Рабочая программа по географии от 2015 г. по новому ФГОС (2012 г.)

Департамент образования г. Москвы

ГОУ СПО Политехнический колледж № 19
Рабочая программа
дисциплина: «География».
для специальностей:

230101 - Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
032002 - Документационное обеспечение управления и архивоведение
2006

Пояснительная записка
Главное направление курса - привлечь внимание студентов к мирохозяйственным, глобальным проблемам человечества, показать место и роль России в мировой политике и экономике. Этот курс из преимущественно страноведческого превращается в курс, сочетающий экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.
Настоящий вариант программы по географии разработан в соответствии с компонентом государственного стандарта среднего (полного) и профессионального образования по географии (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089) и концепцией общего среднего (полного) образования; в настоящем варианте рабочей программы заложен обязательный минимум содержания среднего (полного) образования по географии; требования к уровню подготовки выпускников за курс среднего(полного) образования. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Цель географического образования - повышение культурного уровня студентов, формирование в их сознании системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде; устойчивое понимание значения деятельности каждого человека как важнейшего фактора оптимизации отношения природы и общества; формирование правильных пространственных представлений о социальных и экономических системах разного ранга (от планетарных до локальных) на трех уровнях (глобальном, региональном, локальном).
Обучение географии призвано развить познавательную установку личности на создание целостных образов и представлений географических объектов и явлений основанных на комплексном подходе к их изучению, помочь учащимся понимать территориальные аспекты проблем современного общества и их причинный характер, сформировать отношение к нашей планете как общему дому, чувство его рачительного хозяина, патриота.
В процессе обучения географии решаются следующие задачи:
1. овладение основами географической науки;
2. овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
3. овладение умениями применять приобретенные географические знания в производственной деятельности, включая правила поведения в природе, умение пользоваться источниками географической, политической и экономической информации, картами, ЭВМ, оценивать природу и хозяйственную обстановку в России и мире.
В результате обучения географии на базовом уровне студент должен:
иметь представление:
о предмете географии, источниках географической информации, методах получения географических знаний.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы урбанизации;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда;
- основные черты и формы проявления географического разделения труда;
- место страны в международном географическом разделении труда;
- принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды (глобальный, региональный, локальный масштаб).
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, техногенных изменений отдельных территорий;
- понимать сущность социальных , экономических и экологических проблем;
- применять простейшие приемы анализа статистических данных о мировом хозяйстве, населении; сравнивать статистические показатели развитых и развивающихся стран;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики, выявлять географический комплекс;
-ориентироваться по картам географического атласа, картосхемам, картодиаграммам;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выявления и объяснения географических аспектов текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформацию и ресурсы Интернета; понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ.
При тематическом изучении разделов 1,2,3 дисциплины «География» применяются следующие виды занятий:
специальность
032002
230101

Блок лекционных занятий (лекция, комбинированный урок, урок-конференция, урок-зачет)
26 ч
26 ч

Блок лабораторно-практических занятий
10 ч
10 ч

Блок самостоятельных работ (индивидуальные задания в тетради, рефераты, доклады, сообщения – пятиминутки);
14 ч
14 ч

Промежуточный контроль по 1,2 разделу (урок –зачет, тестовый контроль)
1 ч
1 ч

Итоговый контроль по дисциплине «География» (урок –зачет, тестовый контроль)
2 ч
2 ч

Следует отметить, что в учебном процессе используется блок новых технологий, в котором излагаются дифференцированный и личностный подход к студентам, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтапное изучение материала, методы развивающего обучения, разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся на занятиях (использование электронного пособия по географии), работу над усвоением содержания образования.
Итоговый контроль предусмотрен по 1,2 разделу ; за полный курс обучения дисциплины «География» в виде письменной тестовой работы по вариантам.





2006-2007 учебный год


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для специальности 032002 (78 ч)


Наименование разделов и

Макси

Количество часов

Самостоя


тем

мальная

аудиторных занятий при

тельная




учебная

Очной форме обучения

работа




нагрузка

Всего

Лабора

Прак

студента




на



торных

тичес






студента



Работ

ких






час





занятий




раздел. 1

52

42



12

10


Общая экономико -












географическая характеристика мира.












1.1Введение. Предмет и

12

10





2


методы изучения.












Современный мир







2




глазами географов.












1.2. Мировые природные ресурсы.

7

6



2

1


1.3.Население мира.
Демография как наука.

10

8



4

2


1.4 Мировое хозяйство и НТР.

7

6





1


1.5. География отраслей
Мирового хозяйства.

11

10



4

1


Итоговый контроль по 1

5

2





3


разделу.












Раздел 2. Региональная

40

30



8

10


география.












2.1. Высокоиндустриальные страны.
2
2




2.2 .Северная Америка.

7

6



2

1


2.3.Зарубежная Европа.

8

6



2

2


2.4-Зарубежная Азия.

8

6



2

2


2.5.Латинская Америка.

3

2





1


2.6. Африка.

3

2





1


2.7.Австралия и Океания.

5

4



2

1


Итоговый контроль по 2

4

2





2


разделу.












Раздел 3.Глобальные проблемы

10

6





4


человечества.












3.1 .Глобальные проблемы

6

4





2


человечества.












Итоговый контроль по

4

2





2


всему курсу «География»












Всего по дисциплине:

102

78

0

20

24





2006-2007 учебный год



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для специальности 230101(39 ч)

Наименование разделов и

Максимальная

Количество часов аудиторных занятий

Самостоятельная


тем



при очной форме обучения






учебная







работа




нагрузка на

Всего

Лабораторных

Практических

студента




студента



работ

Занятий






Час























Раздел 1.

29

21



5

8


Общая экономико-












географическая характеристика












мира.












1.1 Введение. Предмет и

4

2





2


методы изучения.












Современный мир












глазами географов.












1.2 Мировые природные ресурсы.

5

4



1

1


1.3 Население мира.
Демография как наука.

9

8



4

1


1.4. Мировое хозяйство.

6

5



-

1


НТР. География












отраслей мирового












хозяйства.












Итоговый контроль по 1

5

2





3


разделу.












Раздел 2.

19

14



4

5


Региональная география.












2.1 Северная Америка

5

4





1


2.2 Зарубежная Европа.

4

2



2

2


2.3 Зарубежная Азия

2

2



-

-


2.4 Латинская Америка

2

2



-

-


2.5 Африка

3

2





1


2.6 Австралия и Океания

3

2



2

1


Раздел 3.

8

4





4


Глобальные проблемы












человечества.












3.1 Глобальные проблемы

4

2





2


человечества












Итоговый контроль по

4

2





2


Дисциплине «География»












Всего по дисциплине.

55

39



9




















































































16




2007-2008, 2008-2009 учебные года
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для специальности 032002 (78 ч)

Наименование разделов и

Макси

Количество часов

Самостоя


тем

мальная

аудиторных занятий при

тельная




учебная

Очной форме обучения

работа




нагрузка

Всего

Лабора

Прак

студента




на



торных

тичес






студента



Работ

ких






час





занятий




раздел. 1

44

34



15

10


Общая экономико -












географическая характеристика мира.












1.1Введение. Предмет и

8

6



4

2


методы изучения.












Современный мир












глазами географов.












1.2. Мировые природные ресурсы.

5

4



2

1


1.3.Население мира.
Демография как наука.

10

8



4

2


1.4 Мировое хозяйство и НТР.

5

4





1


1.5. География отраслей
Мирового хозяйства.

11

10



5

1


Итоговый контроль по 1

5

2





3


разделу.












Раздел 2. Региональная

46

38



6

8


география.












2.1. Высокоиндустриальные страны.
2
2




2.2 .Северная Америка.

11

10





1


2.3.Зарубежная Европа.

10

8



2

2


2.4-Зарубежная Азия.

10

8



2

2


2.5.Латинская Америка.

3

2





1


2.6. Африка.

3

2





1


2.7.Австралия и Океания.

5

4



2

1


Итоговый контроль по 2

4

2





2


разделу.












Раздел 3.Глобальные проблемы

10

6





4


человечества.












3.1 .Глобальные проблемы

6

4





2


человечества.












Итоговый контроль по

4

2





2


Дисциплине «География»












Всего по дисциплине:

100

78

0

21

22





2008-2009, 2009-2010 учебный год



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для специальностей 230101, 032002 (39 ч)

Наименование разделов и

Максимальная

Количество часов аудиторных занятий

Самостоятельная


тем



при очной форме обучения






учебная







работа




нагрузка на

Всего

Лабораторных

Практических

студента




студента



работ

занятий






Час























Раздел 1.

23

17



5

6


Общая экономико-












географическая характеристика












мира.












1.1 Введение. Предмет и

3

2





1


методы изучения.












Современный мир












глазами географов.












1.2 Мировые природные ресурсы.

5

4



2

1


1.3 Население мира.
Демография как наука.

7

6



3


1

1.4. Мировое хозяйство.

3

2



-

1


НТР.
1.5. География


3

2





1

отраслей мирового












хозяйства.












Итоговый контроль по 1

2

1





1


Разделу.












Раздел 2. Региональная география

24

18



5

6














2.1 Северная Америка

5
4





1


2.2 Зарубежная Европа.

5
4



2

1

2.3 Зарубежная Азия

5
4



2

1

2.4 Латинская Америка

2
1



-

1

2.5 Африка

2
1





1

2.6 Австралия и Океания

5
4



1

1

Раздел 3. Глобальные проблемы
человечества.


6

4





2


3.1 Глобальные проблемы

3

2





1


Человечества.












Итоговый контроль по

3

2





1


дисциплине «География»












Всего по дисциплине

53

39



10




















































































14






Основное содержание учебной дисциплины.

Раздел 1. Общая экономико-географическая
характеристика мира.

Тема 1.1. Введение. Предмет и методы изучения. Современный мир глазами географов.

Студент должен :

Иметь представление: о многоликости стран мира; о ведущих державах мира;
Знать: понятия «Экономико-географическое положение», «политико-географическое положение страны», «республика», «монархия», «федерация», «типологию стран мира»;столицы ведущих стран регионов мира.
Уметь: давать характеристику страны по плану; анализировать текст учебника; анализировать информацию дополнительной литературы; оформлять контурную карту; «угадывать» страны мира по контуру государства; ориентироваться по карте Мира.

1. Многообразие стран современного мира.
2. Краткий исторический очерк формирования политической карты мира: старый, новый, новейший.
3. Формы государства: формы правления, формы режима, формы административно – территориального деления стран. Страны с республиканской и монархической формой правления.
4. Типология стран мира( классификации разных авторов; авторская)
5. Практическая работа № 1 «Политическая карта мира».

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Заполните таблицу, используя приведенные ниже географические названия и числа: Бразилия, Испания, Мадрид, Пакистан, Претория,38, 40, 110, 804, 1221, 8512.
Страна
Площадь тыс. Км2
Население млн. Человек
Столица

1.
505
 
 

2.


Исламабад

3.ЮАР


 

4.
 
154
 


Задание 2. Какие географические названия мы имеем ввиду, когда говорим «Страна тюльпанов», «Жёлтая река», «Эрин изумрудный», «Крыша мира», «Вечный город», «Суоми».
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 1.








Тема 1.2. Мировые природные ресурсы.

Студент должен :

Иметь представление: о географической среде, ресурсообеспеченности стран мира, особенностях современного взаимодействия общества и природы
Знать: понятия «природные ресурсы мира»,»ресурсообеспеченность», «природопользование»,типология природопользования, классификацию природных ресурсов(основные группы), «безотходное производство».
Уметь: выявлять основные закономерности размещения минеральных, земельных, лесных, водных ресурсов; рассчитывать ресурсообеспеченность региона и страны по каждому виду ресурса; приводить примеры рационального и нерационального природопользования; оформлять карту природных ресурсов.

1. Понятие о природных ресурсах, их классификация и значение для хозяйства
стран мира. Ресурсообеспеченность стран.
2. Минеральные ресурсы. Международная систематика полезных
ископаемых. География нефтяных, угольных и газовых месторождений.
3. Земельные, водные, лесные ресурсы планеты.
4. Ресурсы Мирового океана. Проблемы, связанные с рациональным
использованием минеральных, биологических и энергетических ресурсов.
5. Экологические последствия опреснения морской воды в развивающихся
странах.
6. Практическая работа № 2 «Полезные ископаемые мира».

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Обеспеченность человечества разведанными запасами четырех важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к каким конкретным видам минерального топлива и сырья относится каждый из этих показателей.

Задание 2. Среди перечисленных ниже стран подчеркните разными цветами или линиями те, которые особенно выделяются по запасам железной руды, медной руды, бокситов, олова:
1) Австралия; 2) Бразилия; 3) Гвинея; 4) Заир; 5) Замбия; 6) Китай; 7) Малайзия; 8) Россия; 9) Украина; 10) Чили.

Задание 3. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые обладают особенно большими запасами нефти:
1)Аргентина; 2) Венесуэла; 3) Египет; 4) Индия; 5) Ирак; 6) Иран; 7) Кувейт; 8) Мексика; 9) ОАЭ; 10) Саудовская Аравия.
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 2.










Тема 1.3. Население мира. Демография как наука.

Студент должен :

Иметь представление: о сущности географических особенностей естественного движения мира; нациях, народностях, языковых семьях; об основных потоках народонаселения в другие страны и регионы.
Знать: понятия «естественное движение населения», «демография», «возрастная пирамида», «демографический взрыв», «демографический кризис», «демографическая политика», «депопуляция», «полигамия, моногамия, экзогамия, эндогамия, консесуальный брак», «геронтология», «эвтанзия», «закон народонаселения», «народность», «нация», «языковая семья», «религия», «этнос», «миграция», «утечка умов», «беженцы», «рурбанизация», «село», «ПГТ», «агломерация», «мегаполис»; структуру полового, возрастного состава мира и стран в частности; структуру трудовых ресурсов; основные и характерные черты народов мира; мировые религии и их очаги распространения; темпы урбанизации; последствия эвтанзии.
Уметь: анализировать возрастную пирамиду; выявлять закономерности размещения и расселения населения; строить круговые диаграммы размещения населения по планете; анализировать статистические данные по теме; оформлять контурную карту.

1.Численность населения планеты. Крупнейшие страны мира. Динамика населения: воспроизводство, возрастной и половой состав мира.
2.Этнос мира: народности, нации, языковые семьи.
3.Религии мира. География мировых религий: христианство, буддизм, ислам.
4.Общемировые миграции. Формы, типы. Социально – экономические,
политические, природно-биологические причины миграций.
5.Урбанизация. Субурбанизация. Уровни и темпы.
Социально -экономический потенциал крупнейших городов мира
6.Практическая работа № 3 «Численность населения мира».
7. Практическая работа № 4 «Миграции населения: основные
направления движения, причины и общие закономерности».

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. Проставьте соответствующие цифровые показатели. Объясните причины различий.


Задание 2. На разных языках индоевропейской семьи говорят: 1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5} персы; 6) румыны; 7) русские;. 8) французы; 9} хиндустанцы; 10) шведы. Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:
1. Славянская__________________
2. Байтийская __________________
3. Романская __________________
4. Германская __________________
5. Иранская ____________________
6. Индоарийская ________________
Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.
Задание 3. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 3,4.




Тема 1.4. Мировое хозяйство и научно – техническая революция (НТР).

Студент должен :

Иметь представление: о закономерностях развития мирового хозяйства, историческом формировании структуры мирового хозяйства, структуре размещения производства в мире и развитых странах в частности; о всемирных торговых отношениях.
Знать: понятия «мировое хозяйство», «специализация страны», «международное географическое разделение труда», «рыночная экономика», «валовый национальный продукт», «валовый внутренний продукт», «экспорт», «импорт», «международная экономическая интеграция стран(МЭИ)», «кредитно-финансовые отношения»; блоки и группировки стран МЭИ; структуру мирового хозяйства; структуру и особенности развития НТР.
Уметь: объяснять важность экономической сгруппированности стран, составлять схемы кредитно-финансовых отношений между развитыми и развивающимися странами мира.

1.Понятие о мировом хозяйстве. Специализация стран мира.
Международное разделение труда. Состав и структура
мирового хозяйства.
2.Экономические объединения стран.
3. Внешнеэкономические связи стран мира. Особенности
сотрудничества мировых держав.
4. Способ производства. Научно – техническая революция. Состав, структура, основные черты.
Факторы, оказывающие воздействие на размещение современных
производительных сил.

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Определите, какие из следующих отраслей 1) добыча нефти, 2) бокситов, 3) меди, 4) олова, 5) производство автомобилей, 6) самолетов, 7) бумаги, 8) зерновых культур,
9) сахара, 10) хлопкаслужат отраслями международной специализации перечисленных ниже стран:
1. Аргентина ______________________________________________________________________
2. Гвинея _________________________________________________________________________
3. Куба ___________________________________________________________________________
4. Линия __________________________________________________________________________
5. Малайзия _______________________________________________________________________
6. CШA ___________________________________________________________________________
7. Узбекистан ______________________________________________________________________
8. Финляндия ______________________________________________________________________
9. Чили ___________________________________________________________________________
10. Япония_________________________________________________________________________
Объясните причины такой специализации.

Задание 2. На контурную карту нанесите главные интеграционные группировки стран мира:
1) Европейский Союз (ЕС) в составе 15 стран;
2) Североамериканское соглашение о свободной торговле (САССТ) в составе трех стран;
3) Ассоциацию государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе шести стран;
4) Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в составе 13 стран.
Охарактеризуйте роль этих группировок в мировом хозяйстве.



Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства.

Студент должен :

Иметь представление: о закономерностях географии мировой горнодобывающей, отраслях обрабатывающей промышленности; о непроизводственной сфере производства и мировом транспорте.
Знать: понятия «предприятие», «сырьё», «полуфабрикат», «промышленность», «новейшие отрасли промышленности», «энергетика», «топливно-энергетический баланс», «металлургия», «машиностроение», «сельское хозяйство», «»растениеводство», «зерновые культуры», «технические культуры», «мелиорация», «зелёная революция», «ферма», «латифундия», «АПК», «лесное хозяйство», «транспорт», «каботаж», «транспортная сеть», «грузооборот», «грузопоток», «транспортный узел»; отрасли топливной и энергетической промышленности; отрасли и подотрасли обрабатывающей промышленности; отрасли сельского хозяйства (растениеводство и животноводство); сферу нематериального производства (культура, образование, наука, общепит, бытовое обслуживание и т. п. ).
Уметь: работать со статистическим материалом; выполнять задания на контурной карте (нанесение важнейших грузопотоков продукции добывающей и обрабатывающей промышленности, центров выращивания зерновых и технических культур.

1. Топливная промышленность и электроэнергетика.
2. Металлургия. Производство чёрных и цветных металлов.
География отраслей.
3. Машиностроение. Отрасли и перспективы их развития в XXI веке.
4. Химико – лесной комплекс. Отрасли химической промышленности и структура лесного комплекса мира. Страны – экспортёры древесины.
5. Лёгкая промышленность. Ведущие отрасли и их значение
6. Структура сельскохозяйственного комплекса мира. География отраслей растениеводства. Экспорт основных сельскохозяйственных культура. Структура животноводческого комплекса мира. География отраслей животноводства. Экспорт мясопродуктов и пушнины.
7. Виды транспорта мира: сухопутный, морской, воздушный,
речной, трубопроводный.
Крупнейшие порты мира и их грузооборот.
8. Практическая работа № 5 «География отраслей мирового хозяйства».Часть1,2.
9. Практическая работа № 6. «Роль транспорта в развитии экономики мира».
10. Итоговый тестовый контроль по 1 разделу.

Самостоятельная работа студента:
Задание 1. Укажите первую тройку стран мира по добыче следующих видов полезных ископаемых: 1. Нефть____________________________________________________________________________
2. Природный газ_____________________________________________________________________
3. Уголь___________________________________________________________________________
4. Железная руда___________________________________________________________________
С помощью штриховки или цветового фона нанесите эти страны на контурную карту и сделайте обобщение.

Задание 2. С помощью порядковой нумерации расставьте по значимости (объему перевозок) следующие грузопотоки нефти:
Ближний и Средний ВостокЯпония; Юго-Восточная АзияЯпония; Ближний и Средний Восток Европа; Западная Африка Европа; Ближний и Средний ВостокСША; страны Карибского бассейнаСША.
Дайте необходимые объяснения.

Задание 3. Укажите, подчеркнув разными линиями, какие из перечисленных ниже стран отличаются преобладанием производства электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС:
1) Бельгия; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Китай; 5) Нидерланды; 6) Норвегия; 7) Польша; 8) Россия; 9) Франция; 10) ЮАР.
Назовите причины, способствовавшие формированию такой структуры производства электроэнергии.
Задание 4. Укажите первую тройку стран мира по сбору главных сельскохозяйственных культур:
Пшеница_________________________________________________________________________ Рис______________________________________________________________________________ Сахарный тростник_________________________________________________________________ Сахарная свекла___________________________________________________________________ Хлопок-волокно____________________________________________________________________ Картофель________________________________________________________________________
С помощью условных знаков нанесите эти страны на контурную карту и сделайте выводы
Задание 5. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 5,6.























Раздел 2. Региональная география.

Тема 2.1. Высокоиндустриальные страны.

Студент должен :

Иметь представление: о высоком уровне развития стран, входящих в группу высокоиндустриальные страны мира»(ВИС), которые являются «лицом» на Мировой политической и Экономической карте.
Знать: понятие «ВИС», группировку стран по регионам, входящих в ВИС;
Основания для группировки стран такого уровня.
Уметь: выявлять закономерности прогрессивного развития стран ВИС с использованием статистики и СМИ; строить график «Прогнозирование и перспективы развития отраслей материального производства стран ВИС.

Высокоиндустриальные страны. Место в мировом хозяйстве.
ЭГП и ПГП высокоиндустриальных стран.
Оценка ресурсной базы ВИС и население.

Самостоятельная работа студента: составить реферат (на свободную тему по высокоиндустриальным странам мира).



Тема 2.2. Северная Америка.

Студент должен :

Иметь представление: об основных чертах экономического и социального развития стран региона; характерных чертах ЭГП, географии природных ресурсов, населения США и Канады; о размещении ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства; о высокоразвитых капиталистических странах региона.
Знать: географическую специфику стран Северной Америки; штаты США и Канады; структуру природных условий и ресурсов США и Канады
Уметь: выявлять особенности состояния и размещения производительных сил в странах на основе различных источников информации; составлять сравнительную экономико-географическую характеристику стран на основе изученного материала; оформлять контурную карту США и Канады.

Состав Северной Америки. ЭГП США и Канады.
Природные ресурсы стран. Население региона. Особенности размещения языковых семей.
США как развитая капиталистическая страна.
«Путешествие по штатам» США и Канады.

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Приведите примеры полезных ископаемых, которыми США обеспечены:
1) с избытком________________________________________________________________________
2) с некоторым недостатком____________________________________________________________
3) совсем не обеспечены______________________________________________________________

Задание 2. Подчеркните название крупного региона мира, на который в течение последних трех-четырех десятилетий приходится преобладающая часть мигрантов в США:
1) зарубежная Европа; 2) зарубежная Азия; 3) Африка; 4) Латинская Америка. Объясните свой вывод.
Задание 3. Составьте таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Название пояса
Ведущие отрасли
Главные центры

1.
 
 

2.
 
 

3.
 
 

4.
 
 

Сделайте выводы.

Задание 4.. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже штатов США выделяются по сборам: а) пшеницы; б) кукурузы; в) южных фруктов и цитрусовых; г) хлопка-волокна; д) по производству молочных продуктов:
1) Айова; 2) Висконсин; 3) Иллинойс; 4) Калифорния; 5) Канзас; 6) Миссисипи; 7) Небраска; 8) Северная Дакота; 9) Флорида; 10) Южная Дакота. Объясните такую специализацию штатов.





Тема 2.3. Зарубежная Европа.

Студент должен :

Иметь представление: о странах Зарубежной Европы; о закономерностях размещения отраслей промышленности; о месте в ВТО
Знать: центры индустрии по всем отраслям мирового хозяйства; столицы европейского континента; особенности народов Европы; «ведущую четвёрку Европы».
Уметь: составлять сравнительную характеристику стран Северной, Южной, Центральной, Средней, Восточной Европы (по выбору студента); оформлять реферат (по плану).
Состав и региональное деление Зарубежной Европы.Политическая карта региона.
Природные ресурсы и население региона.
Ведущие страны региона:Франция, Германия, Великобритания, Италия.
Практическая работа № 7 «Природные ресурсы Зарубежной Европы».







Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Заполните таблицу, характеризующую обеспеченность стран зарубежной Европы минеральными ресурсами, по следующей форме:

Нефть и природный газ
Каменный уголь
Бурый уголь
Железная руда
Руды цветных металлов
Горно-химическое сырье

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 


Внесите в таблицу названия только тех стран, которые обладают самыми большими запасами перечисленных минеральных ресурсов. Сделайте выводы.

Задание 2. Составьте пары по принципу «государствочисленность его 1 населения»:
1. Болгария а) 57,5 млн. человек
2. Великобритания б) 23 млн. человек
3. Нидерланды в) 15 млн. человек
4. Румыния г) 9 млн. человек
5. Словения д) 2 млн. человек
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполните таблицу «Три типа национального состава стран зарубежной Европы» по следующей форме:
Тип национального состава
Примеры стран

1. Однонациональный
 

2. Двунациональный
 

3. Многонациональный
 

Укажите, какой тип национального состава населения преобладает в странах зарубежной Европы.
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 7.



Тема 2.4. Зарубежная Азия.

Студент должен :

Иметь представление: об общих чертах хозяйства Зарубежной Азии;
Знать: столицы стран региона; ведущие отрасли хозяйства Японии и Китая; место Зарубежной Азии в мировом сообществе ;административно-территориальное деление Китая и Японии; особенности природно-ресурсного потенциала; экономическую значимость Китая в ВТО как «мощной» индустриальной державы.
Уметь: давать сравнительную характеристику Японии и Китая по плану; сравнивать регионы Японии и регионы Китая; оформлять карту-схему Китая и Японии.

Общая экономико-географическая характеристика Зарубежной Азии.
Региональный обзор Зарубежной Азии.
Япония – ведущая страна региона.
Китай – ведущая социалистическая страна региона.
Практическая работа № 8. « Комплексное изучение Китая».


Самостоятельная работа студента:



Задание 1. Сравните страны зарубежной Азии со странами зарубежной Европы по размерам территории. Подберите европейские страны-аналоги к тем государствам Азии, которые перечислены в следующей таблице:
Страны Азии
Площадь тыс. Км2
Страны Европы
Площадь тыс. км2

Таиланд
514
 
 

Япония
372
 
 

Филиппины
300
 
 

Республика
 
 
 

Корея
100
 
 

Кувейт
20
 
 


Задание 2. Перечислите главные товары экспорта и импорта Японии:
1) Экспорт:_______________________________________________________________________
2) Импорт: _______________________________________________________________________
Сравните состав экспорта и импорта и объясните различия. Нанесите на контурную карту (рис. 13) главные грузопотоки нефти из стран зарубежной Азии в Японию.
Задание 3 . Ответить на контрольные вопросы к практической работе № 8.



Тема 2.5. Латинская Америка.

Студент должен :

Иметь представление: об общих чертах хозяйства Латинской Америки
Знать: столицы стран региона; ведущие отрасли хозяйства Бразилии и Мексики; место Латинской Америки в мировом сообществе.
Уметь: давать сравнительную характеристику Бразилии и Мексики по плану;

Латинская Америка. Общая экономико-географическая
характеристика региона.
Природно-ресурсный потенциал. Население и особенности этноса.
Станы Вест-Индии. Характерные черты и особенности стран Карибского бассейна.
Бразилия – ведущая развивающаяся страна региона.

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Подчеркните те из приведенных ниже природных ресурсов Латинской Америки, которые имеют мировое значение:
а) нефть; б) уголь; в) железные руды; г) медные руды; д) бокситы; е) водные ресурсы; ж) лесные ресурсы.

Задание 2. Нанесите на контурную карту (рис. 18) крупнейшие города Латинской Америки, расположенные: а) на ее Восточном (Атлантическом) побережье; б) на ее Западном (Тихоокеанском) побережье; в) вдали от побережий океанов и морей.
Проанализируйте полученную картосхему и сделайте обобщение.

Задание 3. Укажите, подчеркнув разными линиями или цветами, какие из перечисленных ниже стран Латинской Америки особенно выделяются по добыче: а) нефти; б) руд железа; в) руд меди; г) руд олова; д) руд никеля; е) бокситов; ж) серы; з) селитры:
1) Боливия; 2) Бразилия; 3) Венесуэла; 4) Гайана; 5) Куба; 6) Мексика; 7) Перу; 8) Суринам; 9) Чили; 10) Ямайка.
Какая из этих стран обладает наибольшим «ассортиментом» полезных ископаемых?




Тема 2.6. Африка.

Студент должен :

Иметь представление: : о политической карте Африканского региона; делении на подрегионы; о формах правления и традициях племенных народов.


Знать: столицы стран Африки (по списку); региональное деление Африки; особенности природно-ресурсного потенциала Африки, подрегионов и ЮАР; место стран Африки в международном географическом разделении труда.
Уметь: показывать страны Африки на политической карте мира; сравнивать развитые и развивающиеся страны Африки по плану.

Африка. Общая экономико-географическая характеристика региона.
Природно-ресурсный потенциал. Население и особенности этноса.
Региональное деление Африканского континента.
ЮАР – ведущая капиталистическая страна региона.

Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Подчеркните те из перечисленных ниже стран Африки, которые были политически независимыми еще до второй мировой войны:
1) Алжир; 2) Ангола; 3) Гана; 4) Либерия; 5) Мадагаскар; 6) Мозамбик; 7) Нигерия; 8) Сенегал; 9) Тунис; 10) Эфиопия.
Подпишите, колониями каких европейских стран-метрополий являлись остальные из этих стран.
Задание 2. Определите, какая из приведенных ниже «формул» воспроизводства населения относится к Африке:
1) 1210=2; 2) 197=12; 3) 268== 18; 4) 4313=30; 5) 13 -8=5; 6) 16-7=9; 7) 16-9=7.
Объясните, что скрывается за этой «формулой».



Тема 2.7. Австралия и Океания.

Студент должен :

Иметь представление: об Австралии как о столь отдалённом материке-стране, кладовой полезных ископаемых; о первых аборигенах, заселивших материк; о первых исторических открытиях Австралии и принципах её заселения.
Знать: штаты Австралии; острова Полинезии и Микронезии; особенности штатов Австралии; место в составе Содружества наций; статьи экспорта и импорта Австралии; уровень ВНП и ВВП.
Уметь: оформлять комплексную контурную карту Австралии; выявлять особенности штатов и связанных с ними общие закономерности размещения населения страны.

Австралия и Океания: Микронезия и Полинезия. Общая экономико-географическая характеристика региона.
Островной мир Океании.
Практическая работа № 9 «Комплексное изучение Австралии».
Итоговый тестовый контроль по 2 разделу.
Самостоятельная работа студента:

Подпишите все моря, заливы и проливы, омывающие берега Австралии и Новой Зеландии.
Перечислите все важнейшие особенности штатов Австралии, заполнив следующую таблицу:
Штат
Географическое положение
Отрасли специализации
Крупнейшие города
Природные ресурсы











Раздел 3. Глобальные проблемы человечества.

Тема 3.1. Глобальные проблемы человечества.

Студент должен :

Иметь представление: о сущности глобальных проблем; о ситуации в мировом сообществе в 21 веке; о законе «Об охране окружающей среды».
Знать: характерные признаки и черты продовольственной, демографической, экологической проблемах человечества в целом; законы народонаселения; пути решения проблем; пути освоения Космического пространства и богатств Мирового океана; «зелёная революция 21 века».
Уметь: составлять план-характеристику глобальной проблемы в отдельности; выявлять взаимосвязь между всеми глобальными проблемами; выставлять гипотезы по проблеме сохранения потенциала окружающей среды; применять правила природоохранительного поведения.

1. Демографическая проблема.
2. Экологическая проблема.
3. Продовольственная проблема.
4. Последствия глобальных проблем человечества.
5. Итоговый тестовый контроль по дисциплине «География».





Самостоятельная работа студента:

Задание 1. Заполните таблицу «Сущность глобальных проблем человечества» по следующей форме:
Проблема
Сущность проблем

1. Экологическая
 

2. Демографическая
 

3. Энергетическая и сырьевая
 

4. Продовольственная
 

































Одобрена предметной (цикловой) комиссией Составлена в соответствии с
Государственными требованиями
______________________________________ к минимуму содержания и уровню
Подготовки выпускников по
Дисциплин специальности 230101, 032002.

«____» ____________________ 20.г.






Председатель ЦК: ____________________
(Михайлюкова Л.Я.) Зам. директора по УМР

М.В. Широкова ______________

«______» ____________________ 20 г.



Автор: Смирнова Т.Н.


Рецензенты: ___________________ /___________________/.
___________________/___________________/.
___________________/___________________/.