внеклассное мероприятие: математическая игра Крестики-нолики
00Математическая игра «Крестики-нолики»
5,6 классыМатематическая игра «Крестики-нолики»
5,6 классы
Учитель математики МКОУ «Черебаевская ОШ»
Карманова Ольга Вячеславовна.
00152400152400Предлагаю вашему вниманию математическую игру «Крестики – нолики».
Известному ученому Б. Паскалю приписывают такую фразу: « Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его немного более занимательным».
В основе мероприятия лежит всем известная и любимая детская игра «Крестики – нолики». На доске представлено красочное игровое поле, состоящее из 9 клеток:
Конкурс капитанов
Танграм Берегись ошибиться!
Черный ящик
Разбитое зеркало
Считай, не зевай!
Угадай слово!
Сосчитай-ка! Конкурс эрудитов
Правила игры
В этой игре играют 2 команды: «крестики» и «нолики». Первый ход разыгрывается между командами: например, «Кто может назвать пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней». По очереди команды выбирают игровую клетку. (Естественно, учитывая правило игры «крестики-нолики» по вертикали, диагонали, горизонтали). Каждая клетка предполагает математическое задание. Та команда, которая выиграет задание, ставит в клетку свой знак. Так как задания затрагивают разные области знаний в математике, у ребят есть возможность проявить свои индивидуальные способности.
Данная игра решает следующие задачи:
1. Развивает интерес к математике, решению нестандартных задач, помогает увидеть связь математики с жизнью.
2. Развивает гибкость и быстроту мышления, умение нестандартно мыслить, находить оригинальные решения.
3. Воспитывает умение работать в команде, уважать чужое мнение и отстаивать свое.
«Конкурс капитанов».
Каждому капитану предлагают по 6 вопросов на одну букву:
«К»
1000 м – это … (километр)
Геометрическая фигура, четырехугольник. (квадрат)
Число, которое делится на а без остатка. (кратное)
Геометрическая фигура, площадь которого вычисляется по формуле S= П R2 . (круг)
Число, определяющее положение точки на числовой прямой. (координата).
Есть у растения и у уравнения. (корень)
«Д»
Арифметическое действие. (деление)
Число, на которое делят. (делитель).
Он есть у окружности. (диаметр).
Она живет в двухэтажном доме, бывает правильной и неправильной. (дробь)
Они бывают обыкновенными и ….(десятичными)
Её можно измерить с помощью линейки у отрезка (длина).
«П»
Равенство двух отношений.(пропорция)
Геометрическая фигура, четырехугольник.
Результат умножения. (произведение).
1/100 (процент).
Произведение длины и ширины прямоугольника. (площадь).
Имеют ровно два делителя. (простые)
«Танграм».
Каждой команде предлагается карточка с тремя фигурками. Надо как можно больше фигурок приклеить на лист бумаги.
«Берегись ошибиться».
В математике немаловажную роль играет точность определения на глаз, наблюдательность, память.
-проверь свою наблюдательность:
1. какая ширина ученической тетради? (17 см).
2.сколько ударов в минуту делает пульс взрослого человека? (50-100).
3.сколько весит слон? (2-7 т).
4.сколько груза может увезти лошадь? (300-800кг)
-проверь точность глазомера:
1.определи длину данного отрезка.
2.определи величину данного угла.
3.сколько весит ученическая тетрадь. (9 г)
«Разбитое зеркало»
Собрать мозаику или пазл. Каждой команде дается задание в конверте.
«Считай, не зевай!»
Участникам раздаются комплекты цифр от 0 до 9. Напротив каждой команды ставится стул. Ведущий объявляет пример. «Крестики» в этом конкурсе – единицы, «нолики» - десятки. Участники считают и занимают каждый свое место. Если занимают одновременно место, получает каждая команда по очку, если кто-то вперед, то эта команда и получает очко.
46*2=92
41-21=20
96-42=54
73-28=45
100-19=81
42+28=70
29+29=58
39+28=67 32+1=33
87:3=29
25*3=75
48-18=30
«Чёрный ящик»
В черный ящик укладываем предмет. Лучше, если он будет связан с математикой. (транспортир, карандаш, ручка, линейка). Команды по очереди задают вопросы, чтобы угадать, что спрятано в ящике. Ведущий отвечает только «да» или «нет». Кто быстрее угадал, тот и победитель.
«Угадай слово»
д и а м е т р
-в переводе с греческого это слово означает «поперечник». У древнегреческих математиков слово употреблялось и в значении диагональ.
г р а д у с
-латинское слово, означает «шаг». Как заметили вавилонские жрецы, солнечный диск укладывается по дневному пути солнца 180 раз, т.е. «солнце делает 180 шагов». Тогда путь за сутки равен «360 шагам». Круг стали делить на 360 частей. Обозначения, напоминающие современные, использовались Птолемеем, который употреблял шестидесятеричную систему счисления.
к у б
-в переводе с греческого языка «игральная кость». Так как она (кость) имела форму кубика, то название перешло на любое тело той же формы. Название введено пифагорийцами», встречалось у Евклида.
«Конкурс эрудитов»
Шарада – это особая загадка. В ней надо отгадать слово. Оно отгадывается не все сразу, а по частям.
- за мерой ноту вставишь вдруг,
и целое найдешь среди подруг. (Га-ля).
-Число и нота рядом с ним,
Да букву подпиши согласную.
А в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную (сто-ля-р).
-Предлог и малое число
За ним мы букву скажем,
А в целом – ты найдешь его
Почти под домом каждым.( По-два-л)
Логогриф – новая загадка. В ней сначала надо догадаться о каком слове идет речь, затем в отгаданном слове нужно вставить дополнительную одну или несколько букв, получится новое слово.
-Арифметический я знак,
в задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «о» ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка. (Плюс – полюс)
- Я – цифра меньше десяти,
Меня тебя легко найти.
Но если букве «я» прикажешь рядом встать.
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья).
Метаграмма – отгадываем слово, а затем заменяем одну букву на другую, чтобы получилось новое слово.
- Я приношу с собою боль,
В лице большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения. (флюс – плюс).
- Он грызун, но очень мелкий
И только чуть побольше белки
А заменишь «у» на «о»,
Будет круглое число. (Сурок – сорок).
«Сосчитай-ка!»
1 задача.
Над болотцем тихо, тихо…
В тёплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха
С ними – туча комарят!
Комариха с Комаром говорят:
- Сосчитай-ка, Комар, комарят.
- Как же счесть, Комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд?
Насчитала Комариха сорок пар.
А продолжил этот счёт сам Комар.
Комарят Комар до ночи считал.
Насчитал тринадцать тысяч и устал…
А теперь считайте сами вы, друзья:
Велика ли комариная семья? (13082).
2 задача.
Число, увеличив себя вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. Какое это число? (405,5)
Подведение итогов игры, вручение грамот.