Информационная справка по готовности первоклассников
Информационная справка по результатам
мониторинга готовности первоклассников
к обучению в школе в 2015/2016 учебном году
В соответствии с приказом управления образования администрации Павловского муниципального района от 02.09.2015г. № 349 «О проведении мониторинга готовности первоклассников к обучению» с целью получения объективной информации об уровне готовности первокласников к школьному обучению, организации эффективной работы учителей начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО с 15.09 по 30.09.2015года в МБОУ СШ №11 г. Павлово проходил мониторинг готовности первоклассников к обучению в школе.
В мониторинге использовался комплект материалов «Школьный старт»:
- Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/Под ред. М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014.
- Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе/Под ред. М.Р. Битяновой. 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Было проведено анкетирование родителей, цель которого – получение информации по вопросам, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, подготовки ребенка к школе, оказания помощи ребенку в начале обучения, а также получение информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе. На каждого ученика заполнялась «Карта первоклассника», в которую заносилась информация о состоянии здоровья ученика и оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе (материалы из комплекта к.п.н. Г.С.Ковалевой «Готовность первоклассников к обучению в школе» - http://www.centeroko.ru/fgos/fgos_pub.htm)Показатели готовности первоклассника к обучению в школе включают следующие позиции:
Предпосылки УУД
Наблюдательность
Мыслительные способности
Контрольные умения
Коммуникативные умения
Мотивация
Предметные навыки
Навыки чтения, письма, счета
Индивидуально-личностные особенности ребенка
Усвоение норм поведения в школе
Успешность функционирования в роли ученика
Взаимодействие со сверстниками
Эмоциональная стабильность (тревожность)
Эмоциональное благополучие
Цена адаптации ребенка к школе
Индивидуальные особенности здоровья
Инструментальная готовность
Личностная готовность
Группа по уровню готовности
Возрастное соответствие массы тела и роста
Физкультурная группа
Группа здоровья
Умения, составляющие инструментальный и личностный компоненты стартовой готовности, являются важной предпосылкой формирования универсальных личностных и метапредметных учебных действий.
Развитие умений, входящих в блоки «наблюдательность» и «мыслительные способности», создает важнейшие предпосылки для формирования познавательных УУД. «Контрольные» умения составляют основу формирования регулятивных УУД. Коммуникативные умения, входящие в инструментальный компонент стартовой готовности, и личностный компонент также соотносятся с образовательными результатами 1 класса и всей начальной школы.
Инструментальный компонент педагогической готовности характеризует сформированность в дошкольном возрасте 15 умений, позволяющих ребенку:
– осуществлять учебное наблюдение в рамках задачи, поставленной учителем (наблюдательность – 5 умений);
– осуществлять мыслительную деятельность (логические операции) на наглядно-образном уровне (мыслительные способности – 7 умений);
– осуществлять оперативный контроль собственных действий на основе образца и инструкции, данных взрослым (контрольные умения – 2 умения);
– вступать в целенаправленное учебное общение со взрослым и сверстниками, удерживая тему и основные направления ее развития (коммуникативное умение).
У большинства первоклассников умения наблюдать(98%)сформированы на базовом уровне, 2% на низком уровне.
Значение логических умений, входящих в блок «мыслительные способности» трудно переоценить, так как они являются основой успешного обучения. Средний показатель составил -86%. (Приложение№1). Следует отметить, в блоке «мыслительные способности» низкий показатель – видеть закономерность в изучаемой информации – 70%.
Средний показатель выполнения 2 контрольных умений – 80%.
64% первоклассников владеют коммуникативным умением использовать речь взрослого как источник информации при выполнении заданий.
Доля первоклассников с базовым уровнеминструментальной готовности составляет 58%.Низкий уровень инструментальной готовности ---Низкий уровеньсформированности умений инструментального компонента может свидетельствовать как о педагогической запущенности и незрелости ребенка, так и о наличии проблем в психическом развитии. Большое количество детей с низким уровнем сформированности предпосылок учебной деятельности требует от учителя коррекционной работы, направленной на развитие соответствующих умений, как с группой обучающихся, так и индивидуальной. Педагогу необходимо не столько организовывать ситуации тренировки для детей, сколько помогать им осваивать способ выполнения того или иного задания: как лучше наблюдать, как осуществлять умственное действие, как осуществлять контроль. В этом случае формируемые умения станут действительно прочной основой дальнейшего обучения и развития.
Личностная готовность к обучению отражает учебную мотивацию первоклассника, его отношение к школе, а также готовность обучаться на высоком уровне сложности.
Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Проведенное исследование показало, что очень хотели пойти в школу 96% будущих первоклассников.
Несмотря на то, что 90% первоклассников имеют базовый уровень личностной готовности,75% имеют мотивационную готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности
Низкий уровень личностной готовностиу 4% первоклассников. Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению, в последующем она проявится в сниженной активности на уроке и в целом в учебной деятельности. Такие дети в своей учебной эффективности зависят не только от собственного самочувствия, но и от самочувствия взрослого, его готовности поддерживать ребенка, придавать ему сил своими реакциями, оценками, побуждениями и т.д. Таким детям очень важно понимание, индивидуальный педагогический подход. Иногда, помимо грамотной педагогической поддержки, требуется помощь психолога, логопеда или даже врача.
Показатель «Навыки чтения, письма, счета» отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем. Специфические проблемы могут возникнуть как у сильных детей (риск потери интереса к учебе в слабом классе, возникновение позиции стороннего наблюдателя, необходимость переформирования навыка, отсутствие навыка к систематической, «рутинной» учебной работе и др.), так и у слабых. Базовый уровень развития навыков отмечается у 37% первоклассников, низкий – у 63%
Значительное отличие от среднего по классу по данному показателю указывает на возможность затруднений у ребенка при адаптации к обучению. Дети, у которых показатели значительно ниже среднего, будут испытывать двойную нагрузку, догоняя класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со стороны учителя, терпение взрослых. Учителю необходимо владеть навыками работы с разноуровневым классом, иметь комплекты разноуровневых заданий.
Индивидуально-личностные особенности ребенка
Школьная готовность – понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребенка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика.
В начале школьного обучения все дети находятся в стадии адаптации к обучению к школе. Меняется социальная роль ребенка, он становится учеником, к нему предъявляются другие требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия с людьми. К этим изменениям в его жизни ему необходимо адаптироваться, что требует больших психологических и физиологических затрат. У каждого ребенка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией.
Важным показателем адаптации ребенка к школьному обучению является усвоение норм поведения в школе.
Из данных опроса учителей и родителей следует, что 41% первоклассников испытывают трудности в управлении своим поведением и требуют педагогической поддержки в период адаптации к школьной жизни. Если ребенок встречает понимание взрослых, поддержку в школе и дома, то постепенно адаптируется к школе, возбуждение постепенно уменьшается, поведение упорядочивается. Для детей с любыми нарушениями в функционировании нервной системы очень важно правильно организовать режим дня. Большое значение для успешного преодоления имеющихся проблем имеет помощь специалистов – психолога и невропатолога. Если помощи нет, то проблемы с поведением могут только увеличиваться.
Начало школьного обучения требует от первоклассника большого напряжения регуляторных систем – иммунной, нервной, психологической. Уровень протекания адаптационного синдрома в значительной степени зависит от базового состояния здоровья ребенка. Для первоклассника здоровье является важнейшим ресурсом, с одной стороны дающим возможность дальнейшего полноценного развития, а с другой – индикатором, отражающим предшествующие условия развития.
Первую группу здоровья имеют 15% первоклассников, вторую группу здоровья – 71%.Уэтих детей имеются некоторые функциональные нарушения, дефицит или избыток массы тела, перенесенные недавно заболевания.Около 14% первоклассников отнесено к третьей группе здоровья.
По физкультурным группам первоклассники распределились следующим образом: 44%– основная физкультурная группа, 50% –подготовительная,3%–специальная и 2% –освобождены от занятий физической культуры.
Таким образом, значительная часть детей уже имеет достаточно выраженные проблемы со здоровьем. Перед педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную жизнь сохранить имеющийся запас здоровья ребенка.
Поступление в школу означает также активную социализацию через постоянное пребывание в коллективе сверстников. Успешность в сфере общения со сверстниками является важным условием успешной социально-психологической адаптации первоклассника. Для многих современных детей только при поступлении в школу возникает возможность активного взаимодействия со сверстниками. Базовый уровень показателя «взаимодействие со сверстниками» означает достаточно успешное вхождение ребенка в коллектив сверстников – 84% первоклассников, низкий уровень – проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками – 16% первоклассников.
Необходимо учитывать, что в первые годы обучения отношения одноклассников к ребенку в значительной мере определяются отношением к нему учителя, транслируемого через оценки и замечания. Ребенок, которого хвалит учитель, воспринимается как желаемый для общения, а тот, кому часто делают замечания – отвергается. Таким образом, учителю первого класса необходимо особенно осторожно демонстрировать свое отношение к детям и их поступкам. Многие негативные стереотипы взаимоотношений формируются очень быстро в самом начале совместного обучения, и затем трудно корректируются. Важно сразу задавать позитивный тон взаимодействия, предупреждая конфликты.
Коммуникативная компетентность – это такая же система знаний, умений и навыков, как и другие учебные компетентности. Этому необходимо учить, используя в учебной деятельности групповые формы, игровые приемы и технологии. Важным режимным моментом является перемена, именно здесь можно ежедневно давать первоклассникам возможность учиться общению.
Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Этот показатель демонстрирует, насколько успешно первоклассник осваивает роль ученика. Справляется с учебной нагрузкой, адекватно реагирует на различные факторы школьной среды и управляет собственным поведением, способен к самоорганизации учебной деятельности. Базовый уровень психофизиологической, личностной и социальной зрелости, по данным обследования, имеют менее половины первоклассников – 75% .
Семья как ресурс школьной успешности ребенка
При поступлении в школу ребенка перед родителями стоит задача выбрать образовательное учреждение. Родители могут отдать своего ребенка в ближайшую школу по месту жительства, либо специально искать школу, которая, по их мнению, была бы оптимальной для ребенка. 100% родителей выбрали школу ближе к дому.
Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребенка к школе определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе. Помощь родителей на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем будут способствовать успешному обучению детей в школе. Для организации эффективного взаимодействия с семьями первоклассников по оказанию поддержки детям учителя начальной школы должны владеть информацией о семьях своих учащихся.
Данные о том, как осуществлялась подготовка детей к школе, были получены в ходе опроса родителей. Большинство первоклассников (94%) ходили в детский сад. 73% родителей отметили хорошую подготовку к школе в детском саду, около половины первоклассников посещали подготовительные занятия в школе (в которую пошел ребенок –36%, занимались с репетитором – 13%. Самостоятельно занимались со своими детьми 28% родителей.Чем выше значение показателя «Подготовка к школе в семье», тем больше вклад семьи в подготовку к школе ребенка. Следует обращать внимание на крайности: ниже среднего как фактора педагогической запущенности, и значительно превышающего средний уровень как гиперсоциальной модели воспитания, излишне фиксированной на успехах ребенка. Обе модели создают свои проблемы на этапе вхождения в школьную жизнь. С одной стороны это может обернуться отсутствием сформированных предпосылок учебной деятельности, а с другой тем, что ребенок уже пресыщен «обучалками» и у него отсутствует интерес к школьному обучению.
Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д.. Многие родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность, тем самым, развивая общую готовность к школе. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается. Поэтому учителя должны учитывать сложившуюся ситуацию.
Для учителей важной может быть информацияо приоритетных установках родителей в связи с обучением в школе. Их анализ позволяет понять, как родителями воспринимается обучение в школе. Выделяется две полярные позиции: или ребенок заранее настраивается только на отличную учебу, и любые неудачи излишне драматизируются, вся жизнь не только ребенка, но и всей семьи концентрируется на школьных успехах; или учеба воспринимается как нечто, не имеющее большой ценности. Возможны негативные последствия обеих позиций.
По данным опроса, 28% родителей настраивают своих детей на получение отличных отметок, 50% – на обучение без троек. «Отметки не главное. Главное – знания» считают 19% родителей, а «Отметки не главное. Главное – быть здоровым» – 2% родителей.
Данные о том, как в семьях планируется помощь первокласснику, показывают, что в основном помогать в приготовлении уроков будут матери первоклассников (92%). 45% отцов также планируют оказывать помощь своим детям. 6% родителей готовы нанять репетитора, если потребуется.
При поступлении в школу в семье должны быть созданы необходимые условия, способствующие успешному вхождению ребенка в школьную жизнь, например, соблюдение режима дня, создание условий для занятий (места для занятий, домашней библиотеки и др.).Подавляющее число первоклассников имеет «уголок школьника» – свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий. Однако 9% первоклассников не имеют дома места для занятий. Такие дети должны быть выявлены с самого начала обучения, и по возможности нужно помочь семье в создании условий для занятий. Если этого сделать нельзя, то для таких детей должны быть организованы специальные условия обучения в школе, компенсирующие отсутствие образовательной среды дома.
Уровень готовности первоклассников к обучению в школе по результатам опроса учителей и родителей:
Уровень готовности Доля первоклассников
По оценке учителя По оценке родителей
Высокий 12% 5%
Средний 64% 88%
Низкий 24% 7%
Проведение исследования на основе единых методик и инструментария позволило оценить уровень готовности к обучению в школе 67 (100%) первоклассников Павловского района.
На основе полученных результатов можно составить обобщенный портрет первоклассников, отражающий некоторые характеристики детей, которые должны учитываться уже на первых этапах обучения в школе.
В соответствии с вышеизложенным, в целях обеспечения достижения образовательных результатов освоения обучающимися ООП НОО рекомендовать
1. Руководителю ШМО учителей начальных классов:
вынести на рассмотрение ШМО вопросы формирования у учащихся умений, по которым показаны низкие результаты;
организовать методическое сопровождение учителя по организации коррекционной работы с учащимися.
2. Учителям первых классов:
использовать результаты стартовой диагностики при планировании работы, в том числе и коррекционной, по формированию универсальных учебных действий у младших школьников;
осуществлять индивидуализацию процесса обучения для достижения каждым ребенком максимально положительного результата;
активнее применять в образовательном процессе современные технологии деятельностного типа;
совершенствовать работу с родителями по созданию условий для освоения ООП НОО каждым обучающимся.
Руководитель ШМО Стешова С.А.