Практическая работа для обучающихся 8 класса по теме Опорно — двигательная система
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ»
Используя инструкцию, выявить среди участников своей группы:
Боковые искривления
Сутулость
Нарушения поясничного изгиба позвоночника
Сделать выводы о правильности осанки участников проводимого исследования
Наличие нарушения
Результаты наблюдений
Вывод
Выявление боковых искривлений
Углы лопаток на одном уровне
Один плечевой сустав расположен выше другого
Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны
Задание отростки позвонков образуют прямую линию
«Да» или «Нет»
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Определение сутулости
Мерной лентой (сантиметром) измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча в области плечевых суставов левой и правой руки:
А) со стороны груди
Б) со стороны спины
Разделите первый результат на второй.
Чем меньше дробь, тем сутулость больше. Если частное близко к 1, то это норма.
А____________________
Б_____________________
А:Б___________________
______________________
Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника
Встаньте спиной к стене.
Просуньте ладонь между стеной и поясницей
Попробуйте просунуть кулак.
Если последнее удастся, то осанка нарушена.
Норма:________________
Осанка нарушена:
________________________
________________________
ВЫВОД:
Количество исследуемых_____________________________________
Количество боковых искривлений_____________________________
Количество сутулых_________________________________________
Количество нарушений поясничного изгиба_____________________
ОБЩИЙ ВЫВОД: (о состоянии осанки среди исследуемых)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛОСКОСТОПИЯ
Общая проверка на плоскостопие:
Расставляем точки, как показано на рисунке: А- центр подушечки большого пальца, С- точка между подушечками 2-го и 3-го пальцев, В- центр пятки. Строим треугольник.
Смотрим на результат:
а) Если треугольник практически целиком лежит на отпечатке - плоскостопие (больше 61% поверхности),
б) Если треугольник частично прикрывает след - уплощение (51-60%),
в) Если треугольник практически не попадает на среднюю часть следа - НОРМА (35-50%)!!!
Практическая работа: «Соответствие характеристик рабочего места антропометрическим показателям ученика»
Цель работы: физиологическое обоснование правильной рабочей позы школьника за партой.
Задача: определение основных показателей, характеризующих санитарно-гигиеническое состояние рабочего места.
Антропометрические измерения и измерения мебели
Антропометрические измерения (см)
Размеры мебели (см)
Санитарно-гигиеническая норма (см)
Длина голени до подколенной ямки (А)
Высота стула от пола до сиденья (а)
а = А + 2
Длина бедра согнутой ноги от колена до головки бедренной кости (Б)
Глубина сидения (б)
б = от 3/4 Б до 2/3 Б
Передне-задний диаметр грудной клетки (В)
Расстояние от спинки стула до переднего края стола (в)
в = В + Б
Длина предплечья и кисти (Г)
Ширина одного рабочего места крышки стола (г)
г = 2Г + 4
Расстояние от поверхности сидения до локтя свободно опущенной руки сидящего (Д)
Расстояние по вертикали от крышки стола до сидения стула (д)
д = Д + 5
Сиденье должно заходить за край стола на 5–6 см (е)
Ученики делают выводы о соответствии своих антропометрических показателей размерам школьной ученической мебели
Выводы (на примере ученика Петрова):
1. Высота стула соответствует санитарно-гигиеническим нормам. 2. Глубина сиденья составляет 2/3 длины бедра, что соответствует норме. 3. Расстояние от спинки стула до переднего края стола не соответствует норме. 4. Ширина рабочего места равна 122 см. Этого расстояния не хватает для удобного расположения двух учащихся на рабочем месте. 5. Показатель д равен 27 см, и этот параметр соответствует норме.
Рисунок 31015