Рабочая прграмма по дисциплине Правовые и организационные основы ГУЛ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФФЕСИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф. МОРОЗОВА»
Заочное отделение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Правовые и организационные основы государственного управления лесами
профессионального цикла,
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности специальность 250110/35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
базовой подготовки
с.Слобода,
2015г.
РАССМОТРЕНО
цикловой предметной
методической комиссией
профессиональных дисциплин
Председатель
____________ С.В. Матузова
03.09. 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Методист
____________ Г.Г Данилюк
03.09. 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
____________
А.В. Меркушева
03.09. 2015 г.
Составитель:
Баталин Алексей Николаевич - преподаватель ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110/35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «07» мая 2014 г. № 450.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 250110/35.02.01. Лесное и лесопарковое хозяйство, базовой подготовки в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов c
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 5
Условия реализации учебной дисциплины 12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Правовые и организационные основы государственного управления лесами»
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины (далее программа УД) «Правовые организационные основы государственного управления лесами» - является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова» по специальности СПО 250110/ 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, базовой подготовки, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности СПО 250110 /35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, базовой подготовки.Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
Рабочая программа составляется для заочной формы обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в учебный профессиональный цикл, согласно ФГОС .Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
оформлять документацию о нарушении лесного законодательства;
оформлять договор аренды лесного участка;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
правовые основы государственного управления лесами:
организацию государственного управления лесами;
нормативное обеспечение государственного управления лесами;
экономические основы государственного управления лесами;
государственное управление использованием лесов;
ответственность за нарушение лесного законодательства
Вариативная часть – не предусмотрена.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 250110/35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство, базовой подготовки, и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
Специалист лесного и лесопаркового хозяйства базовой подготовки должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
ПК 1.3. Участвовать в проектировании и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 1.4. Участвовать в проектировании и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.3. Проводить полевые и камеральные лесоустроительные работы.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК) включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:максимальной учебной нагрузки студента 48 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента при заочной форме обучения 8 часов;
самостоятельной работы студента 40 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 8
в том числе: лабораторные занятия не предусмотрено
практические занятия 6
контрольные работы не предусмотрено
курсовая работа (проект) не предусмотрено
самостоятельная работа студента (всего) 40
Составьте сравнительную таблицу «Система управления лесами в Российской Федерации до и после реформы».
Составьте таблицу «Структура федеральных органов управления
лесами »
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Содержание дисциплины, её структура и связь с лесоводственными, управленческими и экономическими дисциплинами Участие общественности в управлении лесами.
Устойчивое развитие и лесная политика
Система государственного управления лесами в Российской Федерации.
Федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений и их полномочия.
Инструменты государственного управления лесами.
Лесной план субъектов Российской Федерации. Плата за использования лесов.
Права пользования лесными участками.
Ответственность за нарушение лесного законодательства.
Федеральный Государственный лесной надзор (лесная охрана) 1
1
2
4
4
4
4
6
4
4
2
4
самостоятельная работа на курсовой работой (проектом) не предусмотрено
Форма промежуточной аттестации ДЗ
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Правовые организационные основы государственного управления лесами»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Введение Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом: Содержание дисциплины, её структура и связь с лесоводственными, управленческими и экономическими дисциплинами. Практическая направленность дисциплины. Понятие и цели лесоуправления. Структура государственного управления лесами. Исторические аспекты развития лесоуправления в России. 2 1
Раздел 1. Правовые основы государственного управления лесами 6 Тема 1.1. Правовое обеспечение государственного управления лесами Содержание учебного материала 2 2
Лесной кодекс РФ, его основные положения. Участники лесных отношений. Объекты лесных отношений. Федеральные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие лесные и связанные с ним отношения. Законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты в системе лесных отношений. Лесное законодательство в системе экологического права. Тема 1.2. Участие общественности в управлении лесами
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Понятие общественности. Субъекты общественного участия. Правовые аспекты участия общественности в управлении лесами и получения достоверной информации о лесохозяйственной деятельности. Формы и методы участия общественности в управлении лесами. Задачи государственных органов управления лесами по взаимодействию с общественностью. Конфликты и способы их разрешения. 4 2
Раздел 2. Организация государственного управления лесами 14 Тема 2.1. Устойчивое развитие и лесная политика
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Условия, обеспечивающие устойчивое экономическое развитие. Определение модели устойчивого развития. Показатели устойчивого управления лесами. Понятие устойчивого управления лесами. Лесная сертификация. Лесная политика и международные обязательства в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Зарубежный опыт лесоуправления. 5 2
Тема 2.2. Система
государственного управления лесами в Российской Федерации
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Система управления лесами в Российской Федерации. Хозяйственное управление лесами, осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводство лесов. Виды и состав функций государственного управления лесами. Этапы развития федеративных отношений в системе управления лесами. Распределение функций управления лесами по уровням управления. 5 2
Тема 2.3. Федеральные органы власти и органы государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений и их полномочия
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Структура федеральных органов управления лесами: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Рослесхоз. Полномочия органов государственной власти РФ в области лесных отношений. Структура государственного управления лесами в субъектах РФ: уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (в составе администрации, Правительства) и лесничество (лесопарки). Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений. Структура управления лесничеством. Основное направление деятельности лесничества и предоставление управленческих услуг в соответствии с лесохозяйственным регламентом. Виды деятельности и управленческихфункций лесничества. Административный регламент исполнения государственных функций лесничеством. 4 2
Раздел 3.
Нормативное обеспечение государственного
управления лесами 5 Тема 3.1. Инструменты государственного управления лесами Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом: Лесной план. Лесохозяйственный регламент как основа осуществления использования, охраны и защиты и воспроизводства лесов, расположенных в пределах лесничества. Содержание лесохозяйственного регламента. Срок его действия, порядок разработки, утверждения, внесения изменений. Функции лесничего и специалистов лесничеств по реализации лесохозяйственного регламента.
Проект освоения лесов как документ, обязательный для разработки и исполнения на лесных участках, переданных в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сведения, содержащиеся в проекте освоения лесов. Порядок государственной экспертизы проекта освоения лесов. Государственная инвентаризация лесов как новая система лесоучетных работ. Цели и инструменты государственной инвентаризации лесов. Способы и методы государственной инвентаризации, её значение для оценки эффективности управления лесами. Государственный лесной реестр как свод документированной информации о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве. Доступ к информации. Условия предоставления. 6 2
Раздел 4. Экономические основы государственного управления лесами 6 Тема 4.1. Лесной план субъектов Российской Федерации. Плата за использования лесов. Практическое занятие № 1
Определение размера арендной платы при использовании лесных участков для различных видов использования. 2 3
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Цели и задачи лесного планирования. Лесное планирование как отраслевая разновидность экономического планирования. Планирование в области использования, охраны, защиты лесов как необходимое условие обеспечения устойчивого развития территории с экономической оценкой результатов действий органов государственной власти субъектов РФ. Финансовая (экономическая) система в лесном хозяйстве. Правовые рамки лесного планирования на уровне субъекта РФ, определенные Лесным кодексом. Состав лесного плана субъекта РФ, порядок его разработки и утверждения. Плата за использования лесов.Роль платы за использования лесов в формировании финансовой системы в лесном секторе и финансировании ведения лесного хозяйства. Порядок установления, размер и распределение платежей за использование лесов. 4 2
Раздел 5. Государственное управление использованием лесов 6 Тема 5.1. Права пользования лесными участками Практическое занятие №2
Расчет минимального размера арендной платы при использовании лесного участка для заготовки древесины 2 3
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
Содержание правоотношений по использованию лесов. Аренда лесного участка, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), купля-продажа лесных насаждений. Аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка (договора купли-продажи лесных насаждений4 2
Раздел 6. Ответственность за нарушение лесного законодательства 8 Тема 6.1. Ответственность за нарушение лесного законодательства Практическое занятие №3
Оформление документации о нарушении лесного законодательства.
Исчисление размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. 2 3
Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом: Понятие и виды юридической ответственности. Преступления и правонарушения в сфере лесных отношений, их признаки. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства. Административная ответственность за нарушение лесного законодательства. Виды административных правонарушений. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства. Виды и состав преступлений в сфере лесных отношений. Порядок привлечения к ответственности за лесонарушения. 2 2
Тема 6.2. Федеральный Государственный лесной надзор (лесная охрана) Самостоятельная работа:
Ответьте на вопросы в соответствии с учебным материалом:
4 2
Законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального пожарного надзора в лесах. Органы государственной власти и должностные лица, осуществляющие лесной надзор. Права и обязанности государственных лесных инспекторов и лесничих при осуществлении надзорных функций. Документы, составляемые по результатам проведения мероприятий по федеральному государственному лесному надзору Всего 48 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация учебной дисциплины «Правовые организационные основы государственного управления лесами» требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– стенды и плакаты по разделам программы.
Технические средства обучения:
–компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор, интерактивная доска;
– комплект тематических демонстрационных материалов;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории- не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источникиДля преподавателей
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11. 1994 № 51-ФЗ и Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01. 1996 № 14-ФЗ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12. 2001 № 195-ФЗ
Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 № 63-ФЗ
Ловцова Н.В. Федеральный государственный лесной надзор. Пушкино. ВИПКЛХ, 2012
Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие) М.: ГОУ ВИПКЛХ. 2011
Лесной кодекс Российской Федерации, с изм.
Петров А.П. Государственное управление лесами. Пушкино. ВИПКЛХ, 2011
Ловцова Н.В. Ответственность за нарушение лесного законодательства (учебное пособие), М.: ГОУ ВИПКЛХ. 2008
Устойчивое лесоуправление в современных условиях. М.: ВИПКЛХ, 2007
Устойчивое лесоуправление в современных условиях. М.: ВИПКЛХ, 2007
Методическое обеспечение практических занятий по управлению лесами и ведению лесного хозяйства (учебное пособие). ГОУ ВИПКЛХ, 2008
Для студентов
Ловцова Н.В. Федеральный государственный лесной надзор. Пушкино. ВИПКЛХ, 2012
Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие) М.: ГОУ ВИПКЛХ. 2011
Петров А.П. Государственное управление лесами. Пушкино. ВИПКЛХ, 2011
Дополнительные источникиДля преподавателей
Конституция Российской Федерации. с изм.
Земельный кодекс РФ от 25.10. 2001 № 136-ФЗ
Федеральный закон от 21.07. 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. с изм.
Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11. 2007 № 806)
Об утверждении положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 № 394 с изм.
О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности от 22.05. 2007 № 310 с изм.
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 февраля 2012г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 14.05. 2007 № 125 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 19.04. 2007 № 106 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07. 2011 г. № 318 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений»
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.07. 2010 г. «Об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.04. 2007 № 246 «Об утверждении Положения о подготовке лесного плана субъекта Российской Федерации»
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 30 мая 2011г. № 194 «Об утверждении порядка ведения государственного лесного реестра».
Бизнес-планирование ведения лесохозяйственной деятельности в условиях аренды лесных участков: права и обязанности сторон. М.: ВИПКЛХ, 2008
Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов. Учебное пособие. Пушкино. ВИПКЛХ, 2009
Ловцова Н.В. Государственный лесной контроль и надзор. Пушкино. ВИПКЛХ, 2012
Петров А.П. Государственное управление лесами. Пушкино. ВИПКЛХ, 2009
Участие общественности в управлении лесами (правовые, экологические, социальные основы). М.: IUCN, ГОУ ВИПКЛХ, 2005
Щетинский Е.А. Государственное управление в области охраны лесов от пожаров. Пушкино. ВИПКЛХ, 2009
Петров А.П., Мелниш А., Талиярова А., Наслунд Б.А., Густафсон М. Управление лесами в переходной экономике (опыт реформ в России странах Балтии), учебное пособие, Москва, 2001
Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право (учебное пособие). М.: «Деловой двор», 2009
Устойчивое лесоуправление (журнал для работников лесной отрасли). М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF).2011 г.
Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. Лесное право (учебное пособие). М.: «Деловой двор», 2009
Федорова М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. Издательский центр «Академия», 2009
Для студентов
Лесной кодекс Российской Федерации –по состоянию на 2011 год / с комментариями и изменениями.- М.: ООО «Рид Групп», 2011. – 112с.
Методическое обеспечение практических занятий по управлению лесами и ведению лесного хозяйства (учебное пособие). ГОУ ВИПКЛХ, 2008
Ловцова Н.В. Правовое регулирование использования лесов (учебное пособие) М.: ГОУ ВИПКЛХ. 2011
Петров А.П. Государственное управление лесами. Пушкино. ВИПКЛХ, 2011
Щетинский Е.А. Государственное управление в области охраны лесов от пожаров. Пушкино. ВИПКЛХ, 2009
Интернет-ресурсы
www.rosleshoz.gov.ru -Портал Федерального агентства лесного хозяйства –
wood.ru - Первый лесопромышленный портал
www.mnr.gov.ru - Министерство природных ресурсов и экологии РФ
http://www.rg.ru/ - Российская газета
http://www.consultant.ru/ - Справочно-правовая система “КонсультантПлюс”
http://www.garant.ru/ - Справочно-правовая система “Гарант”
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь: оформлять документацию о нарушении лесного законодательства защита практических занятий, тестирование.
оформлять договор аренды лесного участка защита практических занятий, тестирование.
В результате освоения дисциплины студент должен знать: правовые основы государственного управления лесами: фронтальный опрос, дифференцированный зачет
организацию государственного управления лесами; защита презентаций на выбранную тему, фронтальный опрос
нормативное обеспечение государственного управления лесами; тестирование, фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентацияэкономические основы государственного управления лесами; защита практических занятий, дифференцированный зачет
государственное управление использованием лесов; дифференцированный зачет, тестирование, фронтальный опрос
ответственность за нарушение лесного законодательства тестирование, фронтальный опрос, оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентация).Преподаватель
ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» ____________ А.Н. Баталин