Конспект урока по географии на тему Республика Башкортостан. Особенности ЭГП, формирования природы, территории.
9 класс.
Тема урока: « Республика Башкортостан. Особенности ЭГП, формирования природы, территории».
Цели и задачи урока:
1. Проверить знания обучающихся по теме: «Урал».
2. Познакомить с особенностями ЭГП РБ.
3.Дать знания о формировании природы, территории РБ.
4. Развивать патриотические чувства к своей Родине.
5. Выполнить практическую работу : «Определение по картам географического положения РБ».
Оборудование:
Физическая карта РБ, атласы РБ, учебники, контурные карты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение изученной темы.
Географический диктант.
1. В состав Уральского района входят 2 республики: ( РБ, Удмуртия).
2.. Самые крупные города Урала – это города-милионники : (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа).
3.Уровень урбанизации на Урале… (высокий).
4.Численность населения района… ( 22 млн. чел.).
5. По территории Урала проходят границы между: (Крупными формами рельефа, различными участками земной коры, двумя частями света, бассейнами крупных рек, климатическими поясами и областями, природными зонами, двумя крупными частями России (европейской и азиатской), Россией и Центрально-Азиатским регионом.6. Самая высокая точка Урала? (Г. Народная (1892 м.).7. Старейшая отрасль района… (металлургия).
8. Крупнейшим уровнем концентрации ядов и радиоактивных веществ считается уровень в… (500 т/км 2.9. Название горы, сложенной бокситами… (Красная Шапочка).
10. Площадь Уральского экономического района… (824 тыс.км2.).
11. Перечислите города – центры нефтехимии… (Уфа, Салават, Пермь).
III. Изучение новой темы.
Сегодня мы начинаем изучение нашей Родины – Республики Башкортостан. И я хотела бы проверить ваши знания о РБ. Я раздам вам опросник на вопросы которого вы должны будете ответить. (Приложение 1).
По вашим ответам видно, что свою Родину вы знаете.
Теперь запишите план изучения новой темы.
План.
1. ЭГП.
2. Формирование природы.
3. Формирование территории (рельеф).
1.Рассмотрим ЭГП.
Площадь 143,6 тыс.км2. По сравнению с площадью России – это только малая ее часть, но зато S РБ в 4,5 раза больше S Нидерландов и в 5 раз больше S Бельгии.
Практическая работа.
Найдите на карте России нашу республику, которую писатели и поэты сравнивают с березовым листком или с ладонью, раскрытой для рукопожатия всем народам нашей страны. Выделите столицу. Найдите и подпишите соседей РБ. ( на западе – Р. Татарстан и Удмуртия, на востоке – Челябинская область, на севере – Пермский край и Свердловская область, на юге и юго-востоке – Оренбургская область).Рассчитайте расстояние с запада на восток и с севера на юг.
2. Формирование природы.
По природным условиям РБ делят на 3 территории
Западный Башкортостан Горный Башкортостан Башкирское Зауралье
Расположен в пределах Русской равнины. Наиболее благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности людей. Проживает основная часть населения, расположены наиболее крупные города, в том числе столица-Уфа. Охватывает Южный Урал. Менее благоприятен для развития сельского хозяйства и промышленности и поэтому населен и освоен слабее. Протянулось узкой полосой вдоль восточной границы республики к востоку от Уральских гор. На востоке эта область сливается с Западно-Сибирской равниной. По сравнению с Южным Уралом более благоприятно и лучше освоено человеком.
3. Формирование территории (рельеф).
Приурочен к восточной окраине Русской платформы и Предуральскому краевому прогибу. Древний фундамент состоит из магматических и метаморфических пород. Фундамент перекрыт осадочным чехлом. Поверхность фундамента образует ряд приподнятых блоков или сводов. Татарский – на западе, Башкирский – на севере, Оренбургский – на юго-западе.
Полезные ископаемые.
Осадочные породы, горючие, неметаллические. В древнейший, докембрийский период завершилось горообразование и прекратились вулканические процессы. После докембрия в течение 150 млн. лет – равнинная суша. Поздний палеозой с востока – морской бассейн. В конце позднего палеозоя морской бассейн мелеет, в начале мезозоя обширная суша. Юрский период мезозойской эры мелководный морской бассейн. На реке Таналык сохранились отложения этого бассейна – белемниты (чертовы пальцы). В меловой период новый морской бассейн. В кайнозой морской бассейн еще 2 раза проникал в эту область. Усилились тектонические движения, произошли расколы фундамента и поднятие отдельных блоков. Занимает Южный Урал. Это система горных хребтов, разделенных межгорными понижениями. Главным является Уралтау (водораздельный), наиболее высокие Машак, Аваляк расположены к западу от Уралтау. Наивысшие точки г. Большой Иремель (1582 м.) и г. Ямантау (1640 м.). Урал имеет складчато-надвиговое строение, горообразование результат горизонтальных движений, подобный процесс можно сравнить с ледоходом на реке. Три этапа развития: 1. Образование Южного Урала началось в конце докембрия в байкальскую эпоху складчатости, в палеозое проникает морской бассейн.2. В конце палеозоя в герцинскую эпоху тектонические движения вновь усиливаются.3. В альпийскую эпоху вновь усиливаются тектонические движения. В настоящее время медленные движения Южного Урала продолжаются.
Полезные ископаемые: осадочные карбонатные породы – известняки, доломиты, мергели. Магматические породы – древние лавы, пуфы. Метаморфические – сланцы, кварциты. С запада естественным рубежом этой области являются хребты Ирендык, Крыктытау, а к северу от него Уралтау. Три этапа геологического развития: 1. В начале палеозоя раскол обширного континента. 2. Во второй половине палеозоя растяжение земной коры сменяется сжатием. 3. В конце палеозоя столкновение Русской платформы и Восточно-Уральского континента. Океан, разделявший их, исчезает. Формируются складчато-глыбовые и надвиговые структуры.
Полезные ископаемые: магматические (граниты, габбро), метаморфические (сланцы).
IV. Закрепление.
Блиц – опрос.1. Площадь территории РБ. 2. Назовите соседей нашей республики. 3. На какие территории по природным условиям делят РБ? 4.Какое строение имеет Урал? 5. Что такое чертовы пальцы? 6. Назовите наивысшие точки РБ.
Домашнее задание: § 1 – 3 учебника география Башкортостана.
V. Итог урока.