Методическая разработка профориентационного мероприятия


Департамент образования и науки Кемеровской области
ГОУ «Кузбасский региональный институт развития
профессионального образования»
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
НАЗВАНИЕ
методическая разработка профориентационного мероприятия:
День открытых дверей «Ключи от профессий»
(форма мероприятия: квест – игра)
Итоговая работа
Выполнили:
Е.С. Коробейникова,
Педагог дополнительного образования
ГОУ СПО «ТМТ» г. Таштагола.
Е.А. Кушнир,
Педагог – организатор,
ГОУ СПО «ТМТ» г. Таштагола.
Кемерово
2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………... . 4
Ход мероприятия (форма, название)….……………………………….... 6
Заключение………………………………………………………………... 10
Список литературы………………………………………………………... 12
Приложение 1……………………………………………………………….13
Приложение 2…………………………………………………………….…14
Приложение 3……………………………………………………………….15
Приложение 4……………………………………………………………….16
Приложение 5……………………………………………………………….17
Введение
Процесс нахождения смысла, ценности самостоятельно выбранной профессии. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения. Сформированность профессионального самоопределения является основным критерием эффективности работы по профориентации, которая реализуется посредством различных мероприятий соответствующей направленности.
Живая профориентация учащихся – это разговор, глубокий. С заходом ценности, в желания человека. И там, где идет разговор об отказах его, о нехотениях. Чтобы определить свое призвание – нужно услышать уникальную музыку в своей душе. Она звучит иногда очень тихо. У каждого человека свое призвание, не похожее на призвание соседа или брата. Оно всегда свое.
Для того чтобы школьник не ошибся в выборе профессии было создано на базе нашего техникума мероприятие: День открытых дверей «Ключи от профессий».
Целью мероприятия является формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда, прививая интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.
Задачи:
Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности.
Создать условия для повышения готовности подростков к социально профессиональному определению.
Место проведения: ул. Калинина, 16 (1 корпус)
Оборудование: Учебные мастерские, аудитории, столовая, актовый зал, ватман, фломастеры, карандаши, раздаточный материал, материалы для проведения мастер-классов, звуковое оборудование, ноутбук, конструктор.Время: 1-1,5 часа
Ожидаемый результат: В процессе игры играющие получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно, принимать решение, работать в команде. Получают глубокое представление о профессиях и специальностях техникума, что дает учащимся возможность более четко сформировать свой профессиональный выбор.
План мероприятия:
Подготовительный этап
Организационный этап
Ход мероприятия
Форма внеклассного мероприятия: игровая.
План:
Вступительное слово.
Конкурс.
Разминка - станция «Остров профессий»;
Станция «Горных специальностей»;
Станция «Коммерсант торговли»;
Станция «Повар-кондитер»;
Станция «Программист»;
Станция «Автомеханик»
Станция «Электромеханик»
Станция «Продавец»
Станция «Маляр-строитель»
3. Рефлексия
Заключительный этап
День открытых дверей «Ключи от профессий»
(форма мероприятия: квест – игра)
Мероприятие проводится в виде квест-игры.Quest (англ.) — поиск, предмет поиска.
Цель квеста — получить задание, выполнить его и получить награду.
Подготовительный этап
Для привлечения обучающихся в проведении дня открытых дверей проводится агитационная работа в общеобразовательных школах, школах интернатного типа, СМИ, досках объявлений: заранее сообщается о месте и времени проведения.
Организационный этап
Разрабатывается ход мероприятия. Заранее разрабатываются творческие практические задания для участников игры, информационный материал, маршрутные листы для прохождения по всем станциям, подготавливается необходимое оборудование, помещения для проведения квеста. Из числа преподавателей и студентов, обучающихся на старших курсах, назначаются ответственные на каждой станции, размещаются подсказки о направлении маршрута.
Ход мероприятия
Ведущий: (Приложение 1, слайд 1) Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В. В. Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы.
Мы сегодня с вами познакомимся с профессиями и специальностями, которым обучают в нашем техникуме. И знакомится, мы будем играя. Вы готовы к испытаниям?
Учащиеся: Да
Ведущий: Ну, тогда начинаем. Вам необходимо разгадать кроссворд, кто первым справиться с заданием том первый отправляется в путешествие.
Цель: актуализировать знания понятийного аппарата по теме «профессия». Повысить групповую активность, создать благоприятный климат внутри команды.
Время выполнения задания 10-15 минут
На станции №1 «Остров профессий» группе участников предлагается решить кроссворд. Группам выдаются бланки для заполнения кроссворда, вопросы. В ходе разгадывания кроссворда необходимо получить кодовое слово «ПРОФЕССИЯ». Группа, разгадавшая кроссворд получает маршрутный лист с заданием и временем для прохождения дистанции.
За каждой командой закрепляется куратор из числа студентов старших курсов, который помогает командам передвигаться по станциям.
Все основные участки маршрута носят название профессий: станция Горных ремонтников, станция Коммерсантов, станция Программистов и т.д.
На каждой станции студентов ожидают творческие и практические задания, связанные с профессией этой станции. После выполненного задания участники должны задавать вопросы о профессии, ответы должны фиксироваться в определенном бланке. На каждом этапе за выполненное задание участники получают ключ с кодовой буквой.
Станция «Горных специальностей»
Сейчас, дружок, вопрос такой:Скажи, как называютРабочего, что под землёйРуду нам добывает.
Ответ: Шахтер
Цель задания: Ознакомить учащихся с основными работами горных специальностей.
Группа учеников делиться на 5 команд. Им дается вагонетка, к ней привязан шнур с карандашом. Задача быстрее своего соседа с лева, или с права, накрутить на карандаш веревочку, чтобы вагонетка, пришла к финишу первой. Судьи, следят за всем и записывают результаты. После того ка они закрутили, добегают до своей команды, чикают. И бежит следующий. По последнему поднимаете руку, что команда закончила.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Время на выполнение упражнения: 7 минут
Станция «Комерсант».
Проводится упражнение «Реклама».
Цель упражнения: Развить креативность учащихся, дать представление о содержании специальности «Коммерция».
Время на выполнение упражнения: 7 минут
Всем известно, что главное в торговле – это продать товар. А всем давно известно, что двигатель торговли – это реклама. Реклама – это способ представить товар в самом выгодном свете, подчеркнуть его уникальность.
Группе предлагается, не глядя, выбрать предмет и подготовить рекламный слоган.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Станция «Повар-кондитер».
Проводится упражнение «Лучший кулинар».
Цель упражнения: познакомить учащихся с разнообразием деятельности профессии повара.
Время выполнения упражнения: 5 минут.
Повар готовил обед,А тут отключили свет.Повар рыбу беретИ опускает в компот.Бросает в котел поленья,В печку кладет варенье,Мешает суп кочережкой,Ужин бьет поварешкой,Сахар сыплет в бульон,И очень доволен он.То-то был винегрет,Когда починили свет!
Участникам необходимо угадать продукт по запаху или вкусу с закрытыми глазами.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Станция «Программист»
Цель: ознакомить учащихся с основными понятиями по специальности «Программист».
Время на задание: 5 минут.
Участникам игры предлагается познакомиться ознакомиться с основными понятиями по программированию в игровой форме. Учащиеся разгадывают ребусы и заносят ответы в карточку на компьютере.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Станция «Автомеханики».
Цель: ознакомить учащихся с содержанием профессии автомеханик.
Время на задание: 5 минут.
Участникам предлагается пройти экзамен на знание обозначений дорожных знаков в виде шуточного теста.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Станция «Электромеханик»
Цель: ознакомить учащихся с работами специальности «электромехаников».
Время на задание: 7 минут.
«Путаница» каждой команде выдается проводка «Веревка» вашему бригадиру нужно провести проводку по всей квартире. Остальная часть команды выстраивается в ряд, а ваш бригадир, через вашу одежду проводит проводку так, чтобы ее не было видно.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Станция «Продавец»
Цель: Метод шести пар обуви предоставляет нам набор типов действий, позволяющих быстро диагностировать ситуации и действовать в них с максимальной эффективностью.
Группа делиться на шесть подгрупп и выбирает себе 1 из пар обуви. Далее они готовят рекламу товара с точки зрения человека обутого в данную обувь. Если количество человек не большое, то группа делиться на три подгруппы и выбирает по две пары обуви.
Время на подготовку: 5 – минут.
Время на задание: 15 минут.
После чего каждая группа выступает от роли продавца.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.

Станция «Маляр-строитель».
Цель: Ознакомить учащихся с основными работами рабочей профессии маляр-строитель.
Каждой команде выдается колода карт. Вы под музыку начинаете строить дом. У кого получить выше тот и победил.
Время на задание: 5 минут.
После выполненного задания команда получает ключ с буквой кодового слова.
Заключительный этап
После прохождения всех станций участники возвращаются на исходную , на которой составляют кодовое слово, и демонстрируют бланки с ответами по профессиям ведущему.
Баллы начисляются за скорость прохождения дистанции, за информационную составляющую бланков.
Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги всех конкурсов.
Пока работает жюри для участников игры идет выступление творческих коллективов техникума.
По результату подсчета баллов объявляется победитель, и дарятся памятные подарки.
Заключение.
На заключительном этапе профильной ориентации предусматриваются работа со схемой альтернативного выбора профиля обучения, которая позволяет формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля. Важно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители. Это может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.
По результатам проведенной работы массив учащихся может быть дифференцирован по следующим, например, признакам:
способны ли подростки к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;
связывают ли профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
достигает ли необходимого уровня сформированность общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в профиле обучения и соответствующих ему вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
Для эффективной организации профильной ориентации необходимо использовать ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.
Итогом основного этапа профессионального ориентирования школьников является наличие обдуманного, реально обоснованного личного профессионального плана выпускника, позволяющего ответить на вопросы: «представителем какой профессии я хочу стать; в каком учебном заведении приобрету эту профессию; где я буду работать через несколько лет», и на всякий случай, подобрать запасной вариант профессионального образования.
Таким образом, профориентационная деятельность с учащимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на рынке труда рассматривается как процесс активный, многоступенчатый. В его реализации необходимо опираться на формы и методы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы учащимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств. Тесное сотрудничество общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного и профессионального образования, отраслевыми предприятиями и организациями, сферой малого, среднего и крупного бизнеса.
Список литературы
Батарщев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодежью [Текст] : практико-ориентированная монография».- Москва: Академия, 2011. 400 с. – (Библиотека школьного психолога).
Батарщев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи [Текст]: учеб. Пособие. – Москва: Академия, 2009.-129с – (Высшее образование).
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. [Текст] : учеб. Пособие. – Ростов-на-Дону : «Феникс» , 1996.-236с
Климов Е.А. Как выбирать профессию [Текст]: учеб. Пособие. – Москва: Просвещение,1990 -192с
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: – Москва: Просвещение, 1995 - 39с
Интернет-ресурсы по профориентации в Кемеровской области
Официальный сайт Департамента труда и занятости населения
http://www.fondp.ru/403
Раздел: «Государственные услуги» информация о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации; реестр образовательных учреждений, организаций;
рейтинг профессий (специальностей);
информационные материалы к областному Уроку занятости
Раздел «Работа для выпускников» содержит информацию о:
профессиях, востребованных на рынке труда области;
прогнозе потребностей экономики в квалифицированных кадрах в России на период до 2015 года;
10 самых востребованных профессий будущего;
стажировках для выпускников образовательных учреждений;
престижности профессий;
секретах правильного выбора профессии;
о подготовке кадров для туристской отрасли.
Информационном портал службы занятости населения Таштагольского района - http://czn-tash.ru/indexРаздел
Официальный сайт Департамент образования области - http://atr.my1.ru/index/glava/0-6