Разработка урока по русскому языку Имя прилагательное как часть речи 4 класс


План – коспект урока
Паньшина Е.А.
учитель начальных классов ШГ№10
Класс: 4
Дата: 16.11 2016г.
Предмет: русский язык
Тема: «Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки»
Цель: Познакомить учащихся с именем прилагательном и его основными грамматическими признаками.
Задачи:
Обобщить знания о лексическом значении прилагательного, его основных грамматических признаках.
Совершенствовать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж по имени существительному.
Развивать умения видеть роль конкретной языковой единицы (имени прилагательного) для понимания смысла текста. Развивать умение работать в группе.
Воспитывать интерес к слову, учить чувствовать и понимать его эстетическую ценность.
Развитие пространственных представлений ориентации.
Ход урока
Настрой на урок.
Перед началом урока вы получили буквы «у», «д», «а», «ч», «и», «!».
(деление на группы)
Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке.
Повторение.
А все остальные ребята обратили внимание на выполнение домашнего задания. Дома вы должны были повторить все об имени существительном.
А) Мозговой штурм
Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (существительное)
Какие грамматические признаки имеет имя существительное? (род, склонение, изменяется по числам, родам, падежам)
Каким членом предложения может быть имя существительное? (подлежащим, дополнением, обстоятельством).
Как определить род существительного? (по окончанию: поставить в ед.ч. И.п.; по местоимению: подставить к существительному местоимение)
Что называется склонением существительных? (изменение существительных по падежам)
Как определить падеж существительного (найти слово, с которым связано существительное, поставить от него вопрос.По вопросу и предлогу определить падеж)
Какие падежи называются косвенными (Р.п., Д., В., Т., П.)
Какой падеж имеет начальная форма имени существительного. (И.п.)
Какие существительные отвечают на один и тот же вопрос в И.п. и В.п.? (неодушевленные имена существительные)
Какие существительные в Р.п. и В.п. отвечают на один и тот же вопрос (одушевленные имена существительные)
Какие существительные называются неизменяемыми? (которые не изменяются по падежам и числам, но имеют род, например: пальто)
Как определить склонение существительных? (нужно поставить слово в начальную форму – И.п., ед.ч., определить род, например: школа – ж.р. 1скл.)Какие окончания имеют существительные 1 и 2 скл в П.п.? (Е)
Каковы особенности падежных окончаний имен существительных 3 скл.? (И.п., В.п. – нулевое окончание, Р., Д, П – окончание – Е
Б) Формулировку правило об имени существительном проговорите в группах.
Проверка карточек. Оценки.
Выслушать 1 учащегося правило. Индивидуальная работа у доски.
(по карточкам)
№1. Вставить, в окончаниях мягкий знак:
Калач глушь багаж
Борщ сушь кирпич
Пейзаж помощь манеж
В каком случае у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак? (у существительных 3скл на конце после шипящих пишется Ь)
№2. Вставить пропущенные буквы. Свой выбор обосновать.
Врачо/ём сердце/ом
Плащо/ём луже/ой
Саранчо/ёйдачо/ёй
Когда пишем О-Е в окончаниях существительных? (под ударением О, без ударения Е)
№3. Вставить пропущенные окончания. Указать склонение и падеж.
Жил в городе 2скл, П.п.
Сидят на поляне 1скл., П.п.
Запах полыни 3скл., Р.п.
Тетрадь по математике 1скл., Д.п.
Запах степи 3скл., Р.п.
Говорил о товарище 2 скл., П.п.
Как проверить безударные падежные окончания существительных? (нужно подобрать существительное того же склонения, но с ударным окончанием)
Чем полезно растение полынь?
Полынь применяют в медицине: при ангине, давлении, головных болях.
№4. Сделать морфологический разбор имени существительного на дороге
(где?) на дороге –сущ.; предмет.
1. Н.Ф. – дорога
2. Пост.:А) нариц.
Б) неодуш.
В) ж.р.
Г) 1- е скл.
3. Непост.
А) в П.п.
Б) в ед.ч.
III. (На чём?) На дороге (дополнение).
Магнитная доска
Расставить существительные по склонениям
1 2 3
берёзы листья степи
деревья метели
кони
На местах:
№1. Определи склонение существительных
Лист, дерево, степь, цветок, озеро, ель, ракета, трава, кровать.
№2. Сделать синтаксический разбор предложения. Дать характеристику предложению.
Зимой лось ночевал в старом осиннике.
№3. Просклонять существительные по падежам: ночь, зима, ветер.
№4. Исправь ошибки у Пети Ошибкина.
Ёлачка оказалась на бумажной фабрики.К страительнойплощядкипадьехалгрузавик.
Новая тема.
- А вот о чём пойдет речь на уроке, вы узнаете, разгадав загадку.
«Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!»
(прилагательное)
-Тема нашего урока имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки.
(снимаю плакат)
- Определите задачи нашего урока по финворду. (открываю створку)
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
Работаем в группах, определили спикеров.
Работаем с карточкой №1. Время работы 2 минуты.
Составить правильное слово, определить цвет, размер, вкус, форму.
Презентуем работы (вешаем на магнитную доску)
Сформулируйте правило, что обозначают эти слова для предметов.
Зафиксируйте это в опорной схеме.
Ребята, составьте предложение со своим словом и запишите его в тетрадь. В словосочетании прил+сущ найдите главное и зависимое слово. Определите род, число и падеж прилагательных. Выделите окончания прилагательных. Прилагательные подчеркните.
Время работы 3 минуты.
Проверка работ.
Расскажите по таблице, какие окончания имеют прилагательные м.р., ж.р., ср.р.
(таблица прилагается)
Зафиксируйте это в опорной схеме.
Физминутка (музыкальное сопровождение)
Откройте учебники на стр. 123 у 258. Прочитайте задание. Вам задание понятно? Это упражнение вы выполните дома.
К сегодняшней теме Арина подготовила стихотворение. Давайте ее послушаем.
Зачеркните прилагательные в стихотворении. Что получилось?
Для чего нам прилагательные в речи?
Каким членом предложения является прилагательное?
Зафиксируйте это в опорной схеме.
Мы познакомимся с частью речи прилагательное, узнаем его основные грамматические признаки, число, род, падеж; узнаем, как правильно писать окончания прилагательных, каким членом в предложении является прилагательное.
Бузар – арбуз, няды – дыня, монли – лимон, нявши – вишня, околбя – яблоко, манридан- мандарин.
Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
А __(_ученик)_______ пойдёт выполнит эту работу на доске со словом фрукты.
Окончания имён прилагательных
род вопрос число окончанМ.р.
Ж.р.
Ср.р. Какой?
Какая?
Какое?
Какие? Ед.ч.
Мн.ч. ой,ый,ийая,яяое,ееые,иеЧитаем стихотворение. Одно словосочетание разбираем.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
(И.Бунин)
Лес стоит над поляной рядом берёзы.
Прилагательные придают речи красоту и поэтичность.
Используя прилагательные в речи, мы можем красочно рассказать о родной природе, о нашей родине.
Определением.
Заключительная часть.
Посмотрите на финворд. Все задачи урока выполнили?
Обобщим всё о чем мы говорили на уроке.
Довольны вы своей работой?
Оцените свою работу в листах самооценивания.
Выставление оценок.
Возьмите яблочки, напишите на них пожелания и прикрепите на яблоню. Мы выполнили все поставленные задачи.
Скиперы прикрепляют на доску схемы. Один ребёнок рассказывает по схеме правило. Работы остальных групп проверяет учитель – эксперт (гость)
Дети оценивают свою работу на уроке в листах самооценивания.