Мастер-класс «Дифференцированный подход в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ с учётом возрастных и индивидуальных потребностей»

Мастер-класс «Дифференцированный подход в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОВЗ с учётом возрастных и индивидуальных потребностей»

учитель-дефектолог Марина Юлиановна Кирьянова,
учитель-дефектолог Людмила Борисовна Будникова
МАДОУ «Детский сад № 24»

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития познавательного интереса к окружающему миру и формирования различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности. К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по своим функциональным характеристикам уже готов к восприятию большей по объёму и сложной по качеству информации. Определяющую роль начинает играть память как средство накопления активно приобретаемого в данный период личного опыта. Заметно возрастают возможности умственной деятельности, развивается способность обобщения, существенно увеличивается последовательность мыслительных операций.
Главное направление работы нашего дошкольного учреждения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум. Наше дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Категория воспитанников детского сада представляет собой неоднородную группу - детский сад посещают дети с ОВЗ: с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости (в соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10)); с расстройствами аутистического спектра; с задержкой психического развития; глухие, слабослышащие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; со сложными сочетанными дефектами.
Содержание образования направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.
По своей сути личность целостна, системна. В процессе личностного становления ребёнок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Мы помогаем раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта.
Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Организация коррекционного процесса при формировании целостного восприятия мира, предполагает, что содержание образования будет усвоено более эффективно в совместной деятельности на основе принципа проблемности. Именно постановка и решение творческой задачи обеспечивают единство системы «значимый взрослый – содержание образования – ребенок».
Интегрированная познавательная задача – это такая проблемная задача, которая включает субъектов образовательного процесса в деятельность по установлению и усвоению связей между структурными элементами образовательных областей. Интегрированные познавательные задачи отражают общенаучный уровень, который фиксирует отношения объективного мира: «система–функция», «строение–свойство», «явление–сущность» и др.
Классификация интегрированных познавательных задач возможна в соответствии с содержательным, процессуальным и личностным критериями. Одним из преимуществ организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса является создание условий для поисковой деятельности детей при решении интегрированных познавательных задач. Совместный творческий поиск способствует развитию природной любознательности.
Значимой составляющей совместной деятельности является сотрудничество и сотворчество в групповом субъекте – общение, переживание радости, созидание, отсутствие привилегии указывать, контролировать и оценивать. В процессе этой деятельности дети чувствуют, принимают, доверяют, открываются, планируют, самостоятельно и совместно рефлексируют.
Качественное осуществление коррекции в ДОО возможно лишь при определении методов, приёмов и форм работы, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегративных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
О перспективности наших методов работы свидетельствуют широкие возможности развития составляющих успешной личности:
наблюдения и анализа явлений окружающей действительности;
проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы;
творческого мышления, логики познания, пытливости ума;

·совместной познавательно-поисковой деятельности;
коммуникативных и рефлексивных навыков и др.


Сценарий мастер-класса «Курочка Ряба»

Цель: создание условий для развития речи, мышления и творческого воображения у детей с ОВЗ в познавательной деятельности.
Задачи:
Учить устанавливать путём зрительно-мыслительного анализа несоответствия в изображениях объекта, сюжета и исправлять их;
Совершенствовать зрительно-моторную координацию в процессе конструктивной деятельности;
Развивать умение употреблять в самостоятельной речи предложные конструкции;
Развивать зрительное и слуховое восприятие детей, концентрацию внимания, его переключение с одного объекта на другой, долговременную память;
Совершенствовать коммуникативные навыки через игровые упражнения.
Формировать партнёрские взаимоотношения: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Ход занятия.
1 Пёрышко
Ребята, посмотрите, что у меня в руке? (ответы детей). Да, это перышко (на ниточке). Как вы думаете, кто мне подарил перышко? (Ответы детей). Это перышко мне подарила курочка Ряба. Она обещала прийти к нам в гости. А пока, давайте поиграем с перышком.
Пёрышки.
(педагог дует на перышко и отпускает его, дети наблюдают, как оно летает и опускается. Предлагает детям тоже на него подуть)
Раздается стук в дверь. Входит курочка Ряба с корзинкой.
Курочка Ряба: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости, хочу с вами поиграть. Я снесла яички. На что похожи яички курочки?
Что ещё можно покатать? Вот у меня разные предметы, с ними любят играть мои цыплята. Выберите, пожалуйста, деревянные предметы круглой формы. На шарики! Мы с ними сейчас поиграем, их в ладошках покатаем.
(Детям раздаются маленькие шарики)
Тарелки, шарики, кубики.

2. Пальчиковая гимнастика «Яичко на ладони».
Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно – так у кур заведено.
Возьми шарик, возьми такой же
Возьмите деревянные предметы круглой формы

3. Дидактическая игра «Сколько яиц?»
- Сосчитайте, сколько яиц в этом гнезде и обозначьте цифрой. А теперь сосчитайте яйца в другом гнезде и тоже обозначьте цифрой.

Положи столько же цыплят (два яйца)
Найди картинку, где столько же цыплят, сколько на тарелке (пять яиц)

Яйца-киндеры, тарелки, цыплята, картинки с цыплятами.
4. Дидактическая игра «Расставь цыплят по росту»
- Собралась курочка Ряба своих ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту: первым поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше и самый маленький.

Большой – маленький
Расставь по росту (три цыплёнка). Объедени семейку (1+2)
Найди пару (яйцо – цыплёнок)

Картинки цыплят и яиц.

5. Дидактическая игра «Чего не хватает у Петушка?»
Два слайда – добиваться полного ответа на разные вопросы.
Образец – игрушка
Образец – картинка
Нет образца
Игрушка – Петушок, картинка – Петушок.

6. Попевка «Петушок, золотой гребешок»
В кругу.

7. Игра со счетными палочками «Дом для цыплят»
Курочка: Ко-ко-ко, нет у нас домиков.
Мы сделаем каждому цыплёнку свой домик.
- Вот какой домик нужно построить для цыплят.

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник)
Палочки (маленький домик)
Палочки (домик для нескольких цыплят) – курятник.

- Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.

Курочка загрустила: Ой, ребятушки, спасибо вам за домики для моих цыплят. Очень рады они будут. Задержалась больно я. Дедушка-то с бабушкой потеряли, наверное, меня. Пора возвращаться.
Дети: И мы хотим к бабушке в деревню.

8. Поехали в деревню («Автобус» Е. Железнова)
Вот мы в автобусе сидим, и сидим, и сидим,
И из окошечка глядим, всё глядим.
Глядим назад, глядим вперёд – вот так вот, вот так вот,
Ну, что ж автобус не везёт, не везёт?
Колёса закружились – вот так вот, вот так вот,
Вперёд мы покатились – вот так вот, вот так вот.
А щётки по стеклу шуршат – вжик-вжик-вжик,
Все капельки смести хотят – вжик-вжик-вжик.
И мы не просто так сидим – би-би-би,
Мы громко-громко все гудим - би-би-би.
Пускай автобус наш трясёт – вот так вот, вот так вот,
Мы едем-едем всё вперёд - вот так вот, вот так вот!

9. Гимнастика Звукоподражания и счёт «Птичий двор»

10. Дидактическая игра «Найди тень»
Курочка: Что это? Где дедушка, где бабушка? А это кто?
Если вы правильно назвали, всех узнали, то нам откроется картинка из сказки. (Чья это тень?)
Что-то изменилось. Может кто-то поменялся местами? Вы узнали героев сказки?

11. Сказка - пальчиковая (жестовая, мимическая) гимнастика
Жили себе дед да баба, была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко. Яичко не простое золотое.
Дед бил, бил – не разбил. Баба била-била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Радуется дед, радуется баба: снесла им яичко курочка Ряба.
Мышка шмыгнула, хвостиком махнула –
Яичко покатилось, упало и разбилось.
Не печалься, дед, не кручинься, баба, -
Говорит старикам курочка Ряба, -
Я снесу вам яичко другое, не простое, а золотое!

12. Серия картин – последовательность
Две картинки – 2,3
Четыре картинки – 4, 5, 6, 7
Шесть картинок – 2, 3, 7, 8, 9, 10.
Картинки к сказке.

13. Вышла курочка гулять
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – жёлтые ребятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка,
Выпили водицы – целое корытце.

14 Рефлексия
Вы читайте больше книжки, мои милые детишки!
И побольше узнавайте, про меня не забывайте!











·15