Разработка урока по русскому языку на тему ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Диярова Гульфия Исхаковна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района РТ
Класс: 5
Тема: имя прилагательное как часть речи.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный материал с текстом и различными заданиями.
Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к теме «Имя прилагательное как часть речи», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
Личностные:
формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи.
Метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
Предметные
научиться определять прилагательное по его морфологическим признакам, применять правило написания окончаний прилагательных.
Задачи урока:
Пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Материал: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык 5 класс, М.: «Просвещение», 2015, рабочие тетради, кластеры.
Ход урока
Этап урока Действия учителя Действия обучающихсяФормируемые УУД
Организа-
ционный момент Приветственное слово учителя (учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам) Приветствие
учащихся Личностные: положительное отношение к уроку
Предметные: учебно-познава-тельный интерес к данному уроку.
Метапредметные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Актуа-лизация знаний Учитель читает текст из учебника (стр.81) с пропуском слов.
О чем идет речь?
Учитель читает полный текст с прилагательными.
Какое описание отличается большей полнотой?
К какой части речи относятся эти слова? О птице.
-О дятле.
-Второй текст
-Имя прилагательное. Личностные: проявление познавательной активности.Предметные: определение части речи по указанным в эпиграфе признакам.
Метапредметные: развитие умения анализировать.
Постанов-
ка проблемы
Слово учителя:
-А что же такое прилагательное? Вы знакомы с данной темой? Используя кластер расскажите об этой части речи.
Итак, какая цель стоит сегодня перед нами?
Имена прилагательные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки.
Формулируют цель урока. Личностные: самостоятельная формулировка темы и цели урока
Предметные: усвоение лингвистических терминов
Метапредметные: развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.
Выполнение практичес-кой работы 1.Запишите словосочетания, определите, какие из них отражают внешний вид человека, другие – его внутренний мир.
-глаза (карие,задумчивые),
-лицо (доброе,круглое)
-девочка (аккуратная, высокая)
-мальчик (стройный, заботливый)
2.Для чего служат прилагательные в речи? Работа в парах.
Ответы на вопросы Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Предметные: умение группировать слова с одинаковым значением
Метапредметные: аргументация своего мнения.
Физминутка Учитель предлагает ученикам представить, как медленно ходит медведь, неуклюже переминаясь с ноги на ногу; как бегает: быстренько и прямо передвигается вперед, как он ворчит (разрешить школьникам пробежать от своих парт к доске). Игра “Медведь”.
Выполняют задания Личностные: формирование понятия о здоровом образе жизни
Метапредметные: выполнение действий по образцу.
Взаимодействие в группе.Исследо-вание
Выяснить, какую роль играет имя прилагательное в речи
Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка, и прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.
-Какую же роль играют прилагательные в речи?
Коллективная работа.
- Найдите соответствия. К словам левого столбика найдите пару из слов правого столбика.
Молодец красная
солнце ясное
ночь вороной
конь добрый
лес лунная вода дремучий- Как называются слова из правого столбика? (эпитеты)
- Для чего используются эпитеты в речи? Работают с эпиграфом урока, анализируют, делают вывод о роли прилагательных в речи.
-украшают речь, делают её образной, эмоциональной Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Предметные: закрепление знаний об эпитетах, их роли в художественной речи, уточнение роли прилагательных в речи
Метапредметные: развитие монологической речи. Работа с разными видами информации.
Анализ, синтез,
Высказывание своего мнения.
Закреп-ление Работа с текстом. Прочитать вступление к поэме “Руслан и Людмила”, выписать прилагательные со словами, к которым они относятся,обозначит род, число, падеж.
Самостоятельная работа в тетрадях Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.
Предметные: графическое выделение окончаний прилагательных.
Метапредметные: ориентироваться в полученной информации
Рефлек-
сия Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.
4588936915150045889414245200 Личностные: понимать личную ответственность за результаты деятельности
Предметные: осознание важности изучения прилагательного как части речи.
Метапредметные:
рефлексия способов и условий действия.
Домашнее задание. 1.Выписать из художественных текстов 5 предложений с именами прилагательными.
2.Подготовить связной рассказ о роли прилагательного в речи (с примерами).
3.Упражнение №6 (стр. 45), рабочая тетрадь. Ученики выполняют одно домашнее задание, на выбор. Личностные: самостоятельная реализация домашнего задания Предметные: применение знаний, полученных на уроке Метапредметные:выбирать способ реализации дом.задания