Организация работы по профессиональному самоопределению


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.
С этим периодом связано начало преобразований мотивации, всей системы ценностных ориентаций, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека. Профессия также характеризуется как система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в учреждениях среднего профессионально образования и высшего профессионального образования. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку рабочих и специалистов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.
Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности;
Факт поступления в училище укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на первом курсе нередко возникает вопрос о правильности выбора учебного заведения, специальности, профессии. Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе учебного учреждения, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности.
Что же определяет выбор профессии? Отвечая на этот вопрос, отмечаем восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т.д.); 4) личные профессиональные и жизненные планы; 5) способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности. Не следует забывать и о типе темперамента, характере, состоянии здоровья, домашних условиях, образовательном уровне родителей, экономическом состоянии, полоролевом стереотипе.
Исследования, проводимые в сентябре среди студентов первого курса Торезского высшего профессионального училища им. А.Г. Стаханова три последних года, показали процентное соотношение основополагающих факторов выбора профессии (рис1). Наилучшее положение в 2013году – самоопределились в выборе профессии 40% студентов, в 2015году - 37%. Наихудшее в 2014году, в период боевых действий– 25%. То есть большая часть студентов выбрала профессию под воздействием внешних факторов.
э
Рис.1.
Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Поэтому профориентационная работа с молодыми людьми, чрезвычайно важна.
Исследуя проблему уверенности в правильном выборе профессии, в начале первого года обучения в училище, все первокурсники разделились на три группы. Менее 40% однозначно решили для себя, что их будущая профессия полностью соответствует их основным склонностям и интересам. От 14% до 19% не соответствует. Большая часть студентов, от 44% до 56%, не определились (рис.2).

Рис.2
На протяжении первого курса осознается призвание к избранной профессии, определение профессионально значимых качеств личности, своеобразная "готовность" (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Поэтому в Торезском высшем профессиональном училище им. А.Г.Стаханова специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников и направленная на укрепление профессионального самоопределения и соответствия. Приведу несколько наиболее эффективных и результативных мероприятий проводимых в училище.
Ввод в профессию начинается с посещения музеев профессионального мастерства, истории профессии, трудовой славы, рекордсменов и передовиков производства. При училище функционирует музей знаменитого горняка А.Г. Стаханова (рис.3) и музей истории электронной и радиотелевизионной аппаратуры (рис.4), в которых экскурсоводы-старшекурсники знакомят первокурсников с историей профессии, людьми, внесшими большой вклад в ее развитие, профессиональной техникой, рекордами и достижениями, продолжателями движений, трудовыми династиями и т.д. Музей является центром сохранения ценностных ориентиров, получения не только аргументированных, но и эмоционально выразительных сведений (музейные экспонаты). Формирует у студентов интерес к истории профессий, потребности ведения исследовательской деятельности и самообразования.

Рис.3 рис.4
Далее, обязательно, экскурсия на предприятие (по профессиям). Здесь студенты воочию видят производство, технологический процесс, оборудование, условия и конечный результат труда. Побеседуют с рабочими и работодателем. Посещение предприятий приблизит первокурсников к реальности профессии и действительности труда, покажет положительные и отрицательные ее стороны.
В связи с переходом на новые профессиональные стандарты, на первом курсе основная часть учебного времени отведена для изучения дисциплин общеобразовательного цикла и лишь несколько часов для профессиональных модулей. Поэтому, вся профессионально направленная работа проводится во внеурочное время.
Наиболее активно и результативно в этом направлении работает преподаватель спецдисциплин профессии повар, кондитер Шилина О.А. Планирует и проводит мероприятия различной тематики и формы, обязательно связывая с профессией повара или кондитера. Например, воспитательные часы: «Широкая масленица» с блинами и блинчиками; «Чайная церемония» с чаем, бубликами, сушками и баранками; «Запахи в жизни человека» со специями; «Жить здорово» с фруктами и овощами. Проходят они просто, душевно и «вкусно». У студентов возникает интерес к постижению будущей профессии, желание реализовать себя в ней. Через профессию приносить радость и удовлетворение людям.
Еще один вид работы, это привлечение первокурсников к исследовательской работе по профилю. Мастер производственного обучения Савченко О.Н. с группой первокурсников, обучающихся по профессии продавец, провела исследования предприятий торговли г. Тореза и их ассортимент. Определили среднюю ценовую категорию товаров и наиболее востребованные из них, значение, необходимость и востребованность профессии.
Расширяет профессиональный кругозор подготовка студентов и участие в республиканских и международных профессионально направленных теоретических конференциях. Так, под руководством научного руководителя Белошицкой Л.В., студент Сокольский Виталий принял участие в республиканской научно-теоретической конференции учащейся молодежи «Перспективы промышленного и социального развития Донбасса» (рис.5). Студентка Корниенко Светлана, под руководством мастера Котляровой Е.Ю., выступила на международной научно-теоретической конференции с докладом: «Профессия повара в моем городе на все времена» (рис.6). Сбор теоретического материала из различных источников, его анализ, систематизация и выводы углубляют знания о профессии. Общение со студентами-единомышленниками, в период проведение конференций, вселяет уверенность и гордость за избранную профессию.

Рис.5 рис.6
Укрепляется профессиональное самоопределение и во время вовлеченности студентов в подготовку и проведение уроков дисциплин профессионального цикла, профессиональных модулей. Например, преподаватель статистики Абакумова О.В., проводя урок по теме: «Статистические исследования населения» вовлекла в процесс изучения и применения формул, составления таблиц, аналитических выводов студентов по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Использовались не абстрактные статистические данные, а студентов и их семей: количество членов семей, пол, возраст, занятость, образование и так далее. Материал легко воспринимается, хорошо запоминается, раскрывается смысл и цель работы по профессии. В тоже время формируется атмосфера доверия, взаимодействия, взаимопонимания и сплоченности всех участников, возрастает уровень гражданско-патриотической, творческой и познавательной активности студентов, растет успеваемость по смежным дисциплинам, расширяются границы личностного ориентирования.
Планомерно профессионально направленно обучая и воспитывая, в конце первого курса диаграмма профессионального определения существенно меняется в сторону уверенности в правильности выбора профессии (рис.7).

Рис. 7
Диаграмма показывает, что наиболее результативно работа проведена инженерно-педагогическими работниками в 2014-2015 учебном году – на 96%. На одном уровне в 2013-2014 и 2015-2016 учебных годах – 79%.
Работа по профессионализации продолжается на втором и третьем курсах. Но основой являются дисциплины профессиональных модулей, учебная и производственная практики. В этот период крепнет профессиональная самостоятельность. К концу обучения по той или иной профессии окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.
Используемые источники:
Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1993. № 3.
Казанская В.Г. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. - М.: Высшая школа, 1990.
Основы педагогического мастерства. - Киев, 1987
Психология профессиональной подготовки. СПб, 1993.
Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - МГУ, 1985.
Директор Торезкого ВПУ
им. А.Г. Стаханова
Подлесная И.М.