Положение о ведении ученических тетрадей для 1-11 классов
ПОЛОЖЕНИЕ
о ведении ученических тетрадей и их проверке
в ЧОУ Гимназия «ЭСТУС»
Утверждено на заседании
педагогического совета
№ 1 от 30.08. 2015 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10);
-Методическим письмом Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №364-М «О единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»;
-Уставом ЧОУ Гимназия «ЭСТУС»;
-должностными инструкциями учителей и другими локальными актами Гимназии.
1.2. Настоящее Положение устанавливает правила ведения ученических тетрадей, проведения текущего контроля и оценивания уровня учебных достижений обучаемых.
1.3. Настоящее Положение утверждается Педагогическим Советом Гимназии, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
2. ЗАДАЧИ ПРОВЕРКИ ТЕТРАДЕЙ:
- выполнение учащимися домашних работ;
- соблюдение единого орфографического режима;
- правильность ведения тетрадей для контрольных работ и их сохранность в течение года;
- правильность подписи тетрадей;
- соответствие объема классных и домашних работ.
3 . ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
- упражнения по русскому и иностранным языкам, математике, физике, химии;
-конспекты первоисточников и рефераты по истории, обществознанию, литературе, географии, биологии, химии, МХК в 5-11-х классах;
- планы и конспекты лекций учителей по разным предметам на уроках и элективных курсах в 9-11 классах;
- планы статей и других материалов из учебной литературы;
- сочинения, анализы текстов и письменные ответы на вопросы;
-составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);
-фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе изучения окружающего мира, биологии, географии;
-различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам лабораторных (практических) работ по окружающему миру, биологии, географии, физике, химии, технологии в 4- 11-х классах (без копирования в тетради соответствующих рисунков из учебника);
3.2.В Гимназии проводятся текущие и итоговые контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только его часть.
Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, физике, химии выполняются в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ. В тетрадях по русскому языку записывается только вид работы (например, диктант). Вариантность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру.
В 1-4 классах по математике словосочетание Контрольная работа не пишется.
В тетрадях обучающихся 5-11 классов по математике, физике, химии запись контрольной, практической, лабораторной работы ведётся в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочей программы учителя (без указания темы). Например: Контрольная работа №3.
4. КОЛИЧЕСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ ТЕТРАДЕЙ
4.1. Для выполнения всех видов письменных работ, обучающих, проверочных, лабораторных и контрольных работ надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчёта на каждого обучающегося:
1 класс
Предмет 1 класс
Русский язык 1- 2 рабочие тетради;
тетради на печатной основе, входящие в УМК (пропись № 1,2,3)
тетради для проверочных работ на печатной основе, входящие в УМК
Математика 1- 2 рабочие тетради;
тетради на печатной основе, входящие в УМК
тетради для проверочных работ на печатной основе, входящие в УМК
Окружающий мир тетради на печатной основе, входящие в УМК
Литературное чтение тетради на печатной основе, входящие в УМК
2 - 11 классы
Предмет Количество тетрадей
2-4 классы 5-9 классы 10-11 классы
Математика 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, рабочие тетради на печатной основе, входящих в УМК 2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ -2 рабочие тетради и 1 тетрадь для контрольных работ
Русский язык 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, рабочие тетради на печатной основе, входящих в УМК 2 рабочие тетради, 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ,
допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь 1 тетрадь по развитию речи и 1 тетрадь для контрольных работ
Литература Рабочие тетради на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для творческих работ,
Одна рабочая тетрадь и 1 тетрадь по развитию речи
Окружающий мир рабочие тетради на печатной основе, входящих в УМК - -
Биология - 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для практических работ 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для практических работ
География
- 1 рабочая тетрадь, контурные карты, тетрадь для практических работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь, контурные карты, тетрадь для практических работ
Химия - 1 рабочая тетрадь , 1 тетрадь для лабораторных работ, 1 тетрадь для контрольных работ 1 рабочая тетрадь , 1 тетрадь для лабораторных работ
1 тетрадь для контрольных работ
Физика
- 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ, 1 тетрадь для контрольных работ 1 рабочая тетрадь и 1 тетрадь для лабораторных работ, 1 тетрадь для контрольных работ
Информатика - 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для практических работ, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь, 1 тетрадь для практических работ
Иностранный язык 1 рабочая тетрадь, тематический словарь, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК 1 рабочая тетрадь, тематический словарь,
допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, тетрадь для контрольных работ 1 рабочая тетрадь, тематический словарь,
тетрадь для контрольных работ
ОБЖ, МХК,
Музыка 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь
История
- 1 рабочая тетрадь , допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, тетрадь для контрольных работ 1 рабочая тетрадь, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, тетрадь для контрольных работ
Обществознание - 1 рабочая тетрадь , допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК, тетрадь для контрольных работ 1 рабочая тетрадь, допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, тетрадь для контрольных работ
Икусство (ИЗО) Альбом Альбом -
Технология - 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь
Предметы школьного компонента 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь 1 рабочая тетрадь
4.2. В тетрадях для контрольных работ, в тетрадях по развитию речи, помимо самих контрольных и творческих работ, подлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. В начальной школе ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ВЕДЕНИЮ ТЕТРАДЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5.1.Обучающиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-11-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ. Общие тетради по русскому языку и алгебре используются только начиная с 10-го класса.
5.2.Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
5.3. На обложке тетради следует указывать, для чего предназначена тетрадь (на обложке тетрадей для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и практических работ делаются соответствующие записи).
Образец надписи:
Тетрадь
для (контрольных) работ
по русскому языку
учени__ ___ класса
ЧОУ Гимназия «ЭСТУС»
________________
(ФИ ученика)
Английский язык
English
Galina Sedova
Form 2A
5.4. Тетради обучающихся 1-х и 2-х классов подписывает учитель.
5.5. При выполнении работ в тетрадях следует соблюдать границы полей. Обучающимся не разрешается писать на полях (за исключением пометок во время записи лекций в старших классах). Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.
5.6. Работу в тетради следует начинать с указания даты. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В 3-11-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-11-х классах по математике (по остальным предметам) записывается дата цифрами на полях.
5.7. На каждом уроке в тетрадях следует записывать его тему (на отдельной строке), а на уроках по русскому языку, математике – указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант, изложение, сочинение и т.д.). При выполнении заданий в тетрадях обучающиеся должны указывать по центру номер упражнения, задачи, вопроса.
5.8. Во время записи текста, обучающиеся должны соблюдать красную строку. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см. Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе (III четверть).
5.9.Ученику следует помнить что:
- между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать;
- в тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки;
- между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу);
- по математике – начинать писать с самой верхней полной клетки, между датой и заголовком работы – 1 клетка;
- между столбиками выражений, уравнений, неравенств и т.д. отступать 3 клетки вправо, писать на четвертой;
- при записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение, деление).
5.10. Учащиеся выполняют аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.
5.11. Обучающиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Черная или зеленая пасты, карандаш могут быть использованы при подчеркивании, составлении графиков и т.д. Учащимся запрещается писать в тетрадях красной пастой.
5.12.Ученику следует исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.
6. КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
6.1.Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается рабочими программами по предмету
6.2.Количество проверочных работ определяется учителем самостоятельно на принципах целесообразности и с учетом санитарно-гигиенических требований к обучению.
6.3. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года;
6.4.Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется графиком, составленным заместителем директора в соответствии с рабочими программами и по согласованию с учителями. В общешкольный график включаются также и текущие контрольные работы, на выполнение которых отводится целый урок. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним учащимся.
6.5. Изменение графика контрольных работ осуществляется только по согласованию с заместителем директора по УВР.
7. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧИТЕЛЯМИ
Проверка знаний и умений обучающихся является обязательной важной частью педагогического процесса и выполняет в нём различные функции: воспитывающую, обучающую, развивающую, диагностическую.
7.1. Учитель начальных классов:
- контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в Гимназии порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима;
- соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся:
в 1-4 классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы обучающихся по письменным предметам (русский язык и математика);
- своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ;
- проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по всем предметам в 1-4 классах к следующему уроку;
- проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;
- проводит работу над ошибками, анализ контрольной работы после проверки контрольных работ, с обязательной фиксацией данного вида работы в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке».
- хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года в учебном кабинете;
7.2 Учитель русского языка и литературы:
- контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в Гимназии порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима;
-соблюдает порядок проверки рабочих тетрадей обучающихся:
а) по русскому языку
- в 5 и 6 классе в 1 полугодие рекомендуется проверять все домашние и классные работы обучающихся;
- во втором полугодии в 6 классе и 7-9 классы - рекомендуется ежедневно проверять работы у слабых учащихся, наиболее значимые - у всех остальных, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех обучающихся проверялись;
- в 10-11 классах рекомендуется ежедневная проверка работ у слабых обучающихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех обучающихся.
б) по литературе:
-в 5-11 классах - проверка тетрадей по необходимости;
Проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;
Хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение учебного года в учебном кабинете.
7.3. Учитель математики:
- контролирует наличие у обучающихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в Гимназии порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
- соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся:
- в 5 классе рекомендуется в 1 полугодии проверять все домашние и классные работы учащихся; во 2 полугодии ежедневно проверять работы у слабых обучающихся, у всех остальных - наиболее значимые работы, но не реже одного раза в неделю;
- в 6-8 классах рекомендуется ежедневно проверять работы у слабых обучающихся и наиболее значимые - у всех остальных, но не реже двух раз в месяц;
- в 9-11 классах рекомендуется ежедневная проверка работ у слабых обучающихся, у всех остальных проверяются наиболее значимые работы с таким расчетом, чтобы все тетради были проверены 2 раза в месяц.
- проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.
- хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
7.4. Учитель истории, обществознания, мировой художественной культуры:
- контролирует наличие у обучающихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в Гимназии порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
- соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей:
- тетради всех обучающихся всех классов проверяются не реже 1-2 раз в учебную четверть;
- выставляет в классные журналы оценки за творческие работы учащихся, рефераты, доклады и т.п.;
- хранит творческие работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года;
- хранит тетради контрольных работ учащихся в течение учебного года в учебном кабинете.
7.5. Учитель географии, биологии, физики, химии, информатики и информационно-коммуникационных технологий:
- контролирует наличие у обучающихся тетрадей, атласов и других пособий, соблюдение установленного в Гимназии порядка, их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
- соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей:
- проверяет тетради всех обучающихся всех классов по мере необходимости;
-выставляет в классные журналы оценки за практические, творческие работы обучающихся, рефераты, доклады и т.п.;
- хранит творческие и контрольные (практические) работы учащихся в учебном кабинете в течение учебного года.
7.6. Учитель иностранного языка:
- контролирует наличие у обучающихся необходимых тетрадей, соблюдение установленного в Гимназии порядка их оформления, ведения, соблюдение орфографического режима.
- соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей:
- в 5 классе рекомендуется проверять тетради после каждого урока в течение I полугодия и не реже одного раза в неделю во втором полугодии;
- в 6 классе рекомендуется проверять тетради после каждого урока у слабых учащихся. У всех учащихся тетради должны быть проверены один раз в неделю;
- в 7-9 классах рекомендуется проверять тетради после каждого урока у слабых учащихся, у сильных - наиболее значимые работы. У всех обучающихся этих классов тетради должны быть проверены раз в две недели.
- в 10-11 классах рекомендуется проверять тетради всех обучающихся проверяются 1 раз в учебную четверть, а тетради-словари - 1 раз в месяц.
- проставляет в классный журнал все оценки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;
- хранит тетради контрольных работ обучающихся в течение года в учебном кабинете.
7.7. Учитель технологии, ОБЖ, искусства (музыка):
- контролирует наличие и правильности ведения обучающимися тетрадей по предмету.
- осуществляет выборочную проверку тетрадей;
- проставляет в классный журнал все оценки за то число месяца, когда проводилась работа.
7.8. Учитель ИЗО:
- контролирует наличие у обучающихся альбомов для рисования;
- проверяет каждую работу у учащихся всех классов. Работа выдается ученику либо на следующем уроке, либо через урок после ее выполнения;
- проставляет в классный журнал все оценки за то число месяца, когда проводилась работа.
8. КОНТРОЛЬ ЗА ВЕДЕНИЕМ ТЕТРАДЕЙ И КАЧЕСТВОМ ИХ ПРОВЕРКИ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГИМНАЗИИ
8.1. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки администрацией Гимназии осуществляется в соответствии с планом внутреннего контроля по следующей схеме:
Учитель;
Класс;
Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;
Выполнение единого орфографического режима;
Регулярность проверки;
Соответствие отметок существующим нормам;
Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.);
Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);
Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей);
Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;
Разнообразие форм классных и домашних работ;
Дифференцированный подход.