Конспект урока по биологии «Опорно-двигательная система»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1
Ф.И.О.
Кочурова Наталья Ивановна

2
Место работы
Бахиловский филиал ГБОУ СОШ с. Александровка м.р. Ставропольский

3
Должность
Учитель

4
Предмет
Биология и химии

5
Класс
8

6
Номер урока.Тема
№11 тема: «Опорно-двигательная система»

7
Базовый учебник
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев


Скелет человека. Осевой скелет.

Цели урока:
образовательные:
повторить функции опорно-двигательной системы, макро-и микроскопическое строение костей и их классификацию;
познакомить обучающихся со строением опорно-двигательной системы; раскрыть связь строения скелета с его функциями; выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих;
развивающие:
активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
воспитательные:
прививать обучающимся ценностное отношение к скелету и собственному здоровью.
Оборудование: проектор, компьютеры, таблицы «Опорно-двигательная система», презентация , модели скелетов человека и млекопитающих, карточки с заданиями –рисунками.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Как избежать заболеваний опорно-двигательного аппарата. Строение и функции скелета человека. Строение кости. Формирование и развитие костной системы. Позвоночник – “основа” нашего здоровья. Мышечная система. Значение физических упражнений для здоровья организма.
Прочитать слова
Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии... не остается безнаказанным, – оно влечет неизбежно за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии...
П.Ф. Лесгафт

III. Проверка домашнего задания: Тест
1.Костная ткань относится:
а) эпителиальной в) мышечной
б) соединительной г) нервной
2. Выберите правильный ответ:
а) Трубчатые кости имеют вид цилиндров с утолщенными краевыми концами.
б) Трубчатые кости имеют на поверхности тонкое компактное вещество, под которым находится губчатое вещество с красным костным мозгом.
3. Рост кости в длину происходит за счет:
а) надкостницы б) хрящевой ткани
в) плотного вещества г) губчатого вещества
4. Выберите 3 правильных ответа:
а) двигательную б) транспортную
в) опорную г) энергетическую
д) защитную е) выделительную
5. Заполните пропуски в предложении:
а) органические вещества придают костям______________________
б) неорганические вещества придают костям_____________________
IV. Переход к изучению нового материала.
В настоящее время в современном обществе большинство людей ведут малоподвижный образ жизни. Если в начале столетия человек за жизнь проходил пешком около 75 тысяч километров, то теперь едва осиливает 25 тысяч километров. Втрое меньше!
Развитие городского, автомобильного транспорта и таких средств передвижения, как лифты, эскалаторы и другие достижения эпохи научно-технической революции приводит к появлению гиподинамии – это состояние малоподвижности.
Между тем человеческий организм устроен так, что регулярно требует физической нагрузки. Действительно, вся жизнь человека связана с движением: если люди и не перемещаются в пространстве, в их органах, тканях и клетках все равно постоянно происходит движение атомов и молекул.
От повседневных нагрузок зависят и сила мышц, и эластичность связочного аппарата, прочность костей, активность обмена веществ, состояние и работа многих органов и систем нашего организма. Ограничение же физической активности неблагоприятно отражается на здоровье. Например, когда мышцы мало задействованы в работе, кровь с кислородом и питательные вещества в меньшем количестве поступают к ним, они становятся тоньше и слабее.
Из-за уменьшения мышечной массы уменьшается емкость всей сосудистой системы, сокращается число работающих капилляров в скелетных и сердечной мышцах. Поэтому человек не в состоянии справиться даже с небольшой физической нагрузкой.
Развиваются различные заболевания опорно-двигательного аппарата, слабость скелетных мышц и нарушения в работе сердечно-сосудистой системы. Одновременно происходит перестройка костей, деформация позвоночника, нарушение обмена веществ, накопление в организме жира, понижение устойчивости к инфекционным заболеваниям. У тех, кто мало находится в движении из костей и зубов вымывается кальций – кости становятся ломкими, а зубы приходится слишком часто лечить. Из-за гиподинамии ускоряется процесс старения организма.
Первым в истории народом, осознававшим роль физической активности в формировании здоровья человека, были древние греки. Они начали эпоху олимпийских игр, которые считались столь важными, что на время их проведения прекращалось ведение войн!
Теперь давайте рассмотрим опорно-двигательный аппарат, его структуру и функции, и определим, какое внимание надо уделять, чтобы обеспечить ему нормальное функционирование. Невозможно себе представить человека без опорно-двигательного аппарата. Скорее всего, он напоминал бы бесформенную массу неспособную к активному передвижению, а любая травма повреждала внутренние органы.
Тема сегодняшнего урока «Скелет человека. Осевой скелет» (запись в тетрадь).
Эпиграф к уроку (запись на доске)
«Из всех приключений,
уготовленных нам жизнью,
самое важное и интересное,
отправиться внутрь самого себя,
исследовать неведомую часть
себя самого».
Ф. Феллини
V. Изучение нового материала
Значение скелета. Скелет человека (от греческого skeletos – высохший, высушенный) является опорой тела.
У взрослого человека скелет состоит примерно из 200.
Строение скелета.



Схема на доске
Скелет
Осевой






Череп: функции и строение.
Скелет головы - череп состоит из двух частей: мозговой и лицевой. Кости мозговой части - лобная, две височные и затылочная - прочно соединены между собой. Они создают надежную защиту мозгу. Затылочная кость имеет большое отверстие. Сквозь него проходит спинной мозг. Через множество мелких отверстий в костях проходят нервы и кровеносные сосуды.
В лицевой части черепа наиболее крупные кости - это неподвижная верхнечелюстная и подвижная нижнечелюстная. На этих костях находятся зубы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рассмотрим скелет черепа на рисунках сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Запись в тетрадь: Внесите название костей черепа в рисунок карточки №1.
3. Скелет туловища: строение и функции
Теперь рассмотрим позвоночник – основу скелетной, мышечной и нервной систем. Он придает телу нужную форму, обеспечивает определенное расположение тела в пространстве и удерживает его в вертикальном положении.
Как же построен позвоночник? Это столб, состоящий из 33-34 позвонков, расположенных от основания черепа до таза. Он имеет 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый, – обеспечивающих ему упругость, что особенно важно при ходьбе, беге и прыжках. При резких движениях позвоночник пружинит, чему способствуют физиологические изгибы вперед и назад, и предохраняет спинной мозг от сотрясения.
Позвоночник в организме человека выполняет следующие функции:
1. Является опорой нашего тела, поэтому он должен быть крепким, чтобы выдержать нагрузки.
2. Обеспечивает двигательную активность головы и шеи, а также верхних и нижних конечностей, то есть всего тела.
3. Обеспечивает статику, что связано с нервно-мышечным аппаратом.
4. Защищает спинной мозг, от которого отходят нервы, обеспечивающие согласованную работу скелетно-мышечной системы и внутренних органов.

Рассмотрим скелет туловища на рисунках сайта единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
Запись в тетрадь: Внесите название костей туловища в рисунок карточки №2.
VI. Закрепление знаний:
А) В рабочей тетради выполнить задание 9 и 12 стр.21
Б) Каковы особенности осевого скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
В) Найдите и покажите на себе место расположения костей черепа и туловища.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








VII. Итоги урока. Рефлексия.
Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?
VIII. Домашнее задание:
параграф 11, ответить на вопросы, на странице 30 рабочей тетради ответить на вопросы теста по теме урока, работать с сайтом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Осевой

Добавочный

Череп

Скелет туловища туловищ

Позвоночник

Грудная клетка

Пояса конечностей конечностей

Свободные конечности

Плечевой
пояс


Тазовый
пояс

Скелет
руки

Скелет ноги



Заголовок 1 Заголовок 215