Образовательная программа дополнительного образования Юный техник



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЮНЫЙ ТЕХНИК»
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации
3 года
Автор программы:
Львов Николай Демидович
педагог дополнительного образования
МБОУ «Староузеевская СОШ»
2015-2016 г.Программа
кружка «Юный техник»
 
СодержаниеВведение,
Цели и задачи программы,
Характеристика возраста, на который направлена программа,
Формы и методы обучения,
Учебно-тематический план занятий
                  1-ый год обучения,
                  2-ый год обучения,
                  3-ый год обучения.
6.    Коллективно-творческие дела,
7.    Расписание работы кружка. 
 
Введение 
            Техника, окружающая детей с малых лет, будит их любознательность, стремление узнать, как и почему работает машина, летает самолет. Человек всегда мечтал подняться в небо «аки птица» и издревле пытался воплотить свою мечту.  Двадцатый век стал веком бурного воплощения туманных мечтаний в явь. Авиация начала так быстро развиваться, что человечество не смогло сохранить многие подлинники этой сложной техники. Но многие образцы сохранились в музеях мира в виде уменьшенных макетов, дающих почти полное представление о прототипах.
            Не каждый человек может построить «свой» самолет и летать на нем, хотя сейчас и широко начало развиваться самодеятельное самолетостроение. Энтузиасты нашли другой выход - изготовлять копии самолетов в уменьшенном виде - от макетов до летающих моделей, управляемых на расстоянии. Каждый ребенок, осознав свое желание построить первую модель самолета, хочет, чтобы она была похожа именно на самолет, а не на что-то абстрактное, то есть, можно сказать, что он хочет построить копию самолета. Это направление получило название «масштабное моделирование». Под этими словами подразумевается изготовление техники в уменьшенном масштабе.
            Именно в этом направлении ведется работа в кружковом объединении «Юный умелец».  Для изготовления масштабного макета необходимо владеть довольно большими практическими навыками работы по дереву, металлу, пластмассе, уметь работать как простым ручным инструментом домашнего набора, так и электрическим. Многие детали при изготовлении требуют применения станочного оборудования. А для этого необходимо умение на них работать и знать технологию обработки. В процессе отделки и окраски приходится иметь дело с различными клеями, грунтовками, шпаклевками и красками. Уметь с ними работать значит освоить приемы и способы нанесения их, знать их свойства. Естественно, многие из этих операций дети не должны и не могут выполнять самостоятельно, а только под руководством педагога.
            Можно ли считать увлечение масштабными моделями забавой? В некоторой степени - да.  Но к этому надо подходить с более широких позиций. Даже простое коллекционирование готовых фабричных макетов летательных аппаратов приводит человека к определенной системе, к изучению и познанию истории авиации, авиационной техники, летных достижений и людей, прославивших авиацию. Ведь многое в жизни начинается с детской забавы и игрушки, а перерастает в увлечение на всю жизнь.  Может сложиться мнение, что творчество детей в объединении ограничивается только авиационной техникой. Конечно, это не так, просто в процессе работы дети сами пришли к такому выбору.
            В начале года, в процессе работы над чертежами, кружковцы имели возможность сравнить различные образцы техники: автомобильной, авиационной, морской, бронетанковой и т. д. В конце концов, предпочтение было отдано авиации. Мне лично этот выбор кажется неслучайным: в авиационной промышленности всегда были сосредоточены лучшие конструкторы, самые передовые научные разработки и решения. Авиация - средоточие всего самого передового и наилучшего, чего только смогло изобрести человечество. По крайней мере, так было в двадцатом веке.
            История авиационной техники настолько разнообразна и привлекательна, что многие увлекаются собиранием макетов летательных аппаратов. Во многих странах, в том числе, и в нашей, это увлечение удовлетворяется в некоторой степени промышленным изготовлением и широкой продажей пластмассовых наборов в виде изготовленных деталей для склеивания и сборки макетов. Но ассортимент и качество не удовлетворяют настоящих любителей мастерить, увлекшихся историей авиационной техники. Они сами изготовляют для себя макеты летательных аппаратов и коллекционируют их по определенной тематике. Именно такими любителями мастерить стали воспитанники второго года обучения, они сами выбирают прототипы для изготовления, сами находят и выбирают варианты окраски для своих моделей.
            Что же такое макет летательного аппарата? Это в масштабе изготовленная нелетающая модель и, в зависимости от назначения, с большей или меньшей подробностью соответствующей оригиналу. Условно макеты можно разделить на несколько групп: настольные, учебные, рекламные, музейные.
1.   Настольные макеты наиболее упрощенные; их изготовляют в мелких масштабах, с небольшой точностью воспроизведения деталей, окрашивают, а может и не окрашивают, подобно прототипу. Как правило, такие макеты укрепляют на декоративных подставках под углами различных ракурсов полета или подвешивают на нитке.
2.    Учебные макеты характеризуются большими масштабными отступлениями для изучения целиком прототипа или его части, которую изготовляют с максимальной подробностью и с действующими элементами.
3.    К рекламным макетам можно отнести макеты, выполненные масштабно и рекламирующие целиком летательный аппарат.
4.    Музейные макеты изготовляют с наибольшей точностью масштабного и детального воспроизведения. По этим макетам можно довольно точно судить о настоящем аппарате и применяемых материалах.
            Изготовление макетов, в зависимости от их назначения, нельзя считать легким или трудным. Если настольный макет менее трудоемок и довольно прост в изготовлении, то музейный макет по трудоемкости и сложности изготовления не менее, а порой и более сложен, чем летающая модель-копия.
            Сложность во многом зависит от тех навыков, которыми обладает человек, желающий изготовить макет. Так как навыки, которыми владеют кружковцы, пока невелики, то мы при выборе вида деятельности остановились именно на настольных макетах. Как показала практика, этот выбор оказался правильным. Настольные макеты достаточно просты в изготовлении, не требуют большой точности в деталях, окраске и маркировке. А для детей первого года обучения очень важно быстрее увидеть результаты своего труда, это потом, когда приходит опыт, они начинают видеть недостатки своих первых моделей. Естественно, с появлением опыта воспитанники начинают предъявлять к своим работам более высокие требования: им хочется, чтобы они более полно соответствовали прототипу, более реалистичной была окраска и маркировка, более внимательно относятся к выполнению мелких деталей.
            Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности и изобретательности. Кружок начального технического творчества 1-го года занятий организуется для учащихся 5-6 классов, 2-о - для 7-9 классов, 3-го - для 9 класса. Он является отдельным направлением базирующимся на умения и навыки, полученные учащимися на уроках технологии, физики, химии. Необходимые элементы деятельности кружков - широкое использование игровых моментов, делающих труд веселым и увлекательным; проявление инициативы в решении трудовых задач, преодоление трудности и испытание чувства радости за выполненное изделие. Руководителю кружка необходимо учитывать возрастные особенности членов кружка: выполнение однообразных операций им быстро надоедает. Поэтому планирование работы необходимо провести так, чтобы происходило сочетание различных операций. Поделки не должны быть слишком сложными, трудоемкими. В конце каждого года необходимо запланировать выставку поделок.
 
Цели программы
 
Цель программы - гармоническое развитие личности ребенка средствами трудового обучения и воспитания; развитие его трудовых умений и навыков; военно-патриотическое и эстетическое  воспитание; развитие пространственного мышления и творческого потенциала.
Задачи программы
1.  Учить детей видеть и понимать красоту труда, его целенаправленность и гармонию,
2.  Развитие у детей конструкторских способностей, творческого и технического мышления,
3.  Содействие в самоопределении, социальной адаптации;
4.  Формирование духовно-нравственных качеств личности;
5.  Выработать у детей социально ценные навыки поведения, общения, работы;
6.  Создать условия для освоения азов ряда профессий;
  
Пояснительная записка 
Программа объединения «Моделирование» рассчитана на 3 года занятий с детьми разного возраста: 5 - 9  классов. В группе занимается 10-15 человек. Объем занятий составляет 34 часа в год. Занятия проводятся в школьных мастерских или мастерской Дома творчества.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 2 занятия в неделю по 1 часу каждое. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе изготовления моделей разной сложности, развить полученные знания и приобретенные трудовые навыки. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (технологии, истории, физике, черчению). Поскольку программа « Начальное техническое моделирование» рассчитана на работу с древесиной, проволокой, металлом и красками, предполагается определенная материально - техническая база.
 
Для эффективной работы по программе необходимы следующие условия:
1.   Школьная мастерская или мастерская Дома творчества со стандартным оборудованием;
2.   Различные материалы: древесина мягких и твердых пород. Доски мягких пород толщиной 10-20 мм  (из-за небольших размеров моделей подойдут даже отходы и обрезки).  Картон, клей ПВА, алюминиевая проволока, жесть, пленка «ОРАКАЛ» различных цветов на кокарды и надписи.
3. Инструменты: линейки, ножницы, карандаши, штангенциркуль.
В объединении занимаются дети, имеющие определенные навыки, полученные в семье, школе на уроках технологии, владеющие ими в той или иной степени. Дети принимаются в течение всего года. В сентябре для привлечения детей проводится выставка в школе с демонстрацией моделей, сделанных участниками объединения. Педагог рассказывает о работе объединения, воспитанники приглашают своих друзей в Центр. Кроме педагога объединения, в привлечении детей к занятиям участвуют заместитель директора, завучи и педагоги- организаторы.
 
В результате освоения программы «Моделирование» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу третьего года они должны:
•   Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
•   Уметь трезво оценивать свои силы и возможности;
•   Воспитать в себе такие качества как отзывчивость, дружелюбие, бережливость, стремление помочь; чувство собственного достоинства;
•   Научиться бережно и уважительно относиться к плодам своего и чужого труда;
•   Ориентироваться в авиационной технике разных периодов и стран, различать её назначение, знать многие модели самолетов и имена известнейших летчиков, особенно отечественных.
А также приобрести комплекс специальных знаний и навыков:
•   в выборе материала и его обработке; взаимной подгонке и соединении деталей; основах аэродинамики;
•    уметь по чертежу представить внешний вид прототипа и воплотить это представление в виде модели- копии.
•   Уметь подготовить модель к грунтовке и окраске.
•   Разбираться: в смешивании разных цветов и взаимодействии различных видов красок; в работе с современными оформительскими материалами; в работе с металлами и проволокой; подготовке своих изделий к выставкам.
•   Уметь применять эти навыки в быту, передавать свои знания другим людям.
 
 
Методические рекомендации к организации занятий по программе
 
            Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют общие занятия, занятия по изучению истории авиатехники, подготовка и проведение общих выставок, совместные посещения музеев, библиотеки с целью поиска новых материалов (сведений, чертежей, литературы).
Очень важны отношения детей в коллективе. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач педагога - создавать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, чувствовать себя частью единого целого.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные беседы, поручения, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники ответственность за себя и за младших, а младшие уважали старших, видя в них защитников помощников в деятельности. Например, при вытачивании коков винта и окраске педагог поручает помочь младшим в этой пока трудной для них работе.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам- подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростком связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально- волевой стороны отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Педагог, учитывая эту особенность, должен всемерно подчеркивать, что старшие- это более опытные и умелые ребята и по мере возможности возлагать на них решение некоторых вопросов, с которыми обращаются младшие.
 
 
Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Введение. Вводное занятие.   От каменного топора до космического корабля (краткий обзор основных этапов развития техники). Создание новых материалов и новые способы их обработки. «Ступени» юного техника: от технической игрушки к действующей модели, от модели к точной копии. Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с порядком и планом работы кружка.
Раздел 2.   Изготовление из бумаги модели самолетов и автомобилей, танков по чертежам из журналов «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг.
Раздел 3.   Изготовление модели летающий винт. Принцип его работы.
Раздел 4.   Изготовление различных типов воздушного змея. Правила запуска воздушного змея.
Раздел 5.   Изготовление летающей модели планера, ракеты.
 
Содержание программы второго года обучения
Раздел 1. Введение.
Вводное занятие: знакомство с деятельностью кружка на 2-м годе обучения, планирование работы объединения, правила ТБ при работе с древесиной, основные части самолета.
Раздел 2. Изготовление модели самолета Як - 3.(Под руководством педагога).
Тема 2.1. Работа с чертежами, изготовление шаблонов.
Тема 2.2. Изготовление фюзеляжа.
1) Подбор заготовки, разметка, опиливание.
2) Разметка по шаблонам, удаление лишнего материала.
3) Обработка наждачной бумагой.
Тема 2.3. Изготовление крыла. ( Пункты те же).
Тема 2.4. Изготовление хвостового оперения.
Тема 2.5. Изготовление мелких деталей: радиатора, выхлопных патрубков, имитация раскроя обшивки.
Тема 2.6. Сборка модели: взаимная подгонка деталей, склеивание деталей.
Тема 2.7. Окраска
1) Подготовка к окраске (грунтовка, шлифовка).
2) Нанесение снизу голубой или серой краски.
Нанесение зеленой или серой фоновой краски.
3) Нанесение камуфляжных пятен.
Тема     2.8.     Окончательная     отделка:     вырезание     и     наклеивание опознавательных знаков, номеров, надписей.
Раздел   3.   Самостоятельная   работа   учащихся:   изготовление   модели самолета по выбору (разделы те же).
 
 
Содержание программы третьего года обучения
Раздел 1. Бомбардировщики и штурмовики.
Тема 1.1. Отличие бомбардировщика от истребителя. Работа с чертежами, изготовление шаблонов        для постройки бомбардировщика Ил - 4. Выбор заготовок. (Работа над моделями ведется        под руководством педагога).
Тема 1.2. Изготовление фюзеляжа;
Тема 1.3. Изготовление крыла
            1)       Изготовление центроплана;
            2)       Изготовление консолей
            3)       Соединение консолей и центроплана;
Тема 1.4. Изготовление точеных деталей
            1)      Вытачивание коков винта;
            2)      Вытачивание пулеметной турели;
            3)      Вытачивание колес основных стоек шасси;
            4)      Вытачивание заготовок двигателей;
Тема 1.5. Изготовление металлических деталей
            1)     Сгибание стоек шасси из проволоки;
            2)     Вырезание створок шасси из жести;
            3)     Изготовление лопастей винтов из проволоки;
Тема 1.6. Работа над хвостовым оперением
            1)    Подбор материала;
            2)    Разметка;
            3)    Выпиливание заготовок лобзиком;
            4)    Придание заготовкам необходимого профиля;
            5)    Ошкуривание деталей;
Тема 1.7. Изготовление мелких деталей: воздухозаборников, пулеметов, выхлопных патрубков,   имитация раскроя обшивки, хвостового колеса.
Тема 1.8. Сборка модели;
Тема 1.9. Окраска
            1)   Грунтовка;
            2)   Окраска нижней поверхности в голубой цвет;
            3)   Окраска верхних поверхностей в камуфляжный цвет;
            4)   Окраска кабин пилота, штурмана, лопастей винтов, колес и
            пулеметной турели в черный цвет; 5)   Имитация черной краской копоти от выхлопных   патрубков;
Тема 1.10. Вырезание из цветной самоклеющейся пленки звезд и номеров и наклеивание их на фюзеляж и крылья;
Раздел 2. Самостоятельная работа учащихся над постройкой моделей бомбардировщиков, современных истребителей, (разделы те же).
  
Список литературы 
1.       Анищенков П.С., Шуринов В. Е. Третья воздушная. - М.:
         Воениздат, 1984.
2.        Бутаев Б. Амет-хан Султан. — М.: Политиздат, 1990.
3.        Виноградов Ю. А. Иду на Берлин. - М.: ДОСААФ, 1980.
4.       Евстигнеев К. А. Крылатая гвардия. - М. Воениздат, 1982.
5.       Козлов П. Я. Штурмовики. - М.: ДОС ААФ, 1987.
6.       Кузьмин И. В. Палубные истребители Второй мировой войны. - М.:
           ООО «Издательство   Астрель» : ООО «Издательство АСТ» , 2001.
7.        Лагутин О. В. Самолет на столе. - М.: ДОСААФ, 1988.
8.        Мерников А. Курская битва. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001.
9.        Покрышкин А. И. Познать себя в бою. - М.: ДОСААФ, 1986.
10.      Покрышкина М. К. Жизнь, отданная небу. - М.: «Патриот», 1989.
11.      Программа педагога дополнительного образования: от разработки
           до реализации. / Сост. Н.         К. Беспятова. М.: Айрис - пресс, 2004.
12.      Руденко С. И. Крылья победы. - М.: Международные отношения. 1985.
13.     Самолеты. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
14.      Саукке М. Ту - 2. М.: Авиантик, 2001.
15.       Сомов Г. А. Маршал авиации. - М.: Политиздат, 1990.
16.      Сомов Г. А. Третья высота. - М.: ДОСААФ, 1983.
17.      Тарадеев Б. В. Модели - копии самолетов. - М.: Патриот, 1991.
18.      Шахурин А. И. Крылья победы. - М.: Политиздат, 1983.
19.     Яковлев Н. Н. Перл - Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. -
         М.: Политиздат, 1988.
  
3-ий год обучения.
Вводное занятие. Значение авиации и судоходства в народном хозяйстве. Авиамоделизм и судомоделизм как технический вид спорта. Ознакомление с планом работы кружка.
Изготовление простейших летающих моделей. Сведения о воздухе и летательных аппаратах и принципах их полета.
Парашюты. Назначение и устройство, принцип действия парашюта. Сведения из истории изобретения парашюта. Техника изготовления бумажных моделей самораскрывающихся и самозапускающихся парашютов.
Изготовление точных копий самолета, автомобиля, водных судов.
  
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой обучения являются групповые занятия. 90 % времени отводится на практические занятия. В основном используется индивидуальная работа с каждым учащимся. Теоретические знания учащиеся получают во время практических занятий. Предусмотрено использование элементов развивающего обучения. Большое внимание уделяется проблемному методу обучения, когда перед учащимися ставится проблема, а они совместно должны решить её, найти наиболее оптимальный вариант.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ 1-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема раздела
  Кол-во Тема занятия
  Кол-во
 
 
  часов
   
  часов
 
 
  по
   
  на
 
 
  разделу
   
  занятие
1
  2
  3
  4
 
Вводное занятие
  2
  Т.Б.   при   работе   с   режущим  инструментом.
  2
 
 
   
  Значение резьбы по дереву в современном мире,
   
 
 
   
  её   применение,   материал,  используемый   для   
 
 
   
  резьбы по дереву. Инструмент, используемый для   
 
 
   
  этих   видов   работ.   Виды  резьбы.   Профессия
   
 
 
   
  резчика по дереву.
   
 
Изготовление резаков.
  11
  Различие металлов по твердости. Виды резаков.
  1
 
 
   
  Изготовление деталей ручки резака.
  2
 
 
   
  Посадка ножовочного полотна и ручки резака на  1
 
 
   
  клею.
   
 
 
   
  Изготовление рукоятки резака.
  3
 
 
   
  Шлифование      (доводка)     рукоятки      резака.
  1
 
 
   
  Покрытие рукоятки лаком.
  1
 
 
   
  Заточка ножа резака.
  2
 
Выполнение
  45
  Изготовление заготовок.
  7
 
геометрической резьбы.
   
  Разметка рисунков на заготовке. Виды узоров при  2
 
 
   
  выполнении           геометрической            резьбы.
   
 
 
   
  Составление              композиции.     Составление
  4
 
 
   
  рисунков и узоров на заготовке.
   
 
 
   
  Пробное выполнение геометрической резьбы.
  6
 
 
   
  Изготовление подарочного кухонного набора с  10
 
 
   
  элементами геометрической резьбы.
   
 
 
   
  Изготовление       шкатулки      с       элементами
  16
 
 
   
  геометрической резьбы.
   
 
Выполнение     контурной  40
  Изготовление рамки для фотографий, зеркала.
  10
 
резьбы
   
  Покрытие изделия темной краской.
  2     
 
 
   
  Нанесение рисунка на объект труда.
  2
 
 
   
  Выполнение контурной резьбы.
  24
 
 
   
  Покрытие изделия лаком.
  2
 
Выполнение 30
  Изготовление шкатулки.
  7
 
плоскорельефной резьбы.
   
  Нанесение рисунка на крышку шкатулки.
  2
 
 
   
  Выполнение плоскорельефной резьбы.
  13
 
 
   
  Доводка изделия. 4
 
 
   
  Покрытие изделия лаком.
  2
 
 
   
  Внутренняя отделка изделия.
  2
 
Всего
  128
   
   
 
  
2-ОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1
Вводное занятие.
От каменного топора до космического корабля (краткий обзор основных этапов развития техники). Создание новых материалов и новые способы их обработки. «Ступени» юного техника: от технической игрушки к действующей модели, от модели к точной копии. Вводный инструктаж по ТБ. Ознакомление с порядком и планом работы кружка.
Начальное моделирование Изготовление из бумаги модели самолетов и автомобилей, танков по чертежам из журналов «ТМ», «Юный техник для умелых рук», книг.
46
Выбор модели для изготовления.
Выполнение  чертежа  заготовок  и  деталей  набумаге, для изготовления модели.
Изготовление деталей из бумаги.
Склейка деталей из бумаги.
Отделка модели.
Покрытие модели краской, нанесение рисунка.
Покрытие модели лаком.
Изготовление модели летающий винт. Принцип его работы.
12
Выбор заготовки из древесины. Нанесение разметки на заготовку. Выпиливание заготовки по контуру изделия. Строгание заготовок. Отделка изделия наждачной бумагой. Изготовление реечки-рукоятки. Посадка винта и реечки на клей. Покрытие изделия лаком. Испытание изделия.
Изготовление воздушного змея. Изготовление различных типов воздушного змея. Правила запуска воздушного змея.
17
Выбор модели воздушного змея.
Изготовление реек для каркаса воздушного змея.
Склейка каркаса воздушного змея.
Отделка каркаса.
Склеивание бумажной основы воздушного змея.
Нанесение рисунка на изделие.
Испытание воздушного змея.
Изготовление     летающей модели планера, ракеты.
53
Выбор модели планера, ракеты.
Изготовление заготовок из древесины и картона.
Изготовление каркаса планера, ракеты.
Склейка   крыльев,   киля   планера   папируснойбумагой.
Отделка изделия.
Испытание изделия.
Всего
130
 
3-ИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1
  2
  3
  4
 
Вводное занятие
  2
  Значение  авиации  и  судоходства в  народном хозяйстве. Авиамоделизм  и  судомоделизм  как технический вид спорта. Ознакомление с планом работы кружка.
  2
 
Изготовление простейших летающих моделей.
  9
  Сведения о воздухе и летательных аппаратах и принципах их полета. Изготовление планера.
  2 8
 
Парашюты.
  5
  Назначение   и   устройство,  принцип   действия парашюта. Сведения из истории изобретения парашюта. Техника    изготовления     бумажных    моделей самораскрывающихся    и     самозапускающихся парашютов.
  2 4
 
•   Изготовление точных   копий  самолета, автомобиля,           водных судов.
  112
  Изготовление копии самолета СУ-27. Изготовление копии самолета из древесины. Изготовление копии быстроходного катера.
  28 35 49
 
Всего
  128
   
   
 
Учебно-тематический план первого года обучения
N
   
  Всего
   
   
 
и/и
  Наименование разделов и тем
  часов
  Теория
  Практ.
 
1
  Введение, знакомство с работой кружка,
планирование работы кружка, правила ТБ. 2
  2
   
 
2
  Изготовление модели истребителя Як-3 (подруководством педагога). 38
   
   
 
2.1. Работа с чертежами, изготовление шаблонов. 2 1 1
2.2. Изготовление фюзеляжа. 6 1 5
2.3. Изготовление крыла. 6 1 5
2.4. Изготовление хвостового оперения. 4 1 3
2.5.
  Изготовление мелких деталей: радиатора, выхлопных
патрубков, вытачивание кока винта, имитация
раскроя обшивки. 6
  1
  5
 
2.6.
  Сборка моделей (взаимная подгонка деталей,склеивание их между собой). 2
  0,5
  1,5
 
2.7. Окраска моделей 8 1 7
2.8. Окончательная отделка 2 0,5 1,5
3
  Изготовление моделей по выбору учащихся,
самостоятельная работа. (Разделы те же). 88
   
   
 
  Итого: 128