О готовности к школьному обучению.
О готовности к школьному обучению.
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного образования кардинальным образом меняет весь уклад жизни ребёнка. Трудности подстерегают его уже в самые первые дни обучения. Они многолики и прячутся за каждым углом.
Многие ошибочно считают, что необходимое условие подготовленности - максимально больший объём знаний, который должен иметь дошкольник. Старания родителей при этом не знают меры. Папы, мамы, бабушки загружают его всевозможными знаниями, не учитывая возрастные особенности. Такие дети часто приходят в школу читающими. считающими и даже порой пишущими, но через полгода их обгоняют те , кто не читал и не считал. А причина в том , что они не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу постоянными поощрениями, к чему они привыкли дома. В условия работы в классе , к сожалению возможности индивидуальной работы с такими детьми минимальны , и они быстро теряют интерес к учёбе, а так как сами сосредоточится и активно работать не могут, то начинают отставать.
Важной чертой общей подготовленности к школе являются не просто разрозненные знания о предметах, а умение видеть связи, закономерности. Важно, прежде чем научить читать - создать условия, предпосылки для успешного обучения чтению: развивать речь, способность различать звуки речи, не учить писать , а развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.
Как правило психолого-физиологическая готовность к школе возникает естественным путём при нормальном развитии дошкольника. имеется ввиду, что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми как в сюжетно-ролевые игры. так и в игры с правилами. он рисует, лепит, раскарашивает , занимается с разнообразными конструкторами и конечно же слушает сказки и рассказы. Чтение взрослых детям должно быть неотъемлемой частью каждого дня ребёнка. вырастая в такой атмосфере, ребёнок к 6 годам. а то и раньше начинает стремиться научиться читать. считать и в этом на первых порах , не нарушая методики, ему могут помочь близкие.
теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребёнка. потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок полноценного развития ребёнка, процесса его социальной адаптации.
так какими же знаниями должен владеть первоклассник? ваш ребёнок должен хорошо оперировать в речи обобщающими понятиями , должны знать детёнышей животных (свинья-свинята, овца-овчата, лиса-лисёнки),Уметь употреблять в своей речи предлоги не только простые (на. за. в. с), но и сложные (из-за, из-под, между, около и тд) (котёнок сидит под стулом - вылезает из стула). Важно, чтобы к началу школьного обучения были поставлены все звуки речи. при нарушенном звукопроизношении ребёнок пишет так как говорит, т.к пишет он под собственную диктовку. Но есть дети с нерезко выраженными речевыми отклонениями , которые произносят все звуки правильно и не выделяются среди сверстников, но с началом школьного обучения часто обнаруживается их полная несостоятельность, они с трудом овладевают грамотой, пишут со специфическими ошибками. Такая проблема возникает, когда физический слух у ребёнка прекрасный, но вот звуки он слышит по своему. Может путать звуки близкие по звучанию: глухие-звонкие (ш-ж,с-з, т-д), твёрдые-мягкие. Кроме этого ребёнок не может выделить заданный звук из слова, определить положение звука в слове, определить количество звуков в словах, из определённых звуков выложить слог или слово. У ребёнка могут быть нарушения слоговой структуры (скоровода). Если у трёхлетнего малыша такая речь вызывает умиление, то здесь плакать надо. Достаточно часто неправильно используются грамматические категории: число, род, падеж (Дом стояла за рекой. Лиса и лисята гуляла в лесе). Так же в группу риска входят дети имеющие нечёткую артикуляцию (мямли)-нечёткая команда мозгу от нечёткой артикуляции да ещё при недосформированности фонематических процессов влечёт за собой ошибки в чтении и письме.
Но даже, если ваш избежал всех перечисленных проблем ,это ещё не значит, что он готов сесть за парту. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к школе.
Психологическая готовность к школе включает в себя:
1. интеллектуальную готовность - развитое внимание, память, сформированные мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между предметами и явлениями. К 6-7 годам ребёнок должен знать:
-полный адрес
-название страны, столицы
-имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы
-времена года, их последовательности основные признаки
-названия месяцев, дней недели
-основные виды деревьев и цветов
Ему следует различать диких и домашних животных, знать, что бабушка - это мама отца или матери. Иными словами он должен ориентироваться во времени, пространстве и своём ближайшем окружении.
2. Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль-школьника.. Поэтому важно, чтобы школа для него была привлекательной своей главной деятельностью - учёбой. Вам не обязательно формировать любовь к школе, т.к. невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учёба необходимая обязанность современного человека и от того, насколько она будет успешной, зависит отношение к нему окружающих.
Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действия, выполнить его, проявив определённые усилия, оценить свой результат, а так же умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Коммуникативная готовность проявляется в умении подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Оно предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту. Личный пример терпимости к соседям, родным, играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то и все навык приобретаются ребёнком именно из игры. Но, к сожалению на её место по вине родителей пришли телевизор и компьютер. В компьютерных играх, если они не специализированно обучающие, не работает воображение, фантазия, а ребёнок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. Это приводит к снижению интеллектуального развития и угасанию познавательной активности. Ребёнок не ищет новых знаний в окружающем его мире, и расшевелить его ваша задача.