МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда»
по дисциплине «Охрана труда»
для специальности 23 02 04 «Профессиональное обучение»
2013
ДАТА 10.10.2013
«Организация учебно-производственного процесса»
Специальность: »Бухучет в промышленности «Группа: Б-31
Количество учащихся: 26 человек.
ТЕМА: Нормативно-правовые и организационныеосновы охраны труда
ЦЕЛИ:
Обучающая: формирование умений логически и полно выстраивать ответ; формирование знаний о классификации затрат рабочего времени для дальнейшего применения в трудовой деятельности.
Развивающая: развитие мыслительных операций, умений пользоваться профессиональной терминологией; развитие способности выделять существенные признаки объектов.
Воспитательная: формирование интереса к специальности, стремления к глубокому освоению знаний в связи с другими специальными дисциплинами, осознание ценности получаемых знаний на уроке для профессионального становления.
ЗАДАЧИ:
Закрепление изученного материала по теме «Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда».
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала;
Научить определять рабочее времени обучаемого
Определить значимость темы урока для дальнейшего успешного изучения тем по нормированию труда.
МЕТОДЫ: активные методы обучения, фронтальный опрос, игра, лекция с элементами беседы.
ТИП УРОКA: урок комбинированный, теоретический.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика организации, основы права, охрана труда, БЖ.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийный демонстрационный комплекс, ситуационные задания, таблица «Классификация затрат рабочего времени», мультимедийная игра «Лабиринт», ТК РФ, должностные обязанности мастера п/о.
СТРУКТУРА УРОКА (90 минут).
Организационная часть.
Проверка домашнего задания.
Постановка цели урока. Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала на данном занятии.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Организационный момент. (3 мин)
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Постановка целей и задач урока. Определение хода урока.
В течении всего урока студенты будут получать флажки за правильные ответы, дополнения и пояснения. В конце урока флажки будут подсчитываться и составят основу для оценивания работы студента на уроке.
Проверка домашнего задания по теме «МТБ учебных занятий» (20 мин.)
2.1. Игра «Азбука» на знание терминологии по теме «МТБ учебных занятий». (3 мин)
Правила игры: преподаватель называет букву, студенты называют слова или словосочетания, связанные с темой домашнего задания.
Буква Возможные ответы
И Инструмент
В Время отдыха
Выходные дни
Верстак
О Отпуск
Обеденный перерыв
Оборудование
Г График труда и отдыха обучаемых
Н Нормальная продолжительность рабочей недели
Неполное рабочее время
Ночное время
Ненормированный рабочий день
Нерабочие праздничные дни
Р Рабочее время
Режим труда и отдыха
Рабочее место мастера или учащегося
Работа в ночное время
Режим рабочего времени
М Мастерская
Т Трудовой кодекс
Трудовой договор
Табель учета рабочего времени
2.2. Фронтальный опрос по вопросам (6 мин)
Какова нормальная продолжительность рабочего времени обучаемого не достигшего 18 летнего возраста в соответствии с ТК РФ?
Какую продолжительность рабочей недели устанавливает ТК РФ для разных категорий работников?
Сколько длится урок профессионального обучения?
Какие функции мастера п/о во время текущего инструктажа?
Что такое материально-техническая база учебных занятий?
Как оснащается мастерская по ремонту и обслуживанию автомобилей?
Изучение нового материала. (20 мин)
3.1. Актуализация знаний, значимость данной темы в учебной дисциплине и практической профессиональной педагогической деятельности (3 мин).
Значение нормирования труда. В ТК РФ содержатся положения, регламентирующие эту сферу деятельности предприятий.
(выписка из ТК РФ)
3.2. Объяснение нового материала «Изучение новых понятий»
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Охрана труда - это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда
Безопасность - это отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.
Техника безопасности - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.
Производственный травматизм - это совокупность несчастных случаев на производстве (предприятии).
Профессиональное заболевание - это повреждение здоровья работника в результате постоянного или длительного воздействия на организм вредных условий труда.
Гигиена труда - это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
Промышленная санитария - это комплекс мероприятий, имеющих цель довести до приемлемого уровня риск воздействия на работника неблагоприятных условий производственной среды.
Эргономика (от греческих: ergon - работа и nomos - закон) - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.
3.3. Изучение основных знаков опасности.
Структура нормы времени устанавливается исходя из классификации затрат рабочего времени.
Классификация затрат времени может осуществляться по отношению к трем элементам производственного процесса: предметам труда, работнику, оборудованию.
Рассмотрим классификацию затрат рабочего времени работника.
Рабочее время
Время работы Время перерывов
Нерегламентированные перерывы
Время работы, не предусмотренное производственным заданием
Время работы по выполнению производственного задания
Регламентированные перерывы
4. Подведение итогов. (3 мин)
По полученным в ходе урока флажкам, а так же устным ответам на вопросы выставляются оценки, даются рекомендации по лучшему изучению темы неуспевающим студентам.
Рефлексия.
Теперь я бы хотела бы у вас узнать появились у вас новые знания и умения в процессе работы?
Знание, каких предметов вас сегодня пригодилось на уроке?
Сегодня каждый из вас заканчивает урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Обычно общаясь с кем – то лично, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу и т.д.
Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке, используя смайлики – у каждого на столе лежат вот такие смайлики:
: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке. : – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
Поднимите смайлики в зависимости от того, как вы оцениваете свой успех на уроке.Урок цели достиг. Благодарю вас за урок! Спасибо!
5. Домашнее задание.(1 мин)
Конспект.