Школьное научное общество в современном образовании


В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. К сожалению, часто хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.
Организация научного общества учащихся обоснована выявлением следующих проблем:
Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.
Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.
Научное общество школьников - добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Создание «НОУ» позволяет:
- попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
- раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;
- развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;
- учиться самоанализу и самосовершенствованию;
- учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;
- развивать различные компетентности.
Цель:
создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.
Задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
развивать познавательную активность и творческие способности;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
ориентировать учащихся на познание как ценность.
Принципы деятельности : свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
индивидуализация образовательной траектории учащихся;
создание условий для самореализации личности;
социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
культурологический подход - как возможность объединения гуманитарного и естественнонаучного направления.
Направления деятельности :организация научно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с их научными интересами;
организация консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;
подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад, конкурсов;
проведение интеллектуальных игр, выставок творческих работ учащихся;
организация лекторий - консультаций с учителями предметниками;
распространение и пропаганда материалов о своей деятельности (лучших школьных проектов и материалов к школьным мероприятиям).
1 . Структура НО «Ноосфера» по секциям.

2. Организация работы НО «Ноосфера»

3. Работа ученического совета.

4. Планируемый результат

Приложение
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»
Дальнереченского городского округа
Рассмотрено
на заседании кафедры (методического объединения)
_____________________
Протокол №______
от «____» ____________20___г.
Руководитель кафедры (методического объединения)
________ _______________
Подпись ФИО
Согласовано
заместитель директора по УВР
________ _______________
Подпись ФИО
«____» ____________ 20___ г. Утверждаю
Директор МБОУ «Лицей»
________ _______________
Подпись ФИО
Приказ №________
от «____» ____________20___г.
программа
Школьного научного общества «Ноосфера»
Разработана учителем высшей квалификационной категории
Нищета Е.А
________________
2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ
Общие положения
Научное общество учащихся является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета научного общества и принимается общим собранием членов НОУ.
Собрание - это высший орган НОУ. Собрание проводится в начале учебного года и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности.
На общем собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции, утверждается название школьного НОУ, план его работы на год, эмблема и девиз.
Общее собрание НОУ проходит 2 раза в год.
Заседания совета НОУ – 1 раз в месяц.
Занятия в секциях проводятся еженедельно по намеченному плану.
Научно-исследовательская конференция проводится 1 раз в год в марте или апреле.
Структура НОУ:
Руководитель НОУ (заместитель директора по УВР);
Президент НОУ (ученик старших классов);
Руководители секций по предметам (педагоги школы).
Основные направления работы НОУ:
Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
оказание помощи в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований.
рецензирование научных работ, подготовка к участию в научно-практических, исследовательских конференциях, олимпиадах, интеллектуальных играх.
редактирование и издание ученических научных сборников
знакомство и сотрудничество с представителями науки в различных областях знаний.
УСТАВ НОУ «НООСФЕРА»
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
Возраст вступления в НОУ – 8-18 лет.
Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад, исследовательский или творческий проект и т.д.);
Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции;
периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
строго выполнять требования к оформлению научной работы.
ЗАПИСЬ в НОУ «НООСФЕРА»
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации. В каждой секции для учащихся проводятся занятия, связанные с темой научной работы, и познавательные занятия.
Цели и задачи научного общества учащихся:
1.    Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
2.    Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
 3.    Активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.
4.    Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
5.   Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.  

Месяц Направление деятельности Мероприятия Ответственный
Сентябрь Работа руководителя НОУ по организации деятельности НОУ в новом учебном году
1.Анализ работы за прошедший год
2. Обсуждение плана работы, обновление эмблемы, девиза НОУ.
3. Составление списка участников НОУ в новом учебном году
4. Знакомство с темами для написания исследовательских проектов
5. Определение группы учащихся для подготовки к конкурсам и олимпиадам.
6. Обсуждение плана муниципальных, краевых и Всероссийских мероприятий и планирование участия в них членов НОУ.
Круглый стол «Организация проектной, исследовательской деятельности». (Обучение учителей, работающих в НОУ методике проектной деятельности учащихся во внеурочное время)
7. Библиографические занятия (виды каталогов, их использование, справочная литература и т.д.) Совещание руководителей проектов. Руководитель НОУ
Руководители секций
учителя-предметники,
библиотекарь
Октябрь Работа руководителя НОУ
1. Информирование членов НОУ об основных требованиях к проектной и исследовательской работе
2. Информирование членов НОУ о правилах ведения документации проекта
3. Выборы совета НОУ, президента НОУ и его заместителя
4. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников.
Работа руководителей проектов
Консультации для учащихся по вопросам: методика проекта,
специфика исследовательских работ
Работа исполнителей проектов
Выбор темы проекта.
Сбор информации по теме проекта
Работа совета НОУ
Планирование инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ» Общее собрание членов НОУ
Занятия для учащихся
Поиск информации,
посещение консультаций и инструктажей
Составление графика инструктажей Руководитель НОУ
Руководители проектов
Исполнители проектов
Президент НОУ
Ноябрь Работа руководителя НОУ
Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.
Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах.
Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников.
Работа руководителей проектов
Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования
Работа исполнителей проектов
Сбор информации по теме проекта
Работа совета НОУ
Проведение инструктажей для учащихся «Ведение документации проекта. Разработка научного аппарата проблемы исследования» Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,
сбор отчетной документации первого этапа работы
Консультации
Поиск информации,
посещение консультаций и инструктажей
Занятия для учащихся
Руководитель НОУ
Руководители проектов
Исполнители проектов
Совет НОУ
Декабрь Работа руководителя НОУ
Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.
Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах.
Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников.
Организация школьного интеллектуального марафона.
Работа руководителей проектов
Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования
Работа исполнителей проектов
Обработка информации по теме проекта, предварительные выводы.
Составление тезисов.
Работа совета НОУ
Проведение инструктажей для учащихся «План написания учебно-исследовательской работы» Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,
сбор отчетной документации второго этапа работы
Консультации
Работа с информацией,
посещение консультаций и инструктажей
Занятия для учащихся
Руководитель НОУ
Руководители проектов
Исполнители проектов
Совет НОУ
Президент НОУ
Январь Работа руководителя НОУ
Контроль и корректирование работы НОУ над проектами.
Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.
Совещание для руководителей проектов
Итоги участия членов НОУ в предметных олимпиадах и исследовательских конкурсах за 1 полугодие
Организация и проведение школьной научно- практической конференции младших школьников «Я - исследователь». Организация семинара для учителей школы по вопросам проведения научно-исследовательской  работы с учащимися.
Работа руководителей проектов
Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования
Работа исполнителей проектов
Обработка информации по теме проекта, предварительные выводы
Работа совета НОУ
Проведение инструктажей для учащихся «Организация работы с литературными источниками. Оформление библиографических данных» Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,
сбор отчетной документации
второго этапа работы
Совещание
участие
Консультации
Работа с информацией,
посещение консультаций и инструктажей
Занятия для учащихся
Руководитель НОУ
Руководители проектов
Исполнители проектов
Совет НОУ
Президент НОУ
февраль Работа руководителя НОУ
Контроль и корректирование работы НОУ над проектами. Контроль за ходом выполнения, сроками и результатами проводимых работ, прием промежуточных отчетов членов НОУ.
Организация участия завершённых проектов в научно-исследовательских конкурсах.
Работа руководителей проектов
Консультации для учащихся по вопросу методики проекта и методики проведения исследования
Работа исполнителей проектов
Оформление выводов по теме проекта
Работа совета НОУ
Проведение инструктажей для учащихся «Методы и этапы научного исследования» Посещение инструктажей и занятий, помощь в их подготовке и проведении,
сбор отчетной документации третьего этапа работы
Консультации
Работа с информацией,
посещение консультаций и инструктажей
Занятия для учащихся
Руководитель НОУ
Руководители проектов
Исполнители проектов
Совет НОУ
Президент НОУ
март Подготовка к участию и участие в городских, региональных межсетевых научно-практических конференциях
Подготовка к участию в краевом научно-практической конференции «Эврика»
Работа руководителя НОУ и Совета НОУ «Культура выступления. Ораторское искусство»
Составление сценария
Выбор проектов для участия в конференциях
Назначение ответственных за подготовку различных блоков работы согласно сценарию
Работа руководителей и исполнителей проекта
Подготовка к выступлению на конференциях Оформление портфолио Совещание по планированию всех членов НОУ
Репетиции
Участие
Репетиция Руководитель НОУ
Совет НОУ
Руководители проектов
апрель Школьная научно-практическая конференция «Планета научных открытий»
Анализ результатов участия в конференциях
Организация выставки достижений школьников (прием директора)
«Наши исследовательские проекты» Конференция
Совещание совета НОУ Руководитель НОУ
Совет НОУ
Президент НОУ
май Подведение итогов работы НОУ Общее собрание всех членов НОУ Руководитель НОУ
Президент НОУ
Режим занятий.
Программа НОУ «Ноосфера» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.

Методы и формы проведения занятий.
Словесный метод подразумевает лекции, беседы; наглядный – демонстрация и обсуждение готовых работ и презентаций; исследовательский – работа в библиотеках, методических копилках кабинетов, в ресурсах Интернет; практический – работа с лабораторным оборудованием, соцопросы и т.д.
Прогнозируемые результаты: овладение навыками индивидуальной работы и работы в творческих группах; применение на практике полученных знаний по созданию презентаций в Power Point; повышение уровня образованности, коммуникативности и самооценки у учащихся.
Программой предусматривается проверка знаний и умений у учащихся в виде промежуточного контроля: семинары, практические задания, мини-проекты, выступления на секциях и на уроках, итоговые конференции.
Работа над темой исследования может быть рассчитана как на один учебный год, так и на два и более. Защита исследовательской работы (реферата, проекта) производится на научно-практической конференции. Время её представления не должно превышать 10 минут. Руководитель обязан представить к защите исследования рецензию на работу.
. Режим работы школьного научного общества
Режим работы НОУ предполагает:
индивидуальную и коллективную работу в секциях;
консультативные часы и дни;
семинары в рамках предметных недель;
ученические научно-практические конференции;
выпуск газеты или журнала, посвященных НОУ и научным трудам;
участие в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.
Учебно-тематический план
Рабочая программа рассматривают следующее распределение материала
№ темы Тема Примерные сроки Кол-во часов Контроль
всего Форма контроля
1 Вводное занятие Сентябрь 2
2 Структура учебно-исследовательской деятельности Октябрь 13 3 . Этапы организации учебно-исследовательской деятельности Октябрь
декабрь
март 8 4 Оформление работ.
Работа со стендом.
Редакция газеты Весь год 6 газета
5 Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности апрель 3 Презентация
6 Итоговый контроль Апрель-май 2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (2 ч).
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.
Структура учебно-исследовательской деятельности (13 ч).
Раскрывает содержание учебно-исследовательской деятельности. Раскрываются понятия: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры. Проводится практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.
3. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (8 ч).
Выявить основные источники получения информации. Познакомить с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием. Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование». Совершенствование и освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем.
Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя и консультантов. Промежуточный контроль предполагает защиту теоретических проектов на семинарах, мини-слайд шоу.
4.Оформление работ.(6 ч)
Проведение работы по оформлению материала, редакция и выпуск газеты, оформление стенда.
5.Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (3ч).
Знакомство с содержанием письменного отчёта, составление плана письменного отчёта. Знакомство со структурой и содержанием устного доклада
и визуального отчёта. Изучение структуры презентаций, приёмов, методов и технологий её изготовления.
Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством консультантов и научных руководителей.
6.Итоговый контроль (2ч).
Конкурсы творческих работ по научным секциям.
К работе с учащимися привлекаются учителя – предметники, учителя информатики, школьный психолог, школьный библиотекарь.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основные методы исследования;
Учащиеся должны уметь:
Правильно оформлять исследовательскую работу,
Проектировать исследовательскую деятельность;
Структура, содержание и оформление исследовательской работы
Исследовательская работа (реферат, проект) оформляется в соответствии со стандартными требованиями и включает в себя следующие элементы:
Титульный лист;
Введение;
Основное содержание;
Выводы и рекомендации;
Список используемой литературы;
Приложения.
Титульный лист исследовательской работы содержит: наименование образовательного учреждения, тему работы, основные сведения об авторе и руководителе работы.
Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или с его историей, с современным состоянием разработки той или иной проблемы, с трудностями принципиального или технического характера, которые препятствуют достижению цели работы. Во введении указываются цели, задачи, проблемы исследования, ожидаемый результат. Объём введения не должен превышать трёх страниц.
Раздел «Основное содержание» должен иметь заглавие, выражающее основное содержание работы. Здесь должна быть раскрыта история вопроса и новизна (это может быть анализ известных научных фактов и оценка их автором работы, новое решение известной научной задачи, новая постановка эксперимента, новое применение известного способа действия и т.п.).
Достоверность результатов должна подтверждаться фактами, расчётами, примерами решения, макетами устройств, ссылками на литературные и другие источники, архивные данные и т.д. Этот раздел может включать в себя рисунки, схемы, таблицы. Оптимальный объём данного раздела – 15-20 страниц печатного текста.
В разделе «Выводы» или «Заключение» кратко формулируются основные результаты работы. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из двух-трёх пунктов. Утверждающее содержание вывода – это то, на чём настаивает автор, что он готов защищать.
Список литературы включает желательно не менее 10 наименований. Он составляется в алфавитном порядке (по фамилии автора), указывается издательство и год издания. При этом в самом тексте работы делаются сноски на эту литературу (или постраничные или в виде примечаний в конце текста).
Приложения включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии, результаты эксперимента), которые необходимы автору для иллюстрации (доказательств) своих исследования.
Контроль уровня обученностиПрезентация результатов учебно-исследовательской деятельности
Критерии оценки исследовательской работы
При выставлении оценки учитываются:
- использование знаний, выходящих за рамки школьной программы;
- научное и практическое значение результатов работы:
- новизна работы:
получены новые теоретические результаты, разработано и выполнено новое оригинальное изделие, макет или эксперимент;
имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы;
эрудированность автора в рассматриваемой области, использование известных результатов и научных фактов, знакомство с современным состоянием проблемы;
объём библиографии (полнота цитируемой литературы, ссылки на учёных и исследователей в данной области);
логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления;
продуманность структуры работы.
Пример критериев при выставлении оценок:
· Постановка проблемы;
· Методы решения;
· Актуальность;
· Наглядность;
· Экспериментальный характер работы;
· Практическая направленность;
· Оформление работы;
· Эмоциональность изложения;
· Знание научной терминологии и свободное владение научной проблемой;
· Рецензия научного руководителя.
Материально-техническая база
Занятия проводятся на базе кабинетов информатики, кабинетов с интерактивной доской, физической, химической и биологической лаборатории, библиотеки с использованием их материальных ресурсов.
Перечень учебно-методического обеспечения
Технические средства обучения:
ПЭМВ с программным обеспечением Microsoft Office 2007
Мультимедийная установка
Рекомендуемая учебно-методическая литература
Для учителя
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек. 2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО "Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)
5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. - М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203 с.
10. Степанова М.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно - методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. - СПБ: КАРО, 2005. - 96 с.
11. Технология исследовательской деятельности по полевой биологии: ( Методические рекомендации). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. - 64 с. - ( Библиотечка для педагогов, родителей и детей. Прил. к журналу "Внешкольник". Вып. 2)
12. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность: Словарь. - М.: Академия; АНКиПРО, 2005. - 64 с.
Календарно-тематический план НОУ
на 2015-2016 учебный год
№ Мероприятие
Дата ответственные
1 Заседание Консультативного совета.
Организационное. сентябрь Нищета Е.А.
2 а). Расширение состава Консультативного совета за счет новых учителей.
б). Выбор научного совета как руководящего органа НОУ.
в). Сбор информации о научно-исследовательских работах. октябрь Нищета Е.А., учителя-предметники.
3. Оформление стенда «Школьное научное общество» октябрь Нищета Е.А.
4. Проектирование научно-исследовательской деятельности. Сентябрь Нищета Е.А.
5. Выпуск школьной газеты. В течение года Янтудина Т.А.
6. Методы исследования. 17.10 Нищета Е.А.
7. Системный подход в исследовательской работе. 05.11 Нищета Е.А.
8. 19.11 Нищета Е.А.
9 Как оформить реферат. 26.11 Нищета Е.А.
10. Лекторий. Как работать в библиотеке 03.12 Басанова Г.В.
11. Фестиваль компьютерных презентаций «Мой класс» В течение года 12 Подготовка презентации к выступлениям на конференции в школе. 17.03 Нищета Е.А.
13. Школьная научная конференция. Апрель Нищета Е.А., учителя-предметники
14. Оформление реферата для публичных выступлений. Март Нищета Е.А., учителя-предметники
15. Подготовка докладов на городскую конференцию апрель Нищета Е.А., учителя-предметники
16. Деловая игра «Мир вокруг тебя» май Нищета Е.А.
17. Подведение итогов работы за год. май Нищета Е.А.
Программа экологического клуба «Ассдемо»
Пояснительная записка.
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Цель программы:
на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе и развитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:
-усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
-понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
-овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
-формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
-способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
-формировать навыки здорового образа жизни.
3.Основные методы работы
В ходе обучения учащиеся осваивают межпредметные связи между естественно¬научными дисциплинами. Изучают их структуру и взаимосвязь с окружающей средой.
Курс рассчитан на 30 часов ( 1 час в неделю).
Тема 1. Общие вопросы охраны природы. Глобальные экологические проблемы (1 ч) Природа и общество. Экология и ее роль в изучении проблем охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Глобальные экологические проблемы: демографическая проблема, продовольственная, энергетическая, ресурсная. Государственные заповедники, заказники и памятники природы Приморского края.
Тема 2. Вода: ее свойства и значение. Охрана водного бассейна (7 ч). Вода: состав и свойства. Классификация природных вод. Запасы воды в масштабах планеты. Водные ресурсы РФ. Пресные воды континентов и подземные воды. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Э к с к у р с и я на водоканал. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. Определение общей щелочности и кислотности воды; определение хлорид-ионов в природных водоемах методом осаждения и ионометрии. Определение катионов железа, меди, ртути, свинца.
Тема 3. Воздух: его состав и свойства. Охрана атмосферы (4 ч). Строение, состав и изменение атмосферы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Изменение климата – следствие парникового эффекта. Химические реакции в атмосфере и их защитные свойства. Озоновый щит. Озоновая дыра. Оксиды серы. Кислотные дожди. Оксиды азота. Фотохимический смог.
Тема 4 .Экология питания (7 часа). Роль пищи в жизни человека. Рациональное питание. Биологические и химические загрязнители пищи. Экологически чистые продукты. Распределение нитратов в овощах. Способы уменьшения содержания нитратов.
Практическая работа «Определение нитратов в растениях».
Продукты питания быстрого приготовления. Газированные напитки, влияние на здоровье. Категории качества продо¬вольственных товаров. Жевательная резинка. Способы приготовления и хранения продуктов. Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы.
Практическая работа «Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упа¬ковке». Что представляют собой трансгенные продукты. Как это делается? Создание транс¬генных продуктов. Насколько они опасны? Маркировка трансгенной продукции.
Биологическая роль витаминов в обмене веществ. Жирорастворимые и водораство¬римые витамины. Авитаминоз и его причины. Заболевания, связанные с недостат¬ком витаминов в организме. Суточная потребность в витаминах. Правила приготов¬ления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов.
Тема 5. Химчистка на дому (5 часов). История открытия и применения мыл. Классификация мыл по назначению. Состав мыла. Получение мыла. Необычное применение мыла. Лабораторная работа «Определение состава мыла». Практическая работа. «Свойства мыла» Синтетические моющие средства (СМС): отличительные особенности синтетических моющих средств. Состав синтетических моющих средств. Оптические отбеливатели. Химические отбеливатели. Пенообразователи. Отбеливающие ферменты. Смягчители. Применение СМС. Экологические проблемы, связанные с использованием СМС. Лабораторная работа. «Состав и свойства СМС»
Типы пятен. Основные методы разделения смесей. Экстракция. Адсорбция. Окислительно-восстановительные реакции. Выведение жировых пятен, пятен от различных красок, пятен органического происхождения и других.
ДО. Выведение жирового пятна. Выведение пятна от йода возгонкой.
Тема 6. Экология человека (4 часа). Образ жизни как фактор здоровья. Понятие здорового образа жизни. Культура питания. Понятие об экологически чистых продуктах питания. Психо-физиологические основы формирования потребности здорового образа жизни. Нравственность и здоровье. Вредные привычки и их воздействие на организм человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия. Закаливание
Практическая работа. Определение гармоничности физического развития:
а) изучение осанки с помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека. Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек.
Тема 7. Научно – исследовательская деятельность. Индивидуальные занятия (3 часа). Опытно – экспериментальная работа. Участие в научно – практической конференции «Грани творчества», защита проектов. Участие в научно – практической конференции «Молодёжь и современный мир». Создание и разработка проекта «Наш красивый школьный двор».
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате работы экологического кружка учащиеся должны:
знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
уметь применять на практике полученные знания и умения;
уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы; уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды; уметь написать реферат, статью.
Учебно-методические пособия.
1.Н.А.Голубкина.Лабораторный практикум по экологии М. Форум-Инфра,2003.
2.С.З.Вишневецкая.Организация исследовательской работы в школе по изучению водных экосистем. Ростов-на-Дону.,1996.
3.В.В.Приваленко.Геоэкологические и эколого-геохимические исследования в школьных кружках. Ростов-на-Дону, 1995.
4.А.А.Семёнов.Полевой практикум по экологии. М. ,Тайдекс К,2004.
5.Т.А.Попова.Экология в школе.Мониторинг природной среды.М.,2005.
6.Т.Я.Ашихмина.Экологический мониторинг.М., 2005.
7.А.И.Фёдорова. Практикум по экологии и охране окружающей среды.М.,2003.
8.В.В.Приваленко.Экологические проблемы Каменска-Шахтинского.,2000.
9.Экологический вестник Дона.Ростов-на-Дону.2006,2007.
Материально-техническая база.
1.Наборы реактивов для проведения анализов воды, почв.
2.Лабораторноеоборудование для элементарных экологических исследований.
3.Наборытаблиц «Экологические факторы», «Природные сообщества».
4.Весы, ростометр для определения уровня физического состояния подростков.
5.Наборы посуды для проведения биотестирования вод.
Информационное обеспечение.
Литература.
1.М.В.Гальперин.Экологическиеосновы природопользования.М.,2002.
2.Г.В.Войткевич.Основыучения о биосфере.Ростов-на-Дону,1996.
3.Л.Ф.Голдовская.Химия окружающей среды.М. 2007.
4.Н.М.Чернова.Экология.М.1998.
5.Д.В.Вахненко.Биология с основами экологии.Ростов-на-Дону 2003.
6.В.А.Вронский.Экология.Справочник.Ростов,2002.
7.Журналы«Биология в школе», «Биология для школьников» 2006,2007,2008.
8.Журналы«Химия в школе», «Химия для школьников» 2006-2008.
Литература для обучающихся.
1.А.Т.Зверев.Экология.Практикум.М.,2004.
2.Л.И.Губарев.Экологиячеловека.Практикум.М.,2003.
3.С.И.Гуленков.Тестовыезадания по биологии человека.М.,2000.
4.Тестовыезадания к программам биолого-экологического цикла.Ростов-на-Дону 1995.
5.Е.А.Криксунов.Экология.М., 1995.
6.БремА.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
7.МаркинВ. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
8.КашинскаяЕ,А. Всё обо всём. М 1999г.