Рекомендации родителей по ведению тетрадей


Страничка школьного логопеда
Учитель – логопед МАОУ СОШ № 67 г.Тюмени
БУЛЛЕР С.В.
Требуется помощь
Вроде бы, учебный год начинался вполне успешно. И вдруг в дневнике стали появляться неудовлетворительные оценки по русскому языку и чтению. У кого-то это случается в конце первой четверти, а у кого-то это происходит после зимних каникул.
Расстроенные учителя пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают компьютера или даже берутся за ремень.
Взрослые склонны приписывать участившиеся «двойки» своих детей лени и невнимательности.
Но как понять, что ребенку действительно трудно дается правописание?
Понять это можно по характеру ошибок, которые ребенок допускает еще в тот период, когда все внешне еще выглядит вполне благополучно.
Если ошибки схожи с примерами, приведенными ниже, то значит тетрадь Вашего ученика сигнализирует:
Н у ж н а п о м о щ ь!
-Отсутствуют пропуски между словами и предложениями.
- Не соблюдаются границы полей в тетради и правила переноса.
- Зеркальное письмо: буквы С, Э, З, Б, В и др. перевернуты в другую сторону. Эта же картина может быть и с цифрами.
- Ошибки в правописании гласных в ударных слогах (УЧЕТЕЛЬ вместо УЧИТЕЛЬ).
- Замена букв: Б - Д (ПОБЕБА вместо ПОБЕДА), Ж - Х, И - У
(КЛУМАТ вместо КЛИМАТ), Т – П.
- Пропуск букв, недописывание слов, перестановка слогов (ГАМАЗИН вместо МАГАЗИН).
- Нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное письмо.
В такой ситуации помочь ребенку может специалист – логопед.
Но и заинтересованные родители способны освоить некоторые методы, с помощью которых можно преодолеть подобные трудности в письме и дать понять ребенку, какое же это счастье – в полной мере владеть родным языком.
А главное, что это совсем не трудно, а очень интересно!
Нарушения звукопроизношения.
Грамотному письму часто мешает неправильное произношение звуков.
Ребенок говорит «лабота» вместо «работа», «вампа» вместо «лампа», «шабака» вместо «собака». У такого ребенка велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку, так как он будет читать и писать так, как говорит.
И появятся в школьной тетради так называемые «речевые» ошибки: «павка» вместо «палка», «белеза» вместо «береза», «Шаша» вместо «Саша».Чтоб лучше понять какие трудности испытывает ребенок, можно представить себе, что взрослому человекунужно записать иностранное слово со звуками, отсутствующими в русском языке, непривычними для нашего слуха. Можно сосредоточиться, несколько раз переспросить и записать слово, обозначая неизвестные звуки похожими по звучанию русскими буквами.
Но ребенок встречается со звуками родного языка, которые он плохо различает, в огромном количестве слов.
Во время диктанта на уроке он не может переспрашивать учителя и делает неизбежные ошибки.
Если в диктанте ребенок допустит 1 – 2 орфографические ошибки, то он получит оценку «4». А если к этим 1 – 2 ошибкам прибавятся 4 – 5 речевых, то это уже «двойка» и хроническая неуспеваемость по русскому языку.
Такого печального исхода можно избежать, если оказать первокласснику необходимую помощь с первых дней обучения в школе.
Часто случается, что ребенок уже правильно произносит все звуки, а в диктантах допускает до 30 ошибок.
Это и ошибки на знание грамматических правил, и пропуски букв, и замены букв и слогов, неправильные окончания, слитное написание слов в предложении.
Подобные ошибки чаще следствие такого серьезного нарушения, как недоразвитие речевого (фонематического) слуха,т.е. умения различать все звуки на слух.
Наибольшие трудности в различении на слух представляют:
- парные звонкие и глухие согласные (П – Б, Т – Д, К – Г, В – Ф, С – З, Ш – Ж);
- парные твердые и мягкие согласные (Б – Бь, М – Мь,К – Кь,В – Вь, Д – Дь, Л – Ль и т. д.)
Известную трудность для различения на слух представляют шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) и свистящие (С, З, Ц).
И очень трудно порой бывает объяснить родителям, почему ребенок с нормальным физическим слухом не может различить эти «простые» звуки.
Почему нужно серьезно заняться работой с « первоклашками» ? Причины, по которым логопеду значительно труднее помочь преодолеть неуспеваемость школьникам 2 – 4 классов, заключается в следующем:
если в 1-м классе логопед занимается, в основном, профилактической работой, то во 2 – 4 классах приходится иметь дело с уже сложными нарушениями письменной речи.
Помимо исправления речевого дефекта, надо устранять и пробелы в знаниях.
А серьезные нарушения всегда легче предупреждать, чем устранять.