Статья к презентации Нормативно-правовая база в методкабинете ДОУ
Управление Образования г. Альметьевска и АМР
Выступление
«Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ»
на кустовом методическом объединение для старших воспитателей по теме: «Организация методического кабинета в ДОУ»
Подготовила:
старший воспитатель МБДОУ № 53
Ефимова Елена Александровна
Альметьевск, 2016
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
Классификация материалов методического кабинета:
нормативные и инструктивные материалы
учебно-методические обеспечение
документация по содержанию работы ДОУ
нагляно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный)
литература педагогическая и детская, периодические издания
выставки
Нормативные и инструктивные материалы
Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления – это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения.
В методическом кабинете целесообразно иметь дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:
- Положение о методическом кабинете;
- Трудовой кодекс РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребёнка (15.09.1990г) ;- Конвенция дошкольного воспитания;
- Устав ДОУ; изменения к уставу;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессиональных стандартов педагога»;
- Копии должностных инструкций педагогов ДОУ;
- Письмо Минобразования России от 26.05.1999 №109/23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки игрушек»;
- Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
- Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы.
Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.
Методический и дидактический материал комплектуется в соответствии с:
ФГОС ДО, примерными основными образовательными программами, парциальными программами, методиками; направленностью групп; длительностью пребывания детей в ДОО.
Учебно-методические обеспечение
К ним относятся: Учебно-методические пособия в соответствии с ФГОС ДО, УМК по национальному воспитанию; рекомендации, опыт работы, конспекты занятий и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах. Методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа.
Главным документом в этом разделе является основная образовательная программа ДОУ. Поэтому все материалы этого раздела должны отражать специфику программы и быть разделены на 5 образовательных областей (Х-Э,ПР, РР, С-К, ФР).
Документация по содержанию работы ДОУ
- Номенклатура дел методического кабинета — это тематизированный список документации всей организации, составленный и заполненный по определенным правилам, содержащий строгое наименование имеющихся материалов, а также сроки их хранения. Все бумаги, формирующиеся на предприятии, необходимо храниться какое-то количество времени. Правильно их систематизировать, распределить по делам поможет составление номенклатуры.
- Материалы по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационной категории, а так же в целях подтверждения соответствия занимаемой должности; стенд «Аттетстация» на котором представлены нормативно-правовые документы регламентирующие организацию и проведение аттестации педагогических работников, план работы по аттестации педагогических работников на учебный год, перспективный план аттестации и повышения квалификации на 2016 - 2020 годы, образец заявления и карты результативности и т.д.
- Годовые планы работы ДОУ (за 3 года);
- Материалы и протоколы педсоветов (за 3года);
- Паспорт методического кабинета;
- План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов);
- Годовой календарно-образовательный график на учебный год ДОУ;
- Программа развития ДОУ
- План работы УО АМР (дошкольное образование)
- Материалы и протоколы семинаров, консультаций, открытых занятий, КМО, неделя «Специалист»;
- Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей;
- Материалы заседаний, документация ПМПК;
- Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом;
- Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ);
- Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ);
- Материалы по работе с педагогами: сведения о педагогических кадрах, по самообразованию педагогов ДОУ, план и формы работы с молодыми специалистами, наставничество, материалы по передовому педагогическому опыту, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного учреждения, должен так же присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом оформлен.
- Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты.
- Журнал проверки планов воспитательно-образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ.
- Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета, протоколы общих родительских собраний, (протоколы групповых собраний хранятся у воспитателей), консультации, брошюры, буклеты.
- Планы проведения методической (тематической) недели;
- Приказы заведующей ДОУ;
- Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи
- Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом.
- Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте)
- Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ. В каждой группе детского сада, у специалистов так же имеется тетрадь отзывов и пожеланий.
В методическом кабинете необходимо оформить стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание ООД, график занятости специалистов, кабинета по ИЗО-деятельности и ПДД, библиотеки и др.; сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, положения к конкурсам профмастерства, мероприятия (курсы, смотры и пр.), график проведения дополнительных образовательных услуг и т.д.Нагляно–иллюстрационный материал (демонстрационный и раздаточный)
Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно – гигиенических требований весь наглядный материал (картины, игрушки, костюмы) можно рассредоточить по кабинетам специалистов. Но необходимо составить картотеку с аннотацией где располагается.
Различные виды картотек (подвижные игры по возрастам, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и др.), наглядно-демонстрационный материал (игры, картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации; игрушки и игровые материалы для творческих игр; приборы, оборудование, природные материалы, муляжи и др.; предметы народного декоративно-прикладного искусства); технические средства обучения (видеотека).Литература педагогическая и детская, периодические издания
Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература), книги для детей и периодические издания. Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.
Методическая и справочная (Справочник старшего воспитателя, Методист, Воспитатель ДОУ) распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.
Детская - целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.
Периодика (газеты, журналы)- желательно группировать по годам выпуска
Обязательно должна быть: Книга (журнал) учёта движения методической литературы.
Выставка
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам), «Готовимся к Педсовету». Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются. Эпизодические выставки – потребность в которых возникает в течение учебного года. Тематика выставок может быть самая разнообразная.
Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт. Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.
Творческих успехов!
Спасибо за внимание.