Конспект урока по ИЗО (7 класс) по теме: ЦВЕТ – ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА
элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна
Тип урока
Комбинированный урок
Цели деятельности
учителя
Формировать представление о функциональных задачах цвета в конструктивных искусствах; учить использовать выразительность линии и пятна в композициях, делать акцент на цвет; развивать навыки наблюдательности, чувственность и способность образного видения
Планируемые образовательные результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Понимать роль цвета в конструктивных искусствах; различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах; применять локальный цвет, сближенность цветов и контраст в композиции, передавать многоплановость, исходя из образного замысла;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные: выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.
Регулятивные: работать по плану, сверяясь с целью (соединять элементы, передавая ритм и движение, разреженность и сгущенность);
определять цель, проблему в учебной и практической деятельности.
Коммуникативные: корректировать своё мнение, излагать своё мнение
в диалоге, аргументировать его, оценивать свои достижения на уроке; излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей)
· осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
· понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
· активно выражать свои эмоции, передавать их в практической работе;
· вырабатывать и осознавать свои мировоззренческие позиции;
· формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
Методы и формыобучения
Методы: частично-поисковый, практический, игровой.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы
· Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/
· Режим доступа : http://www.artsait.ru
Оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: бумага, гуашь, кисти
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: презентация «Природа цвета».
Репродукции Сальвадора Дали «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера» , и К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня».
Основные понятия и термины
Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой акцент. Локальный цвет. Доминанта
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Фор-мы орга-ции
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Организационный момент
Организация рабочего места
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверяют готовность.
Индивид.
Личностные: формируют ответственность к подготовке к уроку.
II. Повторение пройденного материала
Опрос учащихся по вопросам.
- Какую тему мы рассматривали на предыдущем уроке? (прямые линии в организации пространства).
-Как влияет прямая линия на организацию пространства? ( Линия делит пространство, объединяет элементы. Влияет на гармонию и ритм в композиции и на то, как мы воспринимаем образ).
- Какие линии имеют более сложное воздействие на человека? (Линии, пересекающие изображение по диагонали). Почему? (Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому сообщают изображению энергию и ощущение глубины).
- Какие линии мы используем для привлечения взгляда зрителя? (Направляющие линии).
-Для чего нам надо знания о линиях? (Для грамотного построения отношений между элементами и пространством и внешнего воздействия как единого целого).
Отвечают на вопросы
Фронтальная
Регулятивные: закрепляют полученные знания
Комуникативные: соблюдают нормы коллективного общения
Личностные: проявляют интерес к закреплению материала
III. Изучение нового материала. Мотивация учебной деятельности.
Подготовка
учащихся к изучению нового материала
На доске расположен лист бумаги темного цвета. – Ребята, посмотрите, что я сейчас сделала? (кистью провожу на бумаге зигзагообразную линию, использую белый цвет). - Опишите её словами. Какие ассоциации у вас возникли? На что похоже?– А теперь я добавлю к этой линии серые пятна. Что произошло с композицией? (Появилась ощущение тревоги и грозового неба). К этой композиции я добавляю красный цвет. Что изменилось? (Цвет привлёк внимание, обострил восприятие, придал композиции образ.)
– Правильно, теперь композиции можно дать название! Придумайте, какое?
(Гроза, молния, непогода). Т.е. цвет эмоционально – образно и чувственно стал воздействовать на вас!
– Для того чтобы правильно пользоваться цветом надо знать законы цветовой композиции. Их мы называем цветоведением. Зная, законы цветоведения вы сможете применять эти знания в практической деятельности. Этому и будем с вами учиться!
Слушают учителя.
Отвечают
на вопросы
Фронтальная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: формируют ответственное отношение
к учению, готовность и способность к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию
IV Изучение нового материала
Частично-поисковый
– Начнём с того, что вспомним законы цветоведения (работа с презентацией).
Почему предметы имеют цвет? (ответы). Благодаря солнцу! Его лучи озаряют всё на своём пути. В темноте нет цветов, и только при свете возникает ощущение цвета.
-Поговорим об хроматических цветах. - Какие цвета называются хроматическими? (Слово "хроматический" в переводе с греческого означает "цветной" (обладающие цветовым тоном) Можно сделать логический вывод, что к хроматическим относятся яркие цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и все их оттенки. Среди них есть теплые и холодные цвета. – Назовите тёплые цвета (красные, оранжевые, красно-оранжевые, желтые, желто-оранжевые, и желто-зеленые). Назовите холодные цвета (голубой, бирюзовый, фиолетовый, синий). Хроматические цвета и формируют цветовой спектр. Все оттенки этого спектра можно получить смешиванием трех основных - красного, желтого и синего - в различных пропорциях. Из этих основных (первичных) образуются вторичные и третичные. Так всего из трех красок получается множество других тонов и оттенков.
-- Поговорим теперь об ахроматических цветах. Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. Так какие ахроматические цвета существуют в природе? Это белый, черный и все возможные оттенки серого. Они не имеют цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте. Из-за того, что их нельзя получить с помощью основных, им и дали такое парадоксальное название - ахроматические, хотя в действительности бесцветный из них только белый. Презентация «Природа цвета». (Слайды 2–7.) Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр, цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними, например, красный и зелёный. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.
– Рассмотрим следующий слайд. Эти прямоугольники одинаковые. – Какие у вас возникают ощущения? (разные прямоугольники) – Как вы думаете, за счет чего это возникает?
( Из-за различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше). – Какой прямоугольник самый ближний? (Самым близким кажется прямоугольник жёлтого цвета) (слайд 10).
- Какой мы можем сделать вывод?
(К цветам, кажущимся ближе своего фактического расположения, относятся тёплые цвета, а отступающими кажутся холодные).
- Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными. Это оранжевый, зелёный и фиолетовый цвета. Если провести диагональ через середину жёлтого цвета, то другой конец пройдёт через середину фиолетового цвета. Таким образом, легко определить дополнительные цвета.
Презентация «Природа цвета». (Слайды 8–11.)
– Рассмотрите круг и назовите, какой дополнительный цвет сочетается с красным, синим.
К. С. Петров-Водкин. «Яблоко и вишня».
Презентация «Природа цвета». (Слайды 12–14)
– Рассмотрите вишенку на картине К. С. Петрова-Водкина «Яблоко и вишня». Назовите оттенки локального цвета, которые вы видите.
- Какой цвет называют локальным? Собственный, неизменный цвет предмета.
– Зашифруйте линиями и геометрическими фигурами репродукции картин «Превращение Нарцисса» и «Загадка Гитлера» Сальвадора Дали.
- Используйте цвет, вспомните, каковы особенности зрительного восприятия и законы цветовой композиции.
– Объясните, почему использовали именно это сочетание цветов?
Слушают учителя.
Смотрят презентацию, вспоминают основы цветоведения.
Отвечают
на вопросы.
Выполняют тренировочное задание (зашифровывают живописное произведение); отвечают
Фронтальная,
индивидуальная
Познавательные: понимают роль цвета в конструктивных искусствах, находят решение поставленных учебных задач; используют сближенность цветов и контраст, пытаются передать многоплановость композиции.
Коммуникативные: аргументированно характеризуют особенности цвета и его использование в композиции для передачи акцента; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию
V. Динамическая пауза
отдыхают
индивидуальная
VI.Творческая практическая деятельность
Практический
– Сегодня мы будем выполнять задания на акцентирующую роль цвета, ритмическую организацию пространства цветовыми элементами и создадим композицию цветового пространства. Рассмотрим примеры для практической работы.
Ритмическая организация пространства цветовыми элементами. Акцентирующая роль цвета. Цветовое пятно – главный элемент композиции.
Презентация «Природа цвета». (Слайды 15-16.)
Выполнение заданий: с. 24 учебника
Выполняют творческое задание
Индивидуальная
Познавательные: развивают индивидуальные творческие способности, формируют устойчивый интерес
к творческой деятельности; обретают навыки применение цвета в графических композициях.
VII. Итоги урока.
Рефлексия
Выставка
и обсуждение работ
Организует рассматривание работ учащихся. Обсуждают, делятся друг с другом опытом работы по созданию композиции
Расставляют свои композиции. Рассматривают работы товарищей. Выражают своё мнение, делятся своими успехами
Индивидуальная, фронтальная
Познавательные: сравнивают композиции по заданным критериям. Делают вывод.
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге.
Личностные: выражают уважительное, доброжелательное отношение к своим товарищам.
15