Методическая разработка урока русского языка Имя прилагательное
Буянова Светлана Александровна,
учитель начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
Тема урока «Имя прилагательное»
2 класс, УМК «Школа России»
Аннотация:
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка во 2 классе по УМК «Школа России». Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО, раскрывает организацию урока в условиях системно-деятельностного подхода. По структуре урок комбинированный с различными формами организации деятельности учащихся. Методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов.
Введение:
Урок русского языка занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ведь на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые навыки и умения, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Одной из наиболее общих категорий русского языка являются части речи. Имена прилагательные по своей выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи.
Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, возникает необходимость в ознакомлении учащихся с именем прилагательным как частью речи
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: урок работы в группе.
Цель для учителя: создать условия для формирования знания об имени прилагательном как части речи.
Цель урока для учеников: познакомиться с именем прилагательным как частью речи и его ролью в русском языке.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные ФОРМУЛИРОВКА уметь устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи, проводить контроль.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать в поиске и сборе информации оценивать действия партнёра, учиться учитывать позицию собеседника.
Познавательные УУД: уметь формировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить анализ информации, обобщать в виде правила.
Технологии: проблемно-диалогового обучение, здоровьесбережения.
Формы работы: фронтальная, групповая, в парах.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Оборудование урока:
Основное:
учебник “Русский язык” 2-й класс, 2 часть (составители Канакина В.П, Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2014г)
Дополнительное:
-индивидуальные листы самооценки для учащихся
-карточки с заданиями для групповой работы
-презентация к уроку
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный момент
1.Учитель приветствует учеников, создаёт общий положительный эмоциональный настрой на работу с помощью стихотворения:
- Доброе утро! Я рада вас видеть! Сегодня прекрасный день! Улыбнитесь друг другу! А теперь улыбнитесь мне!
1.Ученики встают, читают стихотворение В. Кривошеевой «Доброе утро…», оно же проецируется на экран. (слайд 1)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро
Длится до вечера.
Ученики выполняют самооценку готовности:
на парте все для урока аккуратно расположено, садятся.
Актуализация знаний
Ребята, вы, согласны, что слова могут творить чудеса? Всегда приятно слушать человека, который четко, правильно и вежливо выражает свои мысли. А в жизни иногда складываются такие ситуации, что просто не обойтись без умения точно, кратко высказать свое что-то очень важное.
Ребята, представьте себе, что, гуляя по улице, вы, увидели такое объявление. ПРИЛОЖЕНИЕ 1- Как вы думаете, можно ли помочь этому мальчику найти своего щенка?
- Почему?
- Какую ошибку допустил Коля, составляя это объявление?
Дети внимательно слушают учителя. Могут привести свои примеры, когда действительно словами можно успокоить, обидеть, помочь другому человеку.
Дети читают объявление (слайд 2)., думают, рассуждают. Называют ошибки, которые Коля допустил при составлении объявления (нужно было указать размер собаки, окрас, важные приметы)
Первичное усвоение новых знаний
- Ребята, а вам бы хотелось помочь Коле?
- Что для этого нужно сделать?
На слайде появляется план действий:
Необходимо указать:
- размер собаки;
- окраску;
- важные приметы (пятнышки,.. );
- породу собаки.
- Ребята, для выполнения этого задания нам нужно разделиться на группы. Каждая группа поработает над составлением нового объявления.
Правила работы в группе
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Учителю необходимо организовать работу в группах,
обеспечить контроль за выполнением
задания. Включить учащихся
в обсуждение проблемного вопроса.
Дети готовы помочь мальчику найти своего питомца. Они хотят составить новое объявление. Но для этого необходимо выработать план действий.
Дети делятся на группы, участвуют в работе по составлению объявления. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе).
Оценивают правильность выполнения заданий.
Участвуют в обсуждении, учатся формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Физкультминутка
Ребята, Настало время немного отдохнуть. Давайте сделаем зарядку. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Ученики выполняют упражнения
Первичная проверка понимания Учитель знакомится с объявлениями каждой группы.
- Ребята, с помощью каких слов вам удалось составить полное описание собаки в ваших объявлениях?
- Для чего нужны эти слова в нашей речи?
Учитель предлагает прочитать исправленное объявление на слайде.
- К какой части речи можно отнести данные слова?
- Попробуйте определить тему нашего урока.
- Как называется эта часть речи?
- Это и будет тема нашего урока. Дети представляют свои работы. Называют слова, которыми они дополняли объявление. Приходят к выводу, что данные слова помогают описать предмет (собаку) точнее и выразительнее.
Дети говорят, что данные слова не являются не именем существительным, не глаголом. И предполагают, что сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
(Можно предположить, что кто – то из детей назовёт данную часть речи). Дети читают на слайде название новой части речи.
Первичная проверка понимания Ребята, мы сказали, что имя прилагательное – часть речи, которая помогает описывать предметы т.е. давать им точную характеристику по цвету, размеру, вкусу, форме.
- А на какие вопросы отвечают эти слова?
- Чтобы ответить на этот вопрос выполните задания в парах.
Учитель предлагает каждой паре карточку с заданием. Получается так, что у нескольких пар карточки будут с одинаковым заданием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3- Ребята, всё ли у вас получилось при выполнении данного задания?
- Какие вопросы вы задавали к имени существительному?
Учитель выводит эти вопросы (какая? какой? какое? какие?) на экран.
- А сейчас давайте проверим полученные сведения в нашем учебнике. Мудрая Сова приготовила для нас сведения об имени прилагательном. Дети разбиваются на пары. Каждая пара получает карточку с заданием. Перед началом работы, дети проговаривают правила работы в парах:
- говорим шепотом;
- работаем вместе;
- договариваемся: если письменное задание, как будем выполнять кто пишет, кто выступает;
- в выступлении говорим от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем»;
- когда закончили выполнение задания, поднимаем руки;
- оцениваем работу, благодарим друг друга
Дети говорят, что одно слово оказалось лишним, так как, оно не подходит к данному имени существительному. Дети называют вопрос, который они задавали, называют лишнее слово. Та пара, у которой задания совпадают с этой парой, могут согласится или поспорить с ответом ребят. Дети высказывают свое мнение, обсуждают, доказывают свои ответы.
Дети читают вопросы на слайде.
Открывают учебник на стр. 86 читают правила.
Разминка для глаз 9906076200 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Первичное закрепление Ребята, прочитайте текст, записанный на слайде: (предлагается текст без имен прилагательных)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5- Скажите, вам, понравился этот текст?
- Почему?
Учитель предлагает детям провести самопроверку (текст, для самопроверки, появляется на слайде)
Дети читают текст. Без прилагательных. Текст скучный и не красивый. Дети предлагают дополнить текст именами прилагательными. На слайде появляются слова для помощи. Дети работают самостоятельно с текстом, а затем выполняют самопроверку.
Информация о домашнем задании
Творческое задание на дом.
- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.
Рефлексия
- Ребята, давайте, вспомнив какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Что обозначают имена прилагательные?
- На какие вопросы они отвечают?
- Оцените свою работу на уроке.
HYPERLINK "ПРИЛОЖЕНИЕ%206.docx" ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Учитель благодарит всех за работу, отмечает самых активных учеников.
Предлагает дома сочинить загадки, которые состоят из прилагательных. Нарисовать отгадки к загадкам.
Учитель: Прозвенел звонок-
Пора заканчивать урок! Спасибо всем!
Дети отвечают на вопросы учителя. Проводят самооценку своей деятельности.