О работе педагога — психолога по подготовке к ЕГЭ
О работе педагога-психолога по подготовке к ЕГЭ
Во время подготовки к ЕГЭ ученики испытывают психологические трудности личностного познавательного и процессуального характера, что введет к повышенной тревожности во время подготовки к экзамену, снижению работоспособности.
В связи с этим была проведена следующая работа с учащимися 11 классов.
- Диагностические исследования учащихся 11 классов, с целью выявления у учащихся тревожности психического состояния в период подготовке к сдаче ЕГЭ.
- Анкетирование учащихся 11 классов с целью выявления готовности учащихся к сдаче экзаменов.
- Коррекционно-развивающая работа, направленная на психологическую подготовку к ЕГЭ. Работа по программе «Формула успеха» для учащихся 11 классов(3 занятия).
- Профилактическая работа с педагогами, родителями.
Рекомендации родителям и учителям педагогам от психолога.
Применяемые методики:
Цветовой тест Люшера.
Методика Дембо – Рубинштейн.
Анкета Чибисовой по выявлению знакомства с процедурой проведения ЕГЭ, владение навыками самоконтроля, выявлению уровня тревоги.
Цветовой тест Люшера.
Цель исследования. Выявление эмоционального состояния испытуемого.Задачи исследования: 1) определить эмоционального состояние испытуемого на момент проведения теста;2) интерпретировать стандартные цветовые пары, провести анализ результатов.
Краткое описание методики исследования. Методика цветовых выборов Люшера – психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.
В ходе исследования было проведено ранжирование цветовых предпочтений. Сделаны анализ, интерпретация и выводы. Разработаны рекомендации. В целом, с помощью методики была достигнута поставленная цель – выявлено эмоциональное состояние испытуемых.
2.Анкета Чибисовой «Готовность к ЕГЭ»Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах.
3. Методика Дембо – Рубинштейн.
Методика изучения самооценки Дембо-РубинштейнВнешне эта методика довольно проста – испытуемым предлагается пройти тест, результаты которого впоследствии интерпретируются психологом. Бланк методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн выглядит следующим образом: на листе бумаги имеются семь вертикальных линий (шкал), обозначающих здоровье, ум (способности), умение делать что-то своими руками, внешность, характер, авторитет у сверстников, уверенность в себе. Каждая линия имеет четкие границы начала и конца, а середина отмечена еле заметным штрихом. Верхняя граница обозначает высшее развитие качества (самый счастливый человек), нижняя – полное отсутствие качества (самый несчастный человек). От испытуемого требуется отметить на каждой линии чертой (–) степень развития каждого качества на данный момент. Кружком (О) нужно отметить тот уровень развития качеств, который бы заставил испытывать за себя гордость. Далее следует объективно оценить свои возможности и отметить крестиком (х) уровень, который может быть достигнут.
Интерпретация методики Дембо-РубинштейнДля определения самооценки по методике Дембо-Рубинштейн необходимо определить три ее параметра – высоту, устойчивость и реалистичность. Первая шкала «здоровье» в оценке не участвует, называясь пробной, остальные шкалы требуется оценивать.
Высота самооценки. Количество баллов до 45 означает низкую самооценку, от 45 до 74 говорит о среднем уровне самооценке, а высокой соответствует 75-100 баллов. Завышенная самооценка может говорить о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей работы, сравнивать себя с другими. Также слишком высокая самооценка может указывать на искажения в формировании личности – закрытость для опыта, неспособность осознавать собственные ошибки. Низкая самооценка свидетельствует или о подлинной неуверенности в себе или о защитной реакции, когда за признанием неумения скрывается нежелание что-либо делать.
Реалистичность самооценки. Нормальный уровень характеризуется результатом от 60 до 89 баллов, причем оптимальным считается показатель 75-89 баллов, который отражает наиболее реальное представление о своих возможностях. Результат более 90 баллов говорят о нереалистичном представлении о собственных возможностях. Результат меньше 60 характеризует заниженный уровень притязаний человека, что является индикатором неблагоприятного развития личности.
Устойчивость самооценки. Об этом факте говорит соотношение между значками, расставляемыми на шкалах. Крестики должны располагаться между знаками «–» и «О». Расстояние между нулем и крестиком отражает интервал недостижимого, чем он меньше, а расстояние до крестика больше, тем выше уровень оптимизма. Кружки должны быть немного ниже самой верхней отметки, человек должен понимать, что идеал ему не нужен. Если самооценка неравномерна, показатели разных шкал «скачут», то это свидетельство эмоциональной неустойчивости.
Применение данной методики для исследования самооценки может дать довольно точные результаты.