В помощь к подготовке к ЕНТ по биологии










В помощь в подготовке
к ЕНТ по Биологии
автор Брюхова Ольга Ивановна





































Знаменательные даты и события в развитии биологии.
Ученые Казахстана.
Жумахан Маусымбай-улы Кудерин – написал книгу «Растения» (1927-30 гг)
Халел Досмухамед-улы Досмухамедов – работы:
1922 год – «Животные»
1927 год – «Жизнедеятельность человека», «Назидания о гигиене организма»
Мурат Абенович Айтожин – основатель молекулярной биологии в Казахстане. Открыл инфромасомы в клетке (комплекс РНК, белка, рибосом)
В.А. Домбровский – основатель эволюционной сравнительной морфологии животных. Основатель нового направления в биологии Казахстана.
Б.А.Быков – создатель науки Геоботаники
И.О. Байтулин – основал направление в ботанике – ризология растений
Д.Л. Шмис – основатель микробиологии в Казахстане
Х.Ж. Жуматов – основатель вирусологии в Казахстане
И.Р.Рахимбаев – основатель биотехнологии в Казахстане
Академик А.И. Бараев – создал и широко внедрил почвозащитную противоэрозийную – безотвальную систему обработки почвы
Мировые ученые.
Абу Наср аль-Фараби - мыслитель древности, философ. Прозвище «Второй учитель» означает: после Аристотеля.
2. Абу Али ибн Сина (Авиценна) – великий ученый-энциклопедист Востока. Научный труд: «Введение в анатомию и физиологию»
3. 1609 год – Изготовлен первый микроскоп (Г.Галилей)
1665 год – открыта клетка Р.Гук
Р.Гук - ввел термин «клетка», первооткрыватель клеточного строения организмов
1674 год – открыты бактерии и простейшие А.Левенгук
1735 год – разработаны принципы систематики и бинарная номенклатура: К.Линней – отец систематики, 1735 год – «Система природы», впервые поместил человека в один ряд с обезьянами, труд «Философия ботаники», ввел бинарную номенклатуру.
1809 год – сформулирована первая теория эволюции органической природы Ж.Б. Ламарк
Ж.Б.Ламарк – основоположник зоопсихологии, ввел термин «Биология» в 1802 году, труд «Философия зоологии», создал учение о градации, т.е. считал, что все высшие произошли от всех низших – изложил идею эволюции живой материей от простого к сложному.
1828 год – Сформулирован закон зародышевого сходства К.М.Бэр
1831 год – открыто клеточное ядро (Б.Роун)
1839 год – сформулирована клеточная теория Т.Шванн, М.Шлейден
1858 год – сформулировано положение «Каждая клетка из клетки» (Р.Вирхов)
1859 год – Ч.Дарвин выявил движущие силы эволюции; публикация книги Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Создание эволюционной теории. Создатель дарвинизма. 1871 год – «Происхождение человека и половой отбор» - обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Написал, что человек схож с обезьяной и совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»
1862 год – опровержение теории самозарождения живых существ Л.Пастер Получил Нобелевскую премию
1862 год – открыты явления торможения в ЦНС И.М.Сеченов. В 1866 дал представления о рефлексах головного мозга («Рефлексы головного мозга»)
1864 год – сформулирован биогенетический закон Э.Геккель, Ф.Мюллер
1865 год – опубликованы законы наследственности Г.Мендель
1868 год – открыты нуклеиновые кислоты (Ф.Мишер)
1873 год – открыты хромосомы (Ф. Шнейдер)
1874 год – открыт митоз у растительных клеток (И.Д.Чистяков)
1878 год – открыто митотическое деление животных клеток (В.Флеминг, П.И. Перемежко)
1880 год – открыты витамины Н.И.Лунин
1882 год – открыт мейоз у животных. (В.Флеминг)
1883 год – сформулирована биологическая (фагоцитозная) теория иммунитета. И.И. Мечников
1883 год – показано, что в половых клетках число хромосом в два раза меньше, чем в соматических (Э.Ван Беден)
1887 год – Открыт хемосинтез (С.Н. Виноградский)
1888 год – открыт мейоз у растительных клеток (Э.Страсбургер)
1892 год – открыты вирусы Д.И.Ивановский
1898 год – открыто двойное оплодотворение у цветковых (К.Корренс, Э.Чермак, Г. де Фриз)
1900-1901 год – сформулировано представление об условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга И.П.Павлов - получил Нобелевскую премию за исследование процессов пищеварения; разработал учение о второй и первой сигнальной системе; открыл явление индукции (смена процесса торможения на возбуждение и наоборот); заложил основы физиологии высшей нервной деятельности – науки о поведенческих реакциях организма. Создал учение о безусловных и условных рефлексах.
1901 - 1903 год – создание мутационной теории (Г. де Фриз)
!903 год – фотосинтез (К.А.Тимирязев)
1908 – Сформулирован закон распределения аллельных генов в популяциях ( Г.Харди, В.Вайнберг)
1910- сформулирована теория филэмбриогенеза – макроэволюции - А.Н.Северцов. открыл главные направления эволюционного процесса: ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации. Создатель теории биологического прогресса и регресса.
1911- Сформулирована хромосомная теория наследственности- Т.Морган.
Н.И. Вавилов - 1920 год сформулирован закон гомологических рядов наследственной изменчивости, основатель учения о центрах происхождения культурных растений.
1924 – А.И.Опарин создатель естественнонаучной теории происхождения жизни на Земле или автор абиогенной теории происхождения жизни.
1926 – С.С.Четвериков создатель науки « Генетика популяций», синтеза генетики и классического дарвинизма.
Одним из первых обратил внимание на периодические колебания численности, получившие название популяционные волны – С.С.Четвериков
1926 – В.И.Вернадский создатель учения о биосфере, труд «Биосфера»
1940 – В.Н.Сукачев разработал теорию биогеоценозов, ввел термин « биогеоценоз»
1953 – Создана модель структуры ДНК – Д.Уотсон, Ф.Крик
1954 – сформулирована идея о триплетности генетического кода – Г.А.Гамов
И.И.Шмальгаузен – разработал теорию стабилизирующего отбора
В.В.Парин – основоположник медицинской кибернетики, космической физиологии и медицины
С.Райт – экспериментально доказал , что в маленьких популяциях частота мутантного гена меняется быстро и случайным образом
Б.Л.Астауров – экспериментально доказал ведущую роль ядра в наследовании признаков вида.
Н.И.Вавилов – установил закон гомологических рядов в наследственной изменчивости
Г.Карпенко – преодолел межвидовую не скрещиваемость, создав капустно-редечный гибрид.
Н.В.Цицин – в результате отдаленной гибридизации вывел новый сорт пшеницы ( скрестил пшеницу с пыреем)
В.С.Пустовойт – открыл масляничные сорта подсолнечника.
П.П.Лукьяненко – создал высокоурожайный сорт пшеницы Безостая – 1
И.В.Мичурин – работал в области селекции плодовых культур. Основные методы : отбор, гибридизация, «воспитание» или посредника, ментора, опыления смесью пыльцы.
И.П.Павлов – впервые назвал органы чувств анализаторами
И.П.Павлов – основоположник физиологии поведения.
И.М.Сеченов – основоположник науки о физиологии труда
Ученый паразитолог К.И.Скрябин- исследовал жизнедеятельность остриц.
Синтезировал простейшие жирные кислоты и несколько аминокислот из аммиака, метана, водорода – С.Миллер
В целях экспериментальной проверки гипотезы Опарина смоделировал в своей колбе первичный океан – С.Миллер
Флорентийский врач опытным путем показавший, что самозарождение мух в гнилом мясе невозможно – Ф.Реди
Ученый утверждавший, что каждому организму присуще стремление к совершенству – Жан Батист Ламарк
Утомление мышц изучал – И.М.Сеченов
Ученый, получивший в 1862 году премию за эксперимент доказывающий невозможность самозарождения жизни – Л.Пастер
Основатель гипотезы о возникновении органических веществ абиогенным путем или автор современной теории возникновения жизни на Земле – А.И.Опарин
Основные закономерности наследственности и изменчивости установлены – Г.Менделем
Невозможность самозарождения микроорганизмов доказал – Л.Пастер
Опытным путем подтвердили теорию А.И.Опарина о происхождении жизни на Земле – С.Миллер и С.Фокс.
Основы физиологии высшей нервной деятельности заложены – И.П.Павловым

Происхождение человека
1. Предшественники человека:
Австралопитеки – человек умелый. Создали первую человеческую культуру – Олдувайскую (галичная). Останки найдены в Южной Африке близ озера Рудольф( Кения) и ущелье Олдувай (Танзания).
2. Древнейшие люди – арханотропы
а) Питекантроп – человек прямоходящий. Останки найдены на острове Ява ( начали использовать огонь).
б) Синантропы «Китайский человек», останки найдены в Пекине
в) Гейдельбергский человек – останки найдены вблизи города Гейдельберг в Германии.
3. Древние люди – палеонтропы.
Неандерталец – человек разумный ( обряды жертвоприношений, захоронения, одежда из шкур, жилища с огнем)
4. Современные люди – неантропы
Кроманьонцы – обнаружены во Франции ( используют глиняную посуду, скотоводство, земледелие)
Изготавливают обработанные каменные орудия труда , строят жилища и очаги – древние люди
По имени реки Неандр названы древние люди – неандертальцы
«Китайским человеком» иначе называют – синантропа
Люди современного типа – кроманьонцы
Возникло искусство у – кроманьонцев
Называют предшественником человека – австралопитека
Достигли наивысших достижений в науке, технике, искусстве – современные люди
В Южной Африке найдены останки – питекантропа
Изготавливают сложные орудия труда из кости и камня, живут родовой общиной, соблюдают обряды – кроманьонцы
Люди современного типа – кроманьонцы
Человек разумный – неандерталец
Отсутствие орудий труда, стадный образ жизни характеризует – дриопитека



Происхождение жизни на Земле
*Возраст тех или иных геологических отложений ученые выясняют с помощью радиоактивного анализа.
* Для датировки более древних пластов чаще всего используют свинцово-кобальтовый метод
* Для датировки более молодых пластов используют – углеродный метод
*Способствовали синтезу первых органических веществ на Земле из неорганических – высокая вулканическая активность
* В первичном океане Земли начали образовываться сгустки, называемы – коацерваты
*Первые настоящие живые организмы- бактерии
*Первые прокариоты возникли в эру – Архейскую
*Первые бактерий и сине-зеленых водорослей характеризует – Архей
* Появились первые высшие сосудистые растения – в Силуре
* Относится к раннему палеозою – кембрий
* Период назван в связи с образованием морских отложений из раковин фораминифер – меловой
* Животные вышли на сушу в – палеозое
* Относится к мезозою – триас
* Покрытосеменные растения появились в эру- мезозойскую
* Появились панцирные щитковые рыбы- в силуре
* В конце каменноугольного периода появились примитивные голосеменные
* Самая древняя группа наземных растений – псилофиты
* Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные животные в – триасе
* Отложению кальция способствовали – моллюски, кораллы
* Коралловые рифы образованы – животными ( кишечнополостными)
* Нефть образовалась из – планктона древних морей
* Появились первые млекопитающие в эру – мезозойскую
* Первые растения появившиеся на воде – водоросли
* Выход растений на сушу произошел – в палеозойскую эру
* Пресмыкающиеся господствовали в эру – мезозойскую
* Основные концетраторы кремния – радиолярии
* Основные фиксаторы углерода – зеленые растения
* Расцвет каменноугольных лесов происходил в – карбоне
* Образуют известковые отложения – кораллы
* Земноводные господствовали в эру – палеозойскую
* Древние растения, из которых образован каменный уголь – папоротникообразные
* Появились первые хордовые – Ордовик
* Достигают расцвета голосеменные растения, появляются первые теплокровные животные в – мезозое
* Первые земноводные появились в конце – девона
* Земноводные и амфибии появились в конце – девона
* В морях и океанах образуют отложения известняка – крошечные одноклеточные существа

Витамины
Витамины открыл в 1880 году русский ученый – Лунин Н.И.
Болезнь рахит развивается при недостатке витамина – D
Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется – витамин D
При недостатке витамина «Д» в организме человека – искривляются кости, возникает рахит
Витамин D препятствует развитию – рахита
Под действием солнца в коже человека вырабатывается витамин – D
Организм защищает от избытка ультрафиолетовых лучей витамин –D
Недостаток витамина В1 вызывает болезнь – «бери-бери»
При отсутствии этого витамина возникает болезнь «бери-бери» - В1
Витамины участвуют в образовании – ферментов
В моркови содержится витамин –А
Витамин В1 содержится в – зернах злаков
Водорастворимые витамины – В, С, Р
Жирорастворимые витамины – А, Д, Е ( ЕДА)
Для сохранения витаминов в пищевых продуктах надо их - варить в эмалированной посуде
Заболевание нервной системы, расстройство движений, параличи развиваются при недостатке витамина – В1
Недостаток витамина В1 вызывает нарушение углеводного обмена
Цинга развивается при длительном отсутствии в организме витамина – С
Витамин В1 влияет на процессы обмена – углеводов
При избытке гормона щитовидной железы развивается – базедова болезнь
Витамин, необходимый для лечения цинги – витамин С
Суточная потребность организма в витамине В1 составляет – 2-3мг
В стенках кишки и печени происходит превращение каротина в витамин – А
Нарушение сумеречного зрения «куриная слепота» возникает при недостатке в пище витамине – А
При недостатке витамина А в организме человека – замедляется рост, ослабевает зрение
При недостатке витамина А развивается – «Куриная слепота»
У человека нарушается зрение, повреждается кожа в области губ при недостатке витамина – В2
Участвует в превращениях аминокислот и обмене углеводов витамин – В6
Устраняет кровоточивость десен витамин – С
Авитаминоз возникает при – нехватке витаминов в организме
Чрезмерное употребление витаминов вызывает – гипервитаминоз
Витамины участвуют в образовании – ферментов
При недостатке витамина В1 в организме человека - возникает болезнь «бери-бери»
Сухость, шелушение кожи, плохое зрение в сумерках вызывает – недостаток витамина А
Содержится в рыбьем жире и печени, практически не содержатся в овощах и фруктах витамин D
Железы внешней и внутренней секреции ( гормоны)
Нарушается обмен кальция и фосфора в тканях при недостатке в организме – паратгормона
Железа, выделяющая паратгормон – паращитовидная
При недостатке тироксина в раннем возрасте , возникает заболевание – кретинизм
Железа, в которой созревают лимфоциты – тимус
Самая большая железа нашего организма – печень
Железы, выделяющие в кровь гормоны, объединяются в систему – эндокринную
Карликовость вызывается малым количеством гормона – гипофиза
Железы, выделяющие гормоны роста – гипофиз
Женские половые гормоны вырабатываются в – яичнике
В мужской половой железе развивается – сперматозоиды
Инсулин регулирует – уровень глюкозы в крови
Половые клетки образуются в – половых железах
Железа, выполняющая одновременно внутрисекреторные и внешнесекреторные функции – половая
Железа, выделяющая гормон тироксин – щитовидная
Гормон щитовидной железы – тироксин
К гигантизму приводит избыток гормонов – гипофиза
Надпочечниками вырабатывается – адреналин
Характерные признаки базедовой болезни – увеличение щитовидной железы, пучеглазие
При недостатке гормонов щитовидной железы у взрослых развивается – микседема
Постоянство содержания глюкозы в крови регулирует – поджелудочная железа
К железам смешанной секреции относится – поджелудочная железа
Уровень глюкозы в крови регулирует гормон – поджелудочной железы
Гормон, участвующий в регуляции обмена углеводов – инсулин
Адреналин вырабатывает железа – надпочечник
Железа внешней секреции – потовая
Гормоны – это биологически активные вещества
Инъекции инсулина делают для – восполнения нехватки инсулина
Смешанные железы – половые

Изменчивость, её виды, мутации
Изменчивость – способность приобретать новые признаки
Виды : - Модификационная или фенотипическая или ненаследственная
- генотипическая или наследственная
Комбинативная изменчивость – тип наследственной изменчивости, обусловленный различными перекомбинациями уже имеющихся генов и хромосом
Мутационная изменчивость – тип наследственной изменчивости , обусловленный появлением различных изменений в структуру генов, хромосом, генома.
Генные мутации – мутации изменяющие структуру самого гена
Изменение в отдельном гене является примером – генных мутаций
Генные мутации происходят в – гене
Генные дупликации – удвоение пары или нескольких пар нуклеотидов
Генные инсерции – вставка пары или нескольких новых пар нуклеотидов в ген
Генные делеции – выпадение нуклеотидов
Генные инверсии – перестройка фрагмента гена
Замены нуклеотидов
Геномные мутации – изменение числа хромосом
Полиплоидия – кратное увеличение числа хромосом
Мутации, при которых в генотипе изменяется число хромосом – геномные мутации
Хромосомные мутации – изменения в строение хромосом
Хромосомные мутации – перестройки хромосом
Виды хромосомных мутаций: а) дупликация – удвоение участка хромосом, в) делеции – утрата участка хромосом, с) инверсии – поворот участка на 180 0
Мутация, вызываемая поворотом фрагмента ДНК на 1800 - инверсия
Мутации происходят в ДНК
Генетическая рекомбинация – перекрест гомологичных хромосом
Цитоплазматическая ( внеядерная) наследственная, осуществляется с помощью молекул ДНК находящихся в пластидах и митохондриях, передается по наследству
Хромосомы, содержащие аллельные гены – гомологичные
Парные хромосомы – гомологичные
Аллельные гены расположены в – гомологичных хромосомах

Размножение и развитие человека
Период внутриутробного развития плода человека в норме составляет -280 дней
Оплодотворение возможно в течение 12-24 часов после овуляции, пока яйцеклетка сохраняет свою жизнеспособность
Овуляция – выход яйцеклетки из фолликула
Женские гормоны вырабатывают – фолликулы
Задерживает созревание следующего фолликула гормон - желтого тела
Женские половые гормоны вырабатываются в яичнике
В результате внешнесекреторной деятельности яичников вырабатывается – яйцеклетка
Способность к оплодотворению сперматозоидов сохраняется 2-4 суток
Мужские половые клетки образуются в - семенниках
Мужские половые гормоны – андрогены
Женские половые гормоны- эстрогены
Мужской половой гормон – тестостерон
Женский половой гормон- прогестерон и эстроген
Эстрогены влияют на формирование половых признаков – молочных желез
Орган, находящийся в полости таза, в котором происходит плодный период развития – матка
Развитие зародыша у человека происходит в – полости матки
Половые клетки образуются в половых железах
Первые этапы развития зародыша человека происходят в – маточной трубе
Оплодотворение происходит в маточной трубе
Зародыш попадает в матку через 4-5 дней после оплодотворения
В течение 2 дней зародыш в полости матки остается в матке свободным, затем погружается в ее слизистую оболочку и прикрепляется к ней – зародышевый период внутриутробного развития плода или эмбриональный период
Плодный период развития плода – начинается с развития плаценты ( плацента образуется на 3 месяце беременности)
Питание плода в организме матери происходит с помощью – плаценты
С 4 месяца плацента, выполняет роль железы внутренней секреции и выделяет гормон
Орган мужской половой системы – предстательная железа
Протоки семенников и предстательных желез впадают в – мочеиспускательный канал
Сперма это – смесь сперматозоидов с питательной жидкостью, выделяемой предстательной железой
Семенники расположены в мошонке
Маточные трубы открываются в – матку
Период новорожденности – первые четыре недели после рождения
За периодом новорожденности следует период – грудной
Развитие человека с четырех недель до года, называется периодом – грудным
Ясельный период – с1 до 3 лет
Дошкольный период – с3 до 6 лет
Школьный – с 6 лет до17-18 лет
Период полового созревания – подростковый
К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека.
Формирование человеческого организма заканчивается только к 22 -25 годам
У человека в половых клетках 23 хромосомы, т.е. гаплоидный набор
У человека в половых клетках женского организма набор хромосом составляет 22 аутосом+ + Х
У человека в половых клетках мужского организма набор хромосом составляет 22 аутосомы+У
Аутосомы – это хромосомы одинаковые у женского и мужского организма
Оплодотворение – слияние половых клеток
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка
Овогенез – образование яйцеклетки
В ходе овогенеза из одной материнской клетки в норме образуется – 1 яйцеклетка
Сперматогенез – образование сперматозоидов
В ходе сперматогенеза из одной материнской образуется – 4 сперматозоида
Внутриутробное развитие характерно для – плацентарных млекопитающих

Индивидуальное развитие организма
Онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента рождения и до смерти
Развитие организма с момента образования зиготы до смерти – онтогенез
Эмбриогенез – развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения
Период, который длится от образования зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца, называется - эмбриональным развитием
Постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти
Правильная последовательность стадий эмбрионального развития – дробление – бластула-гаструла-образование зародышевых листков -формирование тканей и органов
Дробление- бластула-гаструла-нейрула
Стадии зародышевого развития присущи только хордовым
Первая стадия зародышевого развития – дробление
Тип деления ядра при дроблении зиготы – митоз
Закладка отдельных органов происходит на стадии – нейрулы
Бластула однослойный зародыш
Зародыш с полостью внутри - бластула
С момента образования полости зародыш называется – бластула
Полость внутри бластулы – бластоцель
Клетки бластулы - бластомеры
Гаструла - двухслойный зародыш
С момента образования полости зародыш называется - бластула
Нейрула – стадия, на которой происходит закладка внутренних органов
Первый зародышевый листок – эктодерма ( это как образовывались)
Второй зародышевый листок – энтодерма
Третий зародышевый листок – мезодерма,
Наружный слой клеток гаструлы – эктодерма
Внутренний слой клеток гаструлы – энтодерма
Эктодерма – наружный слой клеток (как расположены)
Энтодерма – внутренний слой клеток
Мезодерма – средний зародышевый листок
В онтогенезе ланцетника из мезодермы формируется – кровеносная система
В онтогенезе ланцетника из энтодермы формируется – пищеварительная система
В онтогенезе из эктодермы формируется – нервная система
Эпителий кожи развивается из – эктодермы
Из мезодермы развивается – хорда
Дает начало хорде мезодерма
Формируется дыхательная система из энтодермы
Зародышевый листок позвоночных животных, из которого формируется эпителий пищеварительной системы, эпителий легких и воздухоносных путей – из энтодермы
Формируется дыхательная системы из – энтодермы
Выделительная система зародыша формируется из – мезодермы
Из энтодермы формируется – кишечник
Правильная последовательность зародышевых листков: наружный – эктодерма, средний – мезодерма, внутренний – энтодерма
Первым закладывается- эктодерма, вторым- энтодерма, третьим- мезодерма
Из мезодермы развивается – мышца
эктодерма
мезодерма
энтодерма

Покровы животных (кожа)
Сальные, потовые, молочные железы, волосы, ногти, рога, копыта у животных
Органы чувств, нервная система (головной и спинной мозг)

Опорно-двигательная система (мышцы, кости, связки)
Кровеносная система ( сердце, сосуды, кровь)
Мочеполовая система ( почки, мочеточники, мочевой пузырь, половые органы)
Хорда

Органы пищеварения,
Все железы, кроме кожных
( печень, поджелудочная, гипофиз, щитовидная, надпочечники)
Дыхательная система
(легкие, трахея, бронхи)




Тритикале – гибрид ржи и пшеницы
Мул – гибрид осла и лошади

Эволюционная теория, доказательства эволюции, основные направления эволюции.
Автор книги «Происхождение видов путем естественного отбора» - Ч.Дарвин
Основные движущие силы по Ч.Дарвину – борьба за существование и естественный отбор на основе наследственности и изменчивости
Ч.Дарвин – раскрыл движущие силы эволюции
Естественный отбор – направляющий фактор эволюции
Единица эволюции – популяция
Основная эволюционная единица вида – популяция
Относительно изолированная группа особей одного вида - популяция
Главное свойство популяции – свободное скрещивание особей друг с другом
К общественно-экономическим предпосылкам возникновения учения Ч.Дарвина относятся – развитие промышленности
Результатом естественного отбора является – выживание наиболее приспособленных особей
Отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого вида, называют – хищничеством
Главная творческая сила эволюционного процесса – естественный отбор * Процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными признаками в данных условиях наследственными изменениями , называется – естественным отбором
Сложные и многообразные отношения организмов между собой и условиями окружающей среды Ч.Дарвин назвал – борьбой за существование
Самый сложный вид борьбы за существование – внутривидовая, так как особи нуждаются в сходных условиях существования
Внутривидовая борьба за существование – борьба за главенство в стае
Внутривидовая борьба за существование – это конкуренция между особями одного вида
Примером межвидовой борьбы за существование является – конкуренция за свет между елью и березой
Формы естественного отбора в популяциях
*Разработал теорию стабилизирующего отбора – И.И.Шмальгаузен
* Гибель во время бури птиц с длинными и короткими крыльями и выживание птиц со средней длинной крыла это пример – стабилизирующего отбора
* Индустриальный меланизм – это пример движущего отбора
* Уменьшение ширины головогруди у крабов обитающих в бухте города Плимута с целью выжить в мутной воде – это пример движущего отбора

Утконос представляет собой переходную форму между пресмыкающимися и млекопитающими, это является доказательством эволюции – морфологическим
Ископаемые останки являются – палеонтологическими доказательствами эволюции
Закладка зубов у беззубых китов является – эмбриологическим доказательством эволюции
К эмбриологическим доказательствам эволюции относятся – сходство зародышей на ранних стадиях развития
Атавизмы являются доказательством эволюции – сравнительно-анатомическим
Гомологичные органы являются – морфологическим доказательством эволюции
Гомологичные органы – органы, имеющие общее происхождение, строение, но выполняющие разные функции
Гомологичные органы – лапы собаки и крылья птицы
Гомологичные органы – колючки барбариса, кактуса, шиповника, усики гороха ( это все видоизмененные листья)
Гомологичные органы – корневище ландыша, касатика, пырея (видоизмененный стебель)
Гомологичные органы – клубень картофеля, луковица, шипы боярышника (это видоизмененный стебель)
Органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение, называют – аналогичными
К аналогичным органам относятся – крылья бабочки крылья птицы
Аналогичные органы – конечности крота и медведки (насекомое)

Вид – единица систематики
Вид – наименьшая единица систематики
Процесс образования новых видов – микроэволюция
Процесс образования новых надвидовых (класс, род, семейство, отряд) таксонов – макроэволюция
Макроэволюция сопровождается появлением новых - родов
Объединение животных в систематизированные группы – классификация
Близкие по строению виды объединяются в – роды
Систематическая категория класс объединяет близкие по происхождению – отряды
Систематическая категория семейство объединяет близкие по происхождению – роды
Отряды объединяются в – семейства
Все отделы объединятся в – Царство
Систематическая категория, не применяемая для животных - порядок
Совокупность признаков, отличающих один вид от другого – это критерий вида
Самый древний видовой критерий – морфологический
Основной видовой критерий – генетический
Физиологический критерий – сходство процессов жизнедеятельности
Определенный ареал занимаемый видом – географический критерий
Основные направления эволюции
Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации – ароморфозы
Примером ароморфоза является- появление легочного дыхания у животных
Половое размножение – это ароморфоз
Многоклеточность – это ароморфоз
Образование цветка – это ароморфоз
Возникновение шерстного покрова, живорождение, вскармливание детенышей молоком, приобретение постоянной температуры тела, развитие кровеносной систе6мы, головного мозга – это ароморфозы
Фотосинтез, двусторонняя симметрия тела, появление органов, образование семян – это ароморфозы
Приспособление организма к среде обитания, без существенного изменения уровня организации, называется – идиоадаптация
Мелкие эволюционные изменения, способствующие приспособлению к определенным условиям среды обитания – идиоадаптация
Многообразие способов опыления – идиоадаптация
Покровительственная окраска, форма тела, наличие колючек, различие в строение клюва – это идиоадаптации
Резкое упрощение организации, называют дегенерацией

Снижение приспособленности организмов к среде обитания, ведущие к уменьшению численности и площади видового ареала, называют – биологическим регрессом
Возрастание приспособленности к окружающей среде, ведущие к увеличению численности и широкому распространению вида, называют – биологическим прогрессом
Нервная система человека
*ЦНС – это головной и спинной мозг
* Периферическая нервная система – это нервы и нервные окончания
* к периферическому отделу нервной системы относятся - нервы
*Количество черепно-мозговых нервов человека 12 пар
*От стволовой части головного мозга отходят - 12 пар черепно-мозговых нервов
* блуждающий нерв является частью – периферической нервной системы
* в полости черепа находится – головной мозг
*Сознательно осуществлять акт мочеиспускания позволяют центры, расположенные в - коре больших полушарий

Продолговатый отдел головного мозга регулирует – пищеварение, выделение, кровообращение, дыхание
В области задней центральной извилины находится – соматомоторная зона
Регулирует работу внутренних органов ускоряя и замедляя её – вегетативная нервная система
Часть вегетативной нервной системы, замедляющая работу внутренних органов называется – парасимпатическая
Часть вегетативной нервной системы, ускоряющая работу внутренних органов, называется – симпатическая
На парасимпатический и симпатический отделы подразделяют нервную систему – вегетативную
Отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений и ориентацию в пространстве, выполнение точных движений – мозжечок
Память и мышление, связаны – с корой больших полушарий
Нейрон – нервная клетка
Нейроглия – вспомогательные клетки окружающие нейроны
Нейрон имеет – тело клетки, один длинный отросток – аксон и несколько коротких – дендриты
Короткий сильно ветвящийся отросток нервной клетки – дендрит
Длинный отросток нервной клетки – аксон
Аксон покрыт – миелиновой оболочкой
Нервы образованы - аксонами
Серое вещество головного мозга состоит из – тел нервных клеток
Белое вещество головного мозга состоит – из отростков ( нервных волокон)
Белое вещество центральной нервной системы – это скопление длинных отростков нейрона, т.е. аксонов
Аксоны проводят импульсы от тела клетки
Дендриты проводят импульсы к телу клетки
Большое значение для формирования эмоций имеет – височная и лобная доля коры
Тормозит и активизирует эмоции – лобная доля
Только у человека есть центр речи
Только передний мозг регулирует – речь, мышление
Путь нервного импульса от рецепторов к рабочему органу – рефлекторная дуга
Слуховая зона расположена в – височной деле коры
Зрительная зона расположена в – затылочной зоне коры
Нерв с чувствительными волокнами – центростремительный
Нерв с двигательными волокнами – центробежный
При полиомилите вирусы разрушают – двигательные нейроны
На двигательные нейроны спинного мозга влияют импульсы из – коры больших полушарий
Спинной мозг имеет – 31 пару спино-мозговых нервов
Через передние корешки спино-мозговых нервов проходят – двигательные нейроны
Через задние корешки спино-мозговых нервов проходят – чувствительные нейроны
Рефлекторную и проводниковую функцию выполняет – спинной мозг
Функция нервной системы – проводниковая
По чувствительным нейронам импульсы проходят от – рецепторов в ЦНС
По двигательным нейронам импульсы проходят – от ЦНС к органу получившему раздражение
Воспринимают информацию и являются частью сенсорной системы – участки коры
Воспринимают информацию от рецепторов и являются центрально -обрабатываюшей частью сенсорной системы – анализаторы
Зона, анализирующая импульсы с рецепторов мышц и сухожилий, называется – соматосенсорной
Отдел проводящей части анализатора – проводящий нерв
Извилины характерны для – мозжечка и больших полушарий
Мозжечок расположен над – продолговатым мозгом
Центр терморегуляции расположен в – промежуточном мозге
Центр слюноотделения расположен в – продолговатом мозге
В состав ствола мозга входят – продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг
Функция мозжечка – регуляция равновесия и координация движений

Зрение двумя глазами, при котором фиксируется объемное изображение, называют – бинокулярным
Очки с двояковыпуклыми линзами используют при – дальнозоркости
Зрение, при котором изображение фиксируется местом наилучшего видения, называют – центральным
Заболевание, при котором параллельные лучи идущие от предмета, пересекаются за сетчаткой – дальнозоркость
Заболевание, при котором лучи идущие от предмета, пересекаются перед сетчаткой - близорукость



























Законы биологии, науки её изучающие
*Биология – совокупность наук о живой природе, изучающих огромное многообразие форм и видов живых организмов
*Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой
Царства живой природы:
1. Царство – Растения
а) низшие растения – водоросли, лишайники
б) высшие споровые растения – мхи, плауны, хвощи, папоротники
высшие семенные растения – Голосеменные, Покрытосеменные
2. Царство – Животные
3. Царство – Грибы
4. Царство – Бактерии
5. Царство – Вирусы
Организмы : а) одноклеточные
б) многоклеточные
1. Прокариоты – безъядерные – бактерии и сине-зеленые водоросли
2. Эукариоты – ядерные- растения, животные, грибы
По способу питания:
1. Автотрофы – способны синтезировать органические вещества (растения, фотосинтез)
2. Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами
а) сапрофиты – питаются органическим веществами умерших организмов или органическим веществами выделений живых организмов
б) питаются органическими веществами живых организмов
* Ботаника - наука о растениях
* Зоология – наука о животных
* Вирусология – наука о вирусах
* Микробиология – наука о микроорганизмах
*Альгология – наука о водорослях
* Микология – наука о грибах
* Лихенология – наука о лишайниках
* Бриология – наука о мхах
* Протозоология – наука о простейших
* Гельминтология – наука о паразитических червях
* Энтомология – наука о насекомых
* Арахнология – наука о пауках
* Ихтиология – наука о рыбах
* Герпеталогия – наука о пресмыкающихся
* Орнитология – наука о птицах
* Териология или Маммология – наука о млекопитающих
* Анатомия – наука о строение органов и организма в целом
* Физиология – наука, изучающая основные жизненные функции организма или наука о жизнедеятельности целостного организма
* Геронтология – наука, изучающая старение живых организмов, в т.ч. и человека
* Гигиена – наука о сохранении здоровья
* Этология – наука, изучающая поведение животных
* Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
* Селекция ( «селекцио» - отбор) – наука о выведении новых сортов растений , пород животных или улучшении уже существующих.
* Палеонтология ( «палео» - древний) – наука об историческом развитии живой природы, об ископаемых животных и растений.
* Цитология – наука о клетке
* Биотехнология – использование живых организмов в производстве
* Экология ( «ойкос» - жилище)- наука о закономерностях взаимоотношений организмов между собой и средой обитания
* Эмбриология – наука , изучающая зародышевое развитие организмов
Главные теории и законы биологии
Теория возникновения жизни на Земле – (А.И.Опарин, Дж.Холдейн, С.Фокс, С.Миллер, Г.Меллер) – Жизнь на Земле возникла абиогенным путем

Клеточная теория – (Т.Шванн, М.Шлейден, Р.Вирхов) – Клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.

Теория эволюции и естественного отбора ( Ч.Дарвин)

Хромосомная теория наследственности (Т.Морган) – основным материалом носителем наследственности являются хромосомы с локализованными в них генами.

Синтетическая теория эволюции (С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Дж.Хаксли) – наименьшей, элементарной единицей является популяция.
Законы биологии
Биогенетический закон (Ф.Мюллер, Э.Геккель) :
- онтогенез , есть краткое повторение филогенеза
- особь в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю своего вида (филогенез)

Закон зародышевого сходства (К.Бэр):
- на ранних стадиях развития зародыши всех позвоночных животных имеют : хорду, жабры, хвост

Закон необратимости эволюции(Л.Долло):
- организм не может вернуться к прежнему состоянию, уже осуществленному в ряду его предков

Законы наследования ( Г.Мендель) :
- Закон единообразия : при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки
- Закон расщепления: при самоопылении гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков в отношении 3:1, при этом образуются две фенотипические группы – доминантная и рецессивная
- Закон независимого наследования или закон независимого расщепления признаков: при дигибридном скрещивании у гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других и дает с ними разные сочетания в отношении 9:3:3:1
- Гипотеза частоты гамет- находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков (контрастных) не смешиваются и при образовании гамет по одному переходят в чистом виде

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И.Вавилов):
- виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости

Закон генетического равновесия в популяциях (Г.Харди, В.Вайнберг):

Закон минимума (Ю.Либих):
- выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. фактором минимума
Закон биогенной миграции атомов (В.И.Вернадский):