Объединение дополнительного образования Юный журналист
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 01.09.2016г. № 104/15
Дополнительная общеобразовательная программа
«Школьная жизнь»
объединения дополнительного образования
«Юный журналист»
рассчитана на детей 12 - 17 летнего возраста со сроком обучения на 1 год.
Составитель: педагог доп. обр.
Голодова К.А.,
старшая вожатая
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
школы протокол
от 26.08.2016 г. № 9
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР Г.Л. Абрамова
01.09.2016г.
2016г.
г.Перевоз
Информационная карта
Направление Общекультурное
Направленность Социально-педагогическая
Вид образовательной деятельности ОбщеразвивающаяНазвание программы Школьная жизнь
Сведения об авторе Голодова Кристина Алексеевна, старшая вожатая, тел. 89535559991
Аннотация к программе 1.Программа рассчитана на детей 12-17 лет.
2.Срок реализации 1 год.
3.Цель программы: овладение учащимися навыками журналистского мастерства; раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.
4. Задачи:
1.Образовательные:
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
- повышение грамотности.
2. Воспитательные:
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
- воспитание информационной культуры;
- выработка деловых качеств и активной жизненной позиции.
3. Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей обучающихся;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развитие и реализация творческих способностей обучающихся через журналистскую деятельность.
Для достижения цели и выполнения задач программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
5.Формы занятий:
Практические занятия, теоретические занятия, беседы с просмотром демонстрационного материала.
Пояснительная записка.
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. В настоящее время получили широкое развитие следующие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать для подрастающего поколения инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Настоящая Программа разработана на основе - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-Конвенции о правах ребенка от 02.11.1989 г.,
-Конституции РФ от 12.12.1993 г., - Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования «Учимся вместе» на 2014 - 2017г. от 28.08.2014 г. № 110/1 ПД, - Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2 г. Перевоза».
В программу включены не только практические работы, но и теоретические занятия, темы бесед, просмотр печатных изданий (с использованием компьютерных технологий), расширяющие кругозор детей.
Занятия по изучению основ журналистики развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию, формируют активную и независимую жизненную позицию. Практическая деятельность предусмотрена в форме создания газеты с помощью программы Microsoft Office Publisher. Изучая основы журналистского дела учащиеся приобретут опыт работы журналиста, они научатся самостоятельно подбирать материал, обрабатывать его, размещать на страницах газеты. Только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих корреспондентов.
Подготовка газетного материала требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка и т. д.
Изучение основ журналистики нацеливает учащихся на исследовательскую работу, которая способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
-принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
-принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности;
-принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
-принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
-принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности учащегося;
Основной формой работы являются практические занятия. Также предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Отличительные особенности программы:
реализация программы на базе школы;
подготовка детей к будущей профессиональной деятельности.
Цели и задачи.
Цель программы: овладение учащимися навыками журналистского мастерства; раскрыть творческий потенциал учащихся в сфере журналистики.
Задачи:
1.Образовательные:
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
- повышение грамотности.
2. Воспитательные:
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
- воспитание информационной культуры;
- выработка деловых качеств и активной жизненной позиции.
3. Развивающие:
- развитие коммуникативных способностей обучающихся;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развитие и реализация творческих способностей обучающихся через журналистскую деятельность.
Программа работы объединения дополнительного образования предусматривает повторение, обобщение и систематизацию знаний политературному редактированию,
культуре речи,
лексике и грамматике.
Для достижения цели и выполнения задач программы используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Ожидаемые результаты.
Оценкой результатов освоения программы является полная реализация программы и выпуск газет «Школьная жизнь».
Учащиеся должны знать:
Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
Виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);Структуру текста (заголовок, смысловые части);
Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
Принципы оформления газеты.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать источники информации;
Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять публикацию;
Находить источники интересной информации путем наблюдения, работы с документами;
Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
Написать газетную заметку, репортаж;
Составлять фоторепортаж.
Критерии оценивания учащихся на занятиях
Учащийся:
что делалгде участвовалкаковы успехичему научилсяиндивидуальные творческие достиженияя узналя поняля научилсялучше всего у меня получаетсяКритерии оценивания созданных ученических работ:
оригинальностьновизнаполезность для автора и других людей
трудоемкость работыкачество оформления работыМетапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- уметь осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; - уметь самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
уметь находить несколько вариантов решения проблемы;
уметь выдвигать гипотезы;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио объектов;
пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками русского языка: запись текстов и отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
с уроками информатики: компьютерная графика, использование программы Microsoft Office Publisher;
с уроками изобразительного искусства: творческое оформление работ;
результате занятий у учащихся могут быть развиты такие качества личности, как: внимание, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Основные направления работы.
Программа дополнительного образования «Школьная жизнь» реализует культурологическую направленность, в рамках ФГОС определяет общекультурное направление внеурочной деятельности школьников.
Родителям и учащимся были предложены направления внеурочной деятельности
-общекультурное
-социальное
-общеинтеллектуальное -духовно-нравственное
-спортивно-оздоровительное.
По результатам опроса и анкетирования родителей и детей, было выбрано общекультурное направление -70 %. Общекультурное направление способствует развитию эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся.
Результаты анкетирования родителей и учащихся
6286550800
Выбор направлений
работы объединения
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Схема взаимодействия:
МБУК «Перевозский районный Музейно-выставочный центр»
1497965283210
МБУК МБУК «Перевозская ЦБС» «Перевозская ЦКС» «Юный журналист»
Телестудия «Штрих»
Редакция газеты «Новый путь»
МБОУ ДО «Перевозский ДЮЦ»
Учебный план№ Название разделаКоличество часовтеоретическихпрактическихвсего1 Вводные занятия 6 - 6 2 Жанры публицистики 3 - 3 3 Оформительское дело 4 10 14 4 Программа Publisher1 6 7 5 Работа над номерами газеты - 7 7 6 Итоговое занятие - 1 1 Итого14 24 38 Тематическое планирование.
№ занятияТема занятия Кол-во часов Дата проведения
Раздел 1.Вводные занятия 6
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Ознакомление с направлениями деятельности объединение «Юный журналист», цель и задачи.
1 2 История журналистики. 1 3 Печатные издания и их роль. 1 4 Газета. Какой она должна быть? 1 5 Газетная статья - основа газеты. 1 6 Экскурсия в редакцию газеты «Новый путь».
1
Раздел 2. Жанры публицистики 3
7 Зачем в журналистике жанры? В чем разница между материалом, интервью, зарисовкой, репортажем и заметкой.
1 8 Статья. Правила написания статьи. Роль статьи в газетах и журналах. Анализ газетных статей. Плагиат. Авторство и соавторство.
1 9 Главные советы или 5 принципиальных положений, которые определяют профессиональное отношение журналиста к собеседнику. Требования к профессии. Кодекс чести журналиста. Плюсы и минусы. Профессиональный риск.
1
Раздел 3. Оформительское дело 14
10 Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
1 11,12 Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
2 13 Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
1 14,15,16 Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
3 17,18 Оформление, содержание, структура газет. Виды передовиц, их содержание. Заголовок. Школьная газета. Структура, содержание. Литературные заготовки.
2 19,20 Конкурс на лучшее название газеты, выбор девиза, эмблемы.
2 21,22 Решение организационных вопросов. Оформление бейджиков для журналистов.
2 23 Определение разделов газеты. Придумывание названий разделов. О чем писать в газету?
1
Раздел 4. Программа Publisher 7
24 Знакомство с настольной издательской программой Publisher. Элементы окна. Терминология.
1 25,26 Основы работы с текстом.
2 27,28 Основы работы с иллюстрациями.
2 29,30 Работа над оформлением страницы 2 Раздел 5. Работа над номерами газеты 7
31 Изготовление фотоколлажа № 1 «Работа в объединении»
1 32,33 Разработка выпуска газеты «Школьная жизнь» на тему: «Наш веселый Новый год»
2 34 Развлечение «Посвящение в журналисты»
1 35,36 Разработка выпуска газеты «Школьная жизнь» на тему: «Женский день – 8 марта» 2 37 Изготовление фотоколлажа № 2 «Работа в объединении»
1 Раздел 6.Итоговое занятие. 1
38 Оформление выставки выпусков газеты «Школьная жизнь». Диагностика.
1 Содержание программы
1.Вводные занятия: (6 ч)
Теоретические занятия. Знакомство с правилами техники безопасности. Вводное занятие. Ознакомление с направлениями деятельности объединения дополнительного образования «Юный журналист», цель и задачи. История журналистики. Экскурсия в редакцию «Новый путь». Печатные издания и их роль. Газета. Какой она должна быть? Газетная статья - основа газеты. Журналистские специализации. СМИ. Способы получения информации. – 6 ч.
2. Жанры публицистики (3 ч)
Теоретические занятия. Зачем в журналистике жанры? Игра «Пантомима журналиста». В чем разница между материалом, интервью, зарисовкой, репортажем и заметкой. Статья. Правила написания статьи. Роль статьи в газетах и журналах. Анализ газетных статей. Плагиат. Авторство и соавторство. Главные советы или 5 принципиальных положений, которые определяют профессиональное отношение журналиста к собеседнику. Требования к профессии. Кодекс чести журналиста. Плюсы и минусы. Профессиональный риск. – 3 ч.
3. Оформительское дело (14 ч)
Теоретические занятия. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Оформление, содержание, структура газет. Виды передовиц, их содержание. Заголовок. Школьная газета. Структура, содержание. Литературные заготовки. Определение разделов газеты. Придумывание названий разделов. О чем писать в газету? – 4 ч.
Практические занятия: Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Конкурс на лучшее название газеты, выбор девиза, эмблемы. Решение организационных вопросов. Оформление бейджиков для журналистов. – 10 ч.
4. Программа Publisher (7 ч)
Теоретические занятия. Знакомство с настольной издательской программой Publisher. Элементы окна. Терминология. – 1 ч.
Практические занятия: Основы работы с иллюстрациями. Основы работы с текстом. Работа над оформлением страницы. – 6 ч.
5. Работа над номерами газеты (7 ч)
Практические занятия:
5.1 Изготовление фотоколлажа № 1 «Работа в объединении». - 1 ч.
5.2 Разработка выпуска газеты «Школьная жизнь» на тему: «Наш веселый Новый год». Разборка тематики номера: обсуждение темы, определение с разделами, статьями номера. Сбор материала: посещение мероприятий в ДК, встречи с интересными людьми, оформление статьи «История новогодней елки», интервью у Деда Мороза и Снегурочки, экскурсии в детские сады с целью получения информации о проводимых утренниках. Подготовка материалов к печати: написание статей, редактирование, подбор иллюстраций, редактирование фотографий. Верстка газеты. - 2 ч.
5.3 Развлечение «Посвящение в журналисты» - 1 ч.
5.4 Разработка выпуска газеты «Школьная жизнь» на тему: «Женский день – 8 марта». Разборка тематики номера: обсуждение темы, определение с разделами, статьями номера. Сбор материала: посещение мероприятий в ДК, встречи с интересными людьми, оформление статьи «История праздника 8 марта», интервью, экскурсии в школы и детские сады с целью получения информации. Подготовка материалов к печати: написание статей, редактирование, подбор иллюстраций, редактирование фотографий. Верстка газеты. - 2 ч.
5.5 Изготовление фотоколлажа № 2 «Работа в объединении» - 1 ч.
6. Итоговое занятие. (1 ч)
Практические занятия: Оформление выставки выпусков газеты «Школьная жизнь». Диагностика. - 1ч.
Методическое обеспечение программы
№ Раздел Форма занятия Приемы и методы организации воспит.процессаМетодический и дидактический материал Техническое оснащение занятий Форма подведения итогов по каждому разделу
1 Вводные занятия Беседа, экскурсия Просмотр готовых работ Презентация Ноутбук, проектор Фронтальный опрос
2 Жанры публицистики Рассказ, беседа Объяснение, практическое наблюдение Презентация, просмотр литературы с пошаговыми инструкциями, просмотр готовых работ Ноутбук, проектор Фронтальный опрос
3 Оформительское дело Рассказ, беседа, практическая работа Объяснение, практическое наблюдение Презентация, просмотр литературы с пошаговыми инструкциями, фотографий, готовых работ Ноутбук, проектор, фотоаппарат, принтер, картотека гимнастики для глаз Фронтальный опрос, упражнения, конкурс
4 Программа PublisherБеседа, практическая работа Объяснение, практическое наблюдение Презентация, просмотр литературы с пошаговыми инструкциями, фотографий, готовых работ Ноутбук, проектор, программа Publisher, картотека гимнастики для глаз Фронтальный опрос, упражнения
5 Работа над номерами газеты Беседа, практическая работа Объяснение, практическое наблюдение Презентация, просмотр литературы с пошаговыми инструкциями, фотографий, готовых работ Ноутбук, проектор, принтер, картотека гимнастики для глаз Фронтальный опрос, выпуск газеты, анализ проделанной работы
6 Итоговое занятие Беседа Анализ готовых работ Презентация Ноутбук, проектор, принтер Выставка, диагностика
Список источников информации для руководителя объединения:
Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996
ЛивановаМ.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996
Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко.СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Список источников информации для учащихся:
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.