План-конспект модуля по русскому языку на тему: Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (9 класс)
9-А класс,07.04.15г. Русский язык
Модуль № 27
Тема: Т7.Cложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Цель модуля:
Обучающая: повторить понятие о сложном предложении, о видах связи между его частями; помочь учащимся практически усвоить понятие “сложное предложение с
различными видами связи”, показать необходимость формирования умения использовать различные синтаксические конструкции в зависимости от задач, условий общения; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
Развивающая: развивать речь обучающихся, мышление, способности анализировать, обобщать изученное, умение правильного интонирования.
Воспитательная: прививать любвь и интерес к родному языку, литературе; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями.
Ход модуля:
УЭ1 (организационный момент) 2 мин.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите число, “Классная
работа”.
УЭ2(актуализация опорных знаний)
1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения (5 мин.)
- Ребята, мы много уже знаем о слоном предложении. Давайте вспомним.
- Какое предложение называется сложным? (Предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных по смыслу и интонационно. Сложное предложение имеет несколько грамматических основ)
- На какие 2 группы делятся сложные предложения? (Союзные, бессоюзные)
- Какие вы знаете союзные предложения? (Сложносочинённые, сложноподчинённые)
- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных? (В союзных предложениях части соединяются союзами, союзними словами и интонационно, в бессоюзных предложениях части объединены между собой по смыслу и интонацией (без помощи союзов и союзных слов))
- Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочинёнными называются предложения, в которых части являються равноправными по смыслу и соединяются сочинительными союзами и интонацией)
- Какие предложениря называются сложноподчиненными? (Сложноподчинёнными называется такие союзные предложения, в которых предикативне части связаны между собой подчинительной связью. Это означает, что части, образующие СПП, неравноправны. Одна из них является независимой, или главной, другая (или другие) зависит от главной и называется придаточной)
2. Работа со схемами (схемы на доске)
- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор. (5 мин.)
2
1) а) [ ],и[ ].
б) [ ], (чтобы.. .).
в) [ ], ( когда.. ..).
г) [ ], [ ]. 2 ) а) [ ], ( что. . . )
б) [ ], но [ ]
в) [ ], а [ ]
г) [ ], и [ ] 3) а) [ ] — [ ]
б) [ ]: [ ]
в) [ ], и [ ]
г) [ ]; [ ]
3. Тест (БСП. Разделительные знаки в БСП) (10 мин.)
У учащихся на руках таблицы и предложения, отпечатанные на листках (Карточка №1). Знаки не расставлены. Правильный ответ пометить крестиком.
1. Я это сделаю так: выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Толстой)
(В этом сложном предложении второе предложение поясняет первое; пояснительное значение выражается предупредительной интонацией и употреблением местоимения так: сделаю так (а дальше разъясняется, как именно сделает говорящий).
2. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Максим Горький)
(Второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом)
3. Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)
(Второе предложение (или группа предложений) дополняет первое или его член (обычно сказуемое), при этом первое предложение произносится с оттенком предупреждения)
4. Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало. (Л. Толстой)
(Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого)
5. Песенка кончилась - раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)
(Первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении)
6. Ставнем стукнет - он вздрогнет и побледнеет. (М. Лермонтов)
(Первое предложение указывает условие того, о чём говорится во втором)
7. Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно. (И. Тургенев)
(Второе предложение (или группа предложений) указывает следствие, вытекающее из того, о чём говорится в первом предложении)
8. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. (А. Пушкин)
(В этом сложном предложении три простых предложения; они указывают на то, что одно явление следует за другим, связь выражена интонацией перечисления и однородностью форм сказуемого: все три сказуемых выражены глаголами совершенного вида, прошедшего времени).
9. Между тем чай был выпит; давно запряженные кони продрогли на снегу; месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. (М. Лермонтов)
(Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены)
10. Ты запела песню светлую – колокольчики звенят. (Л. Ошанин)
(Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (как будто))
Проверка тестирования. Выставление отметок в дневники.
- Какие источники БСП представлены в тесте? (Художественные произведения)
- Назовите авторов БСП, большая часть которых представлена в задании. (М. Лермонтов (2), И. Тургенев (3), Л.Н. Толстой (2))
3
- С какой целью писатели используют БСП в своих произведениях? (Разнообразие смысловых отношений между частями в БСП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин).
УЭ3(введение нового материала)
Работа с текстом. Определение темы модуля. (8 мин.)
Задание: прочитайте текст, который лежит на партах, ответьте на вопросы:
- каков стиль речи данного текста?
- определите автора и название произведения;
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шёл так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет; но, видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с какой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел.
(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Тамань”, используются предложения с различными видами связи «Герой нашего времени» - знаменитый роман Лермонтова Михаила Юрьевича, классика русской литературы. Образ Печорина — одно из художественных открытий, в нем получили концентрированное выражение особенности человека последекабристской эпохи. Роман очень интересен не только содержательной, но и синтаксической, стилистической сторонами);
- какие синтаксические конструкции используются в тексте?
- почему автор использует такие предложения? (Чтобы выразить более сложные мысли)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
- сформулируйте тему модуля (тема сегодняшнего модуля «Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи»)
Учитель: «Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи».
- сформулируйте цель модуля (научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки).
УЭ4(усвоение и закрепление нового материала)
1. Работа с текстом (прилагается схема «Типы и виды предложений в тексте №2»)
Задания к тексту:
- прочитайте текст, назовите произведение (повесть “Бэла”); (5 мин)
- значение каких слов неизвестны? (работа со словарем)
Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова
Сакля — хижина, жилище кавказских горцев. «За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле.» Лермонтов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.
4
Лакейский — в знач. сущ. лакейская, лакейской, ж. Комната для прислуги, для лакеев в барском доме (устар.).
- какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор? Какие типы и виды предложений преобладают в тексте? (10 мин.)
1) Я пр..гласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугу..ый чайник – единстве..ая отрада моя в путешествиях по Кавказу. 2) Сакля была пр..лепле..а одним боком к скале, три скользкие, мокрые ступени вели к её двери. 3) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). 4) Я (не) знал, куда деват..ся: тут блеют овцы, там ворчит собака. 5) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие (на)подобие двери. 6) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша оп..ралась на два закопче..ых стола, была полна народа. 7) Посередине трещал огонёк, разложе..ый на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крышу, ра(сс/с)тилался вокруг такой густой пеленою, что я долго (не)мог осмотрет..ся; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, весь в лохмотьях. 8) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.
(В тексте предложения разных типов (простые и сложные), есть СПП и БСП, несколько предложений с различными видами связи – 4,6,7,8).
Работа со схемой (проверка выполненного задания) (написать на обратной стороне доски)
1. СПП (прид. обст. причины)
2. БСП (одновременность (перечисл. глаг.несов.вида прош.вр.)
3. Простое;
4. Сложное с различными видами связи (прид.изъясн., смысл.св. – причина)
5. Простое;
6. Сложное с различными видами связи (смысл.св. – поясн., прид.опред.)
7. Сложное с различными видами связи (ССП, прид.обст.меры и степ., одноврем. – гл. несов.в.)
8. Сложное с различными видами связи (последов., ССП)
- Составьте схемы сложных предложений с различными видами связи и объясните пунктуации. (Два ученика работают на досках, остальные – в тетрадях). (5 мин.)
4. [ ], (куда…) : [ ], [ ].
6. [ ] : […, (которой…), … ].
7. [ ], и [ ], (что…) ; [ ].
8. [ ] , [ ], и [ ].
(Учащиеся сверяют свои схемы с теми, которые написаны на досках).
2. Орфографическая пятиминутка (10 мин.)
5
- Запишите слова с пропущеннями буквами, группируя их по орфограммам (приведите примеры д.,в.у.)
(Учащиеся работают самостоятельно).
Название орфограммы
Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий: Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-: Не с глаголами: ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах: Написание производных предлогов: Корни с чередованием гласной:
чугунный, единственная, прилеплена (краткое причастие (можно заменить глаголом, но нельзя именным прилагательным (ответы уверенны (твёрдые)), одно н); закопченных (отглагольное пилагательное, можно опустить из предложения), разложенный (причастие, нельзя опустить, приставка) пригласил (по словарю), прилеплена (значение присоединения)
не знал, не мог
деваться, осмотреться
наподобие (синоним вроде);
ввиду, вместо…, но в отношении, в продолжение, в течение…
опиралась
Удвоенная согласная на стыке морфем: расстилался
- Назовите, какие орфограммы вы встретили в тексте, приведите примеры.
(Самопроверка обучающихся)
Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.
3. Работа с учебником
Изучение теоретического материала на стр.142,143. (5 мин.)
- Мы научились находить сложные предложения с различными видами связи, а теперь давайте откроем учебники на стр. 142, 143 и прочитаем материал, помещённый там, чтобы систематизировать сведения о таких предложениях.
- Какое сочетание видов синтаксической связи не встретилось в тексте? (сочинительная и подчинительная)
- Что нового вы узнали из учебника?
Изучение теоретического материала на стр.146 (5 мин.)
Практическое задание (предложение записано на доске) (10 мин.) См.98,134.
Грушницкий споткнулся, ветка, за которую он уцепился, изломилась…4 (М. Лермонтов).
Повеств., невоскл., сложное, с разными видами синт. связи: бессоюзной и подчинительной.
1-2. Бессоюзная связь (последов.), части соединены с помощью интонации.
2-3. Подчинит.св. 2-главн., 3-прид.,кот.наход.внутри гл.; придат.распростран.подлеж. в гл.ч., присоединяется союзн.сл. за которую, отвеч. на вопрос какая?, тип придат. - определит.
6
1 – двусост., полн., нераспр., неосложн.
2 – двусост., полн., нераспр., неосл.
3 – двусост., полн., распр., неосложн.
Между частями БСП ставится запятая (последов.), придат.часть отдел. двумя запятыми, т.к. находится внутр. главной части. В конце предлож. ставится точка.
[ ], [, (за которую ...), ]…
2
1
,.
3
, ,
!!!Дополнительно
Упражнение 210(3),стр.147. См. 134.
3. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь…4 потому что
2
1
Повеств., невоскл., сложное, бессоюзное, со значеним причины. : .
УЭ5(выходной контроль) (5мин.)
С.у. Графический диктант
Составьте схемы предложений, определите тип связи.
1. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера.
2. Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет.
Д.у. Лингвистическое конструирование
Из данных простых предложений сконструируйте сложные с сочинительной и подчинительной связью. Составьте схемы предложений.
1. От леса до шоссе они шли пешком.
2. Вот уже совсем близко подошли к селу.
В.у. Лингвистическое конструирование
Составьте предложение по данням схемам, определите тип связи.
1. [ ], и [ ]:[ ].2. [ ], (что ), [ ]. УЭ6(рефлексия, подведение итогов)
Техника «Рефлексивная мишень»
УЭ7(домашнее задание)
§31(ст.142,143),§32(знать последов. синт.разб.)
Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем модуле.
С.у. упр.205, стр.143.
Д.у. упр. 206, стр.143.
В.у. упр. 210(1,2), стр.147.
Карточка №1
Тест (БСП. Разделительные знаки в БСП)
Правильный ответ пометить крестиком в таблице
1. Я это сделаю так__ выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Толстой)
2. Любите книгу__ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Максим Горький)
3. Вдруг я чувствую__ кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)
4. Шестнадцать лет служу__такого со мной не бывало. (Л. Толстой)
5. Песенка кончилась__раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)
6. Ставнем стукнет__он вздрогнет и побледнеет. (М. Лермонтов)
7. Мелкий дождик сеет с утра__выйти невозможно. (И. Тургенев)
8. Лошади тронулись__колокольчик загремел__кибитка полетела. (А. Пушкин)
9. Между тем чай был випит__давно запряженные кони продрогли на снегу__месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. (М. Лермонтов)
10. Ты запела песню светлую__колокольчики звенят. (Л. Ошанин)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка №1
Тест (БСП. Разделительные знаки в БСП)
Правильный ответ пометить крестиком в таблице
1. Я это сделаю так__ выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Толстой)
2. Любите книгу__ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Максим Горький)
3. Вдруг я чувствую__ кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)
4. Шестнадцать лет служу__такого со мной не бывало. (Л. Толстой)
5. Песенка кончилась__раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)
6. Ставнем стукнет__он вздрогнет и побледнеет. (М. Лермонтов)
7. Мелкий дождик сеет с утра__выйти невозможно. (И. Тургенев)
8. Лошади тронулись__колокольчик загремел__кибитка полетела. (А. Пушкин)
9. Между тем чай был випит__давно запряженные кони продрогли на снегу__месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. (М. Лермонтов)
10. Ты запела песню светлую__колокольчики звенят. (Л. Ошанин)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка №1
Тест (БСП. Разделительные знаки в БСП)
Правильный ответ пометить крестиком в таблице
1. Я это сделаю так__ выкопаю подле самого камня большую яму, землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землёй. (Л. Толстой)
2. Любите книгу__ она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (Максим Горький)
3. Вдруг я чувствую__ кто-то берёт меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)
4. Шестнадцать лет служу__такого со мной не бывало. (Л. Толстой)
5. Песенка кончилась__раздались обычные рукоплескания. (И. Тургенев)
6. Ставнем стукнет__он вздрогнет и побледнеет. (М. Лермонтов)
7. Мелкий дождик сеет с утра__выйти невозможно. (И. Тургенев)
8. Лошади тронулись__колокольчик загремел__кибитка полетела. (А. Пушкин)
9. Между тем чай был випит__давно запряженные кони продрогли на снегу__месяц бледнел на западе и готов уже был погрузиться в черные свои тучи, висящие на дальних вершинах, как клочки разодранного занавеса. (М. Лермонтов)
10. Ты запела песню светлую__колокольчики звенят. (Л. Ошанин)
Таблица к карточке №1
Фамилия, имя класс отметка
1 , ; : –
2 3 4 5 6 7 8 9 10 Таблица к карточке №1
Фамилия, имя класс отметка
1 , ; : –
2 3 4 5 6 7 8 9 10 Таблица к карточке №1
Фамилия, имя класс отметка
1 , ; : –
2 3 4 5 6 7 8 9 10 Таблица к карточке №1
Фамилия, имя класс отметка
1 , ; : –
2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дидактический материал к модулю русского языка в 9 классе
по теме_____________________________________________________________
1. Работа с текстом №1
Задание: прочитайте текст, ответьте на вопросы:
- Каков стиль речи данного текста?
- Из какого произведения данный текст, кто его автор?
Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить. Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне, и вот вижу: слепой приостановился, потом повернул низом направо; он шёл так близко от воды, что казалось, сейчас волна его схватит и унесет; но, видно, это была не первая его прогулка, судя по уверенности, с какой он ступал с камня на камень и избегал рытвин. Наконец он остановился, будто прислушиваясь к чему-то, присел на землю и положил возле себя узел.
- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?
- Почему автор использует такие предложения?
2. Работа с текстом №2
Задания к тексту:
- Прочитайте текст, назовите произведение, его автора.
1) Я пр..гласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугу..ый чайник – единстве..ая отрада моя в путешествиях по Кавказу. 2) Сакля была пр..лепле..а одним боком к скале, три скользкие, мокрые ступени вели к её двери. 3) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). 4) Я (не) знал, куда деват..ся: тут блеют овцы, там ворчит собака. 5) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие (на)подобие двери. 6) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша оп..ралась на два закопче..ых стола, была полна народа. 7) Посередине трещал огонёк, разложе..ый на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крышу, ра(сс/с)тилался вокруг такой густой пеленою, что я долго (не)мог осмотрет..ся; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, весь в лохмотьях. 8) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.
- Какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор? Какие типы и виды предложений преобладают в тексте?
Схема «Типы и виды предложений»
3. Орфографическая пятиминутка
- Запишите слова с пропущенными буквами, группируя их по орфограммам (д.,в.у. приведите 2-3 примера)
1. Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий:
2. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-:
3. Не с глаголами:
4. ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах:
5. Написание производных предлогов:
6. Корни с чередованием гласной:
7. Удвоенная согласная на стыке морфем:
4. Работа с карточкой
Карточка №2
С.у. Графический диктант
Составьте схемы предложений, определите тип связи.
1. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера.
2. Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет.
Д.у. Лингвистическое конструирование 1
Из данных простых предложений сконструируйте сложные с сочинительной и подчинительной связью. Составьте схемы предложений.
1. От леса до шоссе они шли пешком.
2. Вот уже совсем близко подошли к селу.
В.у. Лингвистическое конструирование 2
Составьте предложения по данным схемам, определите тип связи.
1. [ ], и [ ]:[ ].2. [ ], (что ), [ ]. 5. «Рефлексивная мишень»