Статья для учителя английского языка по формированию толерантного отношения.
МОУ СОШ № 20 имени Н.З. Бирюкова
учитель английского языка
Рябцева Лилия Сергеевна
Номинация «Духовно-нравственное развитие школьников на современном уроке»
Формирование толерантного сознания школьника на уроках английского языка как элемент становления гармоничной личности
Общие положения
Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Важнейшим документом, определяющим направления развития воспитательного процесса в системе образования РФ является (обсуждаемая ныне) Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Проект в редакции от 13 января 2015 г.).
В условиях цивилизационных вызовов важным становится усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Важно консолидировать усилия государства и общества, направленные на решение задач формирования российской идентичности подрастающего поколения. Утверждение главенства семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение связей ребёнка с миром, с людьми, формирующей активную позицию личности. Семья и школа должны закладывать основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.
Сегодня для учителя важно определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Причины и условия реализации программы
Уроки английского языка – отличная возможность для воспитания толерантного сознания у школьников. Роль учителя в данном процессе – воспитание уважения, понимания и принятия особенностей других народов через диалог культур. Это помогает учащимся осмыслить и оценить духовные и материальные богатства, накопленные странами изучаемого языка.
Уже в младших классах мы стараемся привить интерес, доброжелательное отношение к другим странам и народам, дать учащимся первые социокультурные знания. В процессе обучения дети все глубже знакомятся с миром зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями стран изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке. Однако это лишь часть комплексной работы. Очевидно, что нельзя ограничиваться лишь классно-урочными рамками!!!
Важно создание единого образовательного пространства «семья-ученик-школа», главной задачей которого станет формирование высокого уровня гражданской культуры ребенка.
Для вышеуказанной работы мною была разработана комплексная программа деятельности учителя английского языка со школьниками по профилактике экстремистских проявлений «Открытая нация».
Законодательная база:
-Конституция Российской Федерации;
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Указы Президента Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
- «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
Программа базируется на следующих принципах:
-принцип социально-педагогического партнерства;
-гуманистический характер воспитательно-образовательной деятельности школы;
-принцип комплексного характера воспитательно-образовательной работы, соблюдение преемственности традиций;
-требовательность, основанная на уважении и признании прав личности ученика;
-принцип оптимального сочетания педагогического руководства и активности учеников;
-приоритет общечеловеческих ценностей в выстраивании взаимоотношений личность-личность, личность- группа;
-учёт возрастных особенностей как основа формирование положительной мотивации к развитию активной гражданской позиции;
-учёт социального опыта ученика;
-связь с жизнью, с социокультурной средой;
-создание целостной воспитывающей среды;
-стимулирование различных форм социально значимой инициативы и активности, направленной на совершенствование окружающего жизненного пространства.
Цель программы:
– Эффективная реализация комплекса мер в области противодействия экстремистских проявлений, формированию толерантной образовательно-воспитательной среды класса, школы на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, проявлению в своем поведении гуманных и дружеских чувств к своим одноклассникам и педагогам, реализации вышеуказанных качеств в своей процессе будущего профессионального самоопределения.
Задачами программы являются:
- Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия в детской среде.
-формирование начального уровня правовой культуры детей как основы толерантного сознания и поведения.
-Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к активному диалогу и взаимодействию культур.
-Разработка направлений и путей проведения пропедевтической работы со школьниками, по овладению начальной системой знаний в области профилактики любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной, религиозной и политической почве.
-Проведение регулярной диагностической и разъяснительной работы со школьниками.
-Анализ эффективности мероприятий, проводимых в рамках программы и внесение в нее необходимых корректив с целью повышения результативности предпринимаемых мер.
Прогнозируемый результат: Здоровый психически, нравственно, способный к социально значимому творчеству, социально полезной активности ученик.
Участниками программы являются: школьники разных классов, социальный педагог, педагог-организатор, ученые, общественные деятели, представители правоохранительных органов и пр., что позволяет проводить системную и многоплановую результативную работу.
Основные направления реализации программы.
-научно-методическое обеспечение;
-организационное обеспечение;
-образовательная деятельность;
-общественно-воспитательная деятельность и социально-значимая работа.
Научно-методическое обеспечение программы представляет собой комплекс мероприятий направленный на совершенствование методической базы для работы со школьниками, который включает:
Наименование мероприятия Сроки проведения Категория участников
Разработка и введение в учебные планы специальных тем по профилактике экстремизма. Август Ученики
Организация работы проблемной группы с изучением тематических вопросов, связанных со странами изучаемого языка.
- «Толерантность-это дружба».
- «Планета толерантности».
- «Забытое наследие цивилизации».
- « Мы за мир во всем мире!». В течение года.
Согласно Плану проведения классных часов. Ученики
Представители общественных организаций
Студенчество
Ученые
-Проведение регулярных чтений мини-лекций для школьников, направленных на профилактику проявлений экстремизма, преступлений против личности, общества, государства. В течение года.
Согласно Плану проведения классных часов. Ученики
Представители общественных организаций
Студенчество
Ученые
Выступление на школьном методическом объединении по вопросам профилактики экстремизма. В течение года Учителя
Подготовка научных статей в сборник материалов III международной научно-практической конференции Центра изучения социальных конфликтов и профилактики экстремизма в молодежной среде ГОУ ВО МО МГОГИ Апрель Учителя
Ученые
Участие в научно-практических конференциях и круглых столах по вышеуказанной тематике. В течение года Учителя
Ученые
Проведение регулярных мониторинговых исследований, а также деятельность классного руководителя психологов и социальных педагогов по оказанию информативной и консультативной помощи школьникам. В течение года Создание и пополнение мультимедийной методической библиотеки по гражданско-патриотическому воспитанию детей и профилактике проявлений экстремизма и ксенофобии в детской среде. В течение года Организационное обеспечение включает:
Наименование мероприятия Сроки проведения Категория участников
Регулярное проведение учебных тренировок с детьми по правилам поведения при возникновении экстремальных ситуаций В течение года Заместитель директора по безопасности
Учителя
Организация цикла показа тематических видеороликов направленных на информирование детей о безопасном поведении в экстремальных ситуациях ( в том числе на английском языке). В течение года Ученики
Учителя
Организация недели правовых знаний
(в том числе на английском языке). Октябрь, март Ученики
Учителя
Размещение на Интернет-страничке учителя, информации, направленной на формирование у студентов чувства патриотизма гражданственности, а также информации этнокультурного характера. В течение года Ученики
Учителя
Создание группы в социальной сети «В контакте» и размещение на ней полезной и познавательной информации (в том числе на английском языке). В течение года Ученики
Учителя
Распространение среди школьников информационных материалов (листовок, флаеров) содействующих повышению уровня толерантного сознания (в том числе на английском языке). В течение года В течение года
Мониторинг использования школьниками интернет-ресурсов и социальных сетей (чаты, форумы, социальные группы) с целью профилактики проявлений экстремизма В течение года Родители Учителя
Образовательная деятельность
В УМК «Английский с удовольствием» межкультурный аспект представлен в материале всего курса обучения.
Сформулируем основные темы, материал которых имеет универсальную культурную направленность, способствует осознанному пониманию общности людей, установлению толерантного взаимодействия между ними.
КЛАСС ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
КОММЕНТАРИИ к изучаемым темам
4класс Unit 2 Enjoy your home
Unit 3 Being happy in the country and in the city
Unit 4 Telling stories
Unit 5 Having a good time with your family
Unit 6 Shopping for everything Материал раздела позволяет учащимся описать своему зарубежному другу свой дом и свою комнату и прочитать описание его комнаты и дома.
Материал раздела помогает учащимся поделиться своими знаниями о стране изучаемого языка и прочитать, что знают его зарубежные сверстники о нашей стране.
Учащиеся в конце раздела составляют рассказ по картинкам про Санта Клауса, тем самым знакомясь с элементами другой культуры.
Учащиеся знакомятся с семьями своих сверстников и рассказывают о составе своих семей и о занятиях членов своих семей. Учащиеся знакомятся с различиями в назывании времени на русском и английском языках.
Учащиеся узнают о том, что покупают на завтрак, обед и ужин заграничные сверстники и рассказывают, что они любят есть.
6 класс Unit 1 Launching the International Explorers’ Club
Unit 2 Spending time together
Unit 3 Learning more about the United Kingdom of Great Britain and Nothern Ireland
Учащиеся учатся рассказывать о себе, как о члене международного клуба исследователей. Узнают о праздниках в Великобритании, говорят о культурных традициях в России.
Учащиеся узнают об интересах и увлечениях детей в разных странах. Сравнивают Московский и Лондонский зоопарки. Учащиеся знакомятся с различиями, связанными с обучением в школах наших стран.
В данном разделе учащиеся познакомятся с интересными фактами и достопримечательностями Соединенного Королевства; познакомятся с историей, культурой и знаменитыми людьми Великобритании.
Таким образом, материал учебников ненавязчиво способствует формированию у учащихся толерантности. Методически и методологически формирование толерантности начинается со знакомства с основами разных культур, в данном случае это культура Великобритании и Америки.
Культура другого народа познается учащимися на примере тем и вопросов, которые им близки и знакомы, и, несомненно, интересны, особенно при сопоставлении с ситуацией своей родной страны или культуры.
Познавательно интересный материал способствует активизации деятельности учащихся на уроках, как основы стимулирования возникновения у них соответствующих компетенций – в первую очередь, коммуникативных. Очевидно, что методическую суть таких уроков составляет диалог – как базы формирования и диалогической культуры, как ориентира созидания толерантности, так и соответствующих компетенций.
Важной методической составляющей таких уроков является использование на них как визуальных материалов (слайдов), так и материалов для аудирования (прослушивания иностранной речи). Такого рода методические материалы, наложенные на интерес учащихся к изучаемым темам, более естественно и глубоко осваиваются, и осознаются ими.
В образовательных программах следующих классов содержаться темы, позволяющие продолжить, расширить и углубить процесс формирования толерантности у учащихся. Темы эти и более остры, и более интересны для старшеклассников. Так, например, тема «Молодежная субкультура» в 10 классе позволяет организовать интересный и многоплановый разговор с учащихся, не только знакомящий их с иными культурами, но и явно ориентированный на формирование толерантного отношения к культурному самовыражению другого человека.
Вполне понятно, что в предлагаемом материале проблема формирования толерантности на уроках иностранного языка фактически только поставлена. Ее разработка – большая и творческая задача для любого учителя и не только при обучении иностранному языку.
Общественно-воспитательная деятельность может включать:
Наименование мероприятия Сроки проведения Категория участников
Организация и проведение "круглых столов" с представителями основных религиозных конфессий на темы: «Правовая культура в современном обществе», "Религиозные объединения и гражданское общество", "Религиозные объединения в демократическом обществе", "О свободе совести и религиозных отношениях в Российской федерации", "Проблемы толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального регионального проживания" и др. с участием представителей органов гос. безопасности, религиозных и общественных объединений. В течение года.
Согласно Плану проведения классных часов. Ученики
Представители общественных организаций
Студенчество
Ученые
Проведение ежегодных конкурсов:
-Лучшее фото «Я и мои друзья»;
- Лучшее сочинение на английском языке «Все мы разные-все мы равные»;
В течение года.
Ученики
Проведение Дней национальных культур
(выставка, конкурс худ. самодеятельности)
В т.ч. на английском языке. Апрель Ученики
Учителя
Посещение III Международного студенческого фестиваля «Открытая нация» в ГОУ ВО МО МГОГИ Апрель Учителя
Ученики
Презентация национальных праздников стран изучаемого языка В течение года Ученики
Учителя
Проведение комплекса ознакомительных экскурсий историко-культурного и патриотического характера. В т.ч. по местам боевой славы Подмосковья (в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне). Апрель-май Ученики
Учителя
Работа по расширению уголка национальной дружбы. В течение года Ученики
Учителя
Реализация комплекса мероприятий должно осуществляться лишь в тесном взаимодействии учеников с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, структурными подразделениями учебного заведения.
Таким образом, уроки английского языка полны возможностей развития толерантности как у младших школьников, так и у старшеклассников, и мы на наших уроках стараемся использовать эти возможности. Реализация данной Программы будет способствовать наиболее полной работе по предупреждению асоциального поведения и профилактике профилактики проявлений экстремизма и ксенофобии в детской среде.