюсь его чем-нибудь занять.
4. Наказываю.
5. Плачу вместе с ним.
6. Другое (укажите) _______________________.
7. Знаете ли вы, как ребенок ведет себя вне дома? (Дайте один ответ в каждой строке.)
Место нахождения ребенка
Знаю очень хорошо
Знаю кое-что
Совершенно не знаю
В школе
На улице
В кружке, секции
8. Кто вам рассказывает о поведении вашего ребенка вне дома?
1. Учителя.
2. Друзья ребенка.
3. Ваши знакомые.
4. Соседи.
5. Преподаватели в кружке.
6. Кто-то другой (укажите) _______________________.
7. Затрудняюсь ответить.
9. Ваш ребенок испытывает страх...
1. Часто.
2. Редко.
3. Практически никогда.
10. Кого боится ваш ребенок чаще всего?
1. Мать.
2. Отца.
3. Сверстников.
4. Учителей.
5. Кого еще (укажите) ________________________
11. Как вы реагируете на нарушение правил поведения ребенком? (Дайте ответ в каждой строке.)
Реакция
Всегда
Иногда
Никогда
Лишаю его развлечений
Спокойно объясняю
Жду, когда сам поймет
Проявляю обиду
Наказываю физически
Угрожаю
Ужесточаю контроль
12. Как вы реагируете на хороший поступок ребенка? (Дайте ответ в каждой строке.)
Реакция
Всегда
Иногда
Никогда
Хвалю
Дарю подарки
Проявляю ласку
Обещаю что-нибудь купить
13. Чем, по вашему мнению, гордится ваш ребенок? (Можно дать несколько вариантов ответа.)
1. Своей дисциплинированностью.
2. Своей внешней привлекательностью.
3. Своей активностью.
4. Знаниями, которых нет у других детей.
5. Особыми способностями.
6. Организованностью.
7. Самостоятельностью.
8. Красивой одеждой.
9. Вещами, которых нет у других детей.
10. Силой.
11. Умелыми руками.
12. Не знаю.
13. Другое ________________________.
14. О чем вы говорите со своим ребенком? (Можно дать несколько вариантов ответа.)
1. О трудностях на работе.
2. Советуюсь, что купить.
3. Рассказываю о своих друзьях и знакомых.
4. Расспрашиваю об учебе и об учителях.
5. Советуюсь о проведении отдыха.
6. Вспоминаю свое прошлое.
7. Расспрашиваю его о друзьях.
8. Расспрашиваю его о проблемах.
9. Что еще __________________________.
10. Общаюсь очень редко.
15. Чем, как правило, занимается ваш ребенок в свободное от уроков время?
1. Помогает по дому.
2. Общается с друзьями.
3. Посещает кружки.
4. Посещает спортивные секции.
5. Читает.
6. Слушает музыку, смотрит телевизор.
7. Играет на компьютере.
8. Гуляет на улице.
9. Подрабатывает.
10. Другое (укажите) __________________________.
11. Затрудняюсь ответить.
16. Устраивает ли вас такое времяпровождение вашего ребенка?
1. Вполне устраивает.
2. Не совсем устраивает.
3. Совершенно не устраивает.
4. Трудно сказать.
17. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок посещал какие-нибудь кружки, секции, студии и т.д.?
1. Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
18. Если да, то какие? (укажите)____________________.
19. Если нет, то почему?
1. Это ничего не дает.
2. Дорого стоит, а у нашей семьи нет на это средств.
3. Моего ребенка это не интересует.
4. Ребенок и так занят (домашними делами, подрабатывает и т.д.).
20. Каковы домашние обязанности вашего ребенка? (Можно дать несколько ответов.)
1. Покупка продуктов.
2. Приготовление еды.
3. Мытье посуды.
4. Уборка, стирка, глаженье.
5. Ремонт.
6. Уход за садом, огородом.
7. Уход за братьями, сестрами и другими родственниками.
8. Уход за домашними животными.
9. Другое ________________________.
10. У него нет обязанностей по дому.
21. Из-за чего у вас возникают ссоры с ребенком?
1. Из-за неуспеваемости в школе.
2. Из-за его стремления к самостоятельности.
3. Из-за его нежелания делать что-либо.
4. Из-за его плохого поведения.
5. Из-за его грубости и непослушания.
6. Из-за его нежелания вам подчиняться.
7. Из-за его друзей.
8. Из-за моей несдержанности.
9. Другое ______________________.
22. Умеет ли ваш ребенок... (Дайте один ответ в каждой строке.)
Умение
Чаще всего
Иногда
Никогда
Планировать свой день
Выбирать самые хорошие способы поведения в сложной ситуации
Направлять те силы, которые необходимы для преодоления трудностей
Контролировать себя
23. Надо ли, на ваш взгляд, уже сейчас готовить ребенка к семейной жизни?
1. Да.
2. Нет.
3. Не знаю.
24. Если да, то каковы должны быть направления этой подготовки?
1. Культура взаимоотношений мужа и жены.
2. Воспитание детей.
3. Ведение домашнего хозяйства.
4. Сексуальная культура супругов.
5. Планирование рождаемости детей.
6. Культура отношений с родственниками.
7. Что еще (допишите) _______________________.
25. Что вы делаете для полового воспитания ребенка?
1. Покупаю книги.
2. Беседую с ним.
3. Рекомендую посмотреть передачу по этому вопросу.
4. Другое (что именно) _______________________.
26. Хотели бы вы получить помощь по вопросам полового воспитания вашего ребенка?
1. Да.
2. Нет.
3. Трудно сказать.
27. Считаете ли вы себя достаточно осведомленным в вопросах воспитания ребенка?
1. Да, считаю.
2. Нет, не считаю.
3. Затрудняюсь ответить.
28. От кого вы хотели бы получить помощь по вопросам семейного воспитания ребенка?
1. От администрации школы.
2. От педагогов.
3. От психологов.
4. От учреждений дополнительного образования детей.
5. От кого еще (напишите) _______________________.
6. Мне такая помощь не нужна.
29. Если бывают трудные ситуации с детьми, то вы решаете их с помощью советов:
1. Мужа (жены).
2. Друзей, знакомых.
3. Родственников.
4. Учителей.
5. Психологов.
6. Кого-то еще _____________________________.
7. Решаю все сам (сама).
30. Какую профессию вы хотели бы для своего ребенка? _________________
31. Как вы думаете, кто должен воспитывать, развивать у ребенка следующие качества.
Качество
Школа
Семья
Система дополнительного образования детей
Дисциплинированность
Логическое мышление
Отношение к представителям другого пола
Умение культурно общаться
Эмоциональную сферу ребенка
Ответственность
Чувство долга
Умение организовать свой досуг
Нравственные ценности
Умения, навыки
Творческие способности
Самостоятельность
Уважаемые родители, добавьте несколько слов о себе.
1. Ваш возраст ____.
2. Ваша семья:
полная (жена, муж, дети);
неполная (нет отца или матери);
опекунская;
с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.
3. Вы смотрите в будущее своих детей:
с надеждой и оптимизмом;
спокойно, без иллюзий;
с тревогой и неуверенностью.
Анкета «Взаимодействие семьи и педагогов»
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в исследовании, направленном на совершенствование взаимодействия педагогического коллектива с семьей в воспитании и обучении детей.
Прочитайте вопросы и возможные варианты ответов. Наиболее соответствующий вашему мнению обведите кружком или допишите свой вариант.
1. Какие качества вы пытаетесь воспитывать в своих детях в настоящее время?
1. Умение планировать свою работу.
2. Умение проявлять волю и терпение.
3. Контролировать свои действия.
4. Заботиться о родителях.
5. Быть вежливым в общении с детьми разного возраста.
6. Гордость.
7. Чувство стыда.
8. Совесть.
9. Чувство долга.
10. Ответственность.
11. Заинтересованность в учебе.
12. Умение рационально организовать свое время.
13. Другое (укажите) ________________________.
2. Какие трудности вы испытываете при воспитании этих качеств?
1. Ребенок не понимает необходимости их усвоения.
2. Пытается всячески сохранять осуждаемое нами поведение.
3. Крайне медленно усваивает наши требования.
4. Оправдывает свои действия примером сверстников.
5. Считает, что мы предъявляем завышенные требования.
6. Не проявляет достаточной воли в борьбе со своими недостатками.
7. Считает, что у него отсутствуют недостатки.
8. Считает, что ему не справиться со своими недостатками.
9. В нашей семье не все предъявляют к ребенку одинаковые требования.
10. Не всегда удается найти наилучшие способы воспитания.
11. Другое (укажите) _______________________.
3. Хотели бы вы получить квалифицированную помощь в решении воспитательных проблем?
1. Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Если да, то от кого?
1. От учителя.
2. От классного руководителя.
3. От психолога.
4. От директора школы.
5. От заместителя директора по ВР.
6. От врача.
7. Другое (укажите) ________________________.
5. Считаете ли вы, что нужны специальные знания, чтобы достигнуть желаемых результатов в воспитании детей?
1. Да, обязательно.
2. В ряде случаев.
3. Не нужны, так как хватает личного опыта.
6. Если нужны, то из каких источников их лучше всего получать?
1. Из доступной педагогической литературы.
2. На лекциях.
3. Из специальных телепередач.
4. От квалифицированного педагога.
5. От психолога.
6. От тех людей, которые уже сами воспитали нескольких детей.
7. Другое (укажите) ____________________.
7. Насколько вы информированы о тех воспитательных задачах, которые решает коллектив школы?
1. Полностью.
2. Частично.
3. Практически не знаком.
8. Если информированы, то кем?
1. Учителем.
2. Классным руководителем.
3. Заместителем директора школы по УВР.
4. Заместителем директора школы по ВР.
5. Директором школы.
6. Педагогом-психологом.
9. Насколько вы согласны с важностью и необходимостью выполняемых педагогическим коллективом воспитательных задач?
1. Полностью.
2. Частично.
3. Не согласен.
10. Если не согласны (или согласны частично), то какие, на ваш взгляд, воспитательные задачи надо решать школе?__________________________
11. Педагогический коллектив пытается реализовывать принцип индивидуального подхода к ребенку. Как вы понимаете его содержание?
1. Предъявление тех требований, которые по силам выполнить ребенку.
2. Предъявление тех требований, которые он может выполнить, если постарается.
3. Организация постоянного контроля за поведением каждого ребенка.
4. Организация индивидуальных учебных занятий.
5. Помощь ребенку при возникновении любых трудностей в учебе.
6. Воспитание и обучение с учетом природных особенностей.
7. Воспитание с учетом того, что формируется семьей.
8. Воспитание и обучение с учетом развитости волевых качеств.
9. Воспитание с учетом зрелости навыков саморазвития.
10. Воспитание и обучение с учетом возрастных особенностей.
11. Другое (укажите) __________________________.
12. Насколько вам удается учитывать в воспитании и обучении вашего ребенка его индивидуальные особенности?
1. Полностью.
2. Частично.
3. Почти не удается.
13. Как вы выявляете индивидуальные особенности вашего ребенка?
1. Постоянно наблюдаю за ним.
2. Специально выясняю причины всех его успехов.
3. Специально выясняю причины всех его неудач.
4. Постоянно в беседах с ним вместе выясняем, что дано ему от природы, а что он достигает собственным трудом.
5. Выясняю, от кого он унаследовал свои психологические качества.
6. Консультируюсь со специалистами по поводу индивидуальных особенностей ребенка.
7. Консультируюсь с педагогами школы по поводу его особенностей.
8. Другое (укажите) _________________________.
14. Какую помощь вы бы хотели получить от педагогов по вопросам развития индивидуальности вашего ребенка?
1. Постоянное информирование о причинах успехов ребенка.
2. Информирование о причинах трудностей, возникающих у него в усвоении норм культуры.
3. Информирование о причинах трудностей в
обучении.
4. Информацию о тех качествах, которые не всегда успешно воспитывает семья.
5. Советы о том, как лучше в семье организовать воспитание с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
6. Советы по поводу профессиональной ориентации ребенка.
7. Советы по поводу воспитания его качеств как девочки (мальчика).
8. Другое (укажите) _______________________.
15. Что, на ваш взгляд, требуется сделать коллективу школы для дальнейшего повышения качества воспитания учащихся?
1. Расширять самоуправление учащихся.
2. Усилить требовательность к культуре поведения.
3. Исключать тех, кто не желает выполнять требования педагогов.
4. Активнее работать с родителями в поиске путей повышения эффективности воспитания.
5. Изучать более эффективные методики воспитания учащихся.
6. Другое (укажите) _____________________.
16. Что, на ваш взгляд, требуется сделать коллективу школы для дальнейшего повышения качества обучения учащихся?
1. Полнее реализовывать индивидуальный подход к ребенку.
2. Проводить специальные занятия для отстающих.
3. Объяснять все темы понятно и доходчиво.
4. Повышать требовательность к учебе в школе.
5. Усилить контроль за выполнением домашних заданий.
6. Чаще давать самостоятельную работу.
7. Полнее раскрывать смысл и ценность получаемых детьми знаний.
8. Выработать понятные всем требования к оценке качества усвоения знаний.
9. Сменить часть педагогов на более квалифицированных.
10. Другое (укажите) _______________________.
17. Сколько лет обучается ваш ребенок в нашей школе?
1. Менее 1 года.
2. 1–3 года.
3. 4–5 лет.
4. 6–8 лет.
5. Более 8 лет.
© Практика административной работы в школе №7, 2013
Журнал «Практика административной работы в школе» №7, 2013
15