Открытый урок по познанию мира на тему «Нос. Язык. Кожа»
Предмет: познание мира
Класс: 1
Тема: «Нос. Язык. Кожа»
Цель: ознакомление с органами чувств.
Задачи:
1. познакомить с органами обоняния, вкуса, осязания;
совершенствовать технику чтения;
отрабатывать умение моделировать фразу;
2. развивать зрительную память;
3. воспитывать эмоциональную адекватность.
Оборудование:
картинки с изображением органов человека: уши, ноги, нос, глаза, руки;
карточки со словами, словосочетаниям, буквами;
предметы для игры “Ароматы и запахи”: духи, чеснок, апельсин;
маленькое зеркало;
продукты для игры “Угадай по вкусу”: банан, яблоко, апельсин, конфета;
предметы для игры “Определи на ощупь”: камушки, мягкая игрушка, резиновый мячик.
План урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала
Введение в тему.
Изучение нового материала.
Физминутка.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.
- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь. Поздоровайтесь кивком головы.
- «Здравствуйте!» Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.
Посмотрите – ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
1. У нас сегодня на уроке гости. Покажем, как мы работаем?
2. Повторение пройденного
– На прошлом уроке мы говорили об органах чувств. Какие органы чувств мы узнали? (Глаза.) Для чего нужны глаза? Как сохранить хорошее зрение? Для чего нам уши? Как сохранить хороший слух?
Упражнение на развитие памяти.
– А сейчас мы с тобой поиграем. (Карточки, на которых изображены ноги, уши, глаз, руки, нос) Это что? Запомни, как лежат картинки. Сейчас ты закроешь глаза. Я поменяю картинки местами, а ты скажешь, что изменилось. Запомнила? Теперь закрывай глаза. Что изменилось?
Упражнение в установлении логических связей.
– Перед тобой 2 столбика слов:
ходим уши
смотрим глаза
ощущаем запахи руки
пишем нос
слышим ноги
К каждому слову из левого столбика надо найти пару из правого. Для этого сначала прочитай слова справа. Теперь читаем слово из левого столбика и находим ему пару. Теперь с каждой парой слов составим предложение так, чтобы слова дружили.
- Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.
- Вы внимательно посмотрели видеоролик, скажите, пожалуйста, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как человек воспринимает окружающий мир?
- Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.
1.У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (уши)
2.Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит. (глаза)
3.Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа)
4.Между двух светил
В середине я один. (нос)
5.Всегда во рту,
А не проглотишь. (язык)
4.
– Что мы будем изучать сегодня? Вы сами догадаетесь.. (Таблица с изображением геометрических фигур. Отдельно вырезанные такие фигуры с написанными в них буквами. При наложении карточек с буквами на контуры в таблице появляется тема урока: НОС. ЯЗЫК. КОЖА)
– Сегодня мы узнаем, зачем человеку нужны нос, язык, кожа.
5.
– Как ты думаешь, что у меня в коробочке? (Духи.) Как ты догадалась? (Понюхала.) Чем? (Носом.) Нос – это орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость : аромат цветов, чистого воздуха после дождя, хвойного леса Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. А какие запахи нравятся тебе?
– Поиграем в игру “Ароматы и запахи”. Закрой глаза. Понюхай. Отгадай, что это. Скажи, нравится тебе такой запах или нет.
– Но нос нам помогает только тогда, когда он чистый, т.е. когда в нём не скапливается слизь, грязь. Для этого его надо ежедневно прочищать, т.е. высмаркиваться во время утреннего туалета. Утром, когда ты умываешься, не забывай обязательно прочищать нос – тогда ты сможешь чувствовать ароматы вокруг. Надо оберегать себя от простуды, потому что при насморке человек плохо чувствует запахи. Что же делать, если вдруг заболел?
6.
– У какого сказочного героя был длинный нос? Встань и представь, что ты – Буратино.
Буратино потянулся
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Видно, ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать, присесть, подпрыгнуть, хлопнуть, сесть.
7.
– У меня 2 баночки. В одной – соль, в другой – сахар. Но, где что, я забыла. Ты можешь определить? Как? Что тебе поможет? Язык – это орган вкуса. Он помогает нам отличить горькое от сладкого, кислое от солёного, вкусное от невкусного. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей. На языке расположены особые вкусовые сосочки. Это они помогают нам различать вкус пищи. Возьми зеркало и рассмотри свой язык. Видишь эти сосочки? А теперь проверим, как ты с их помощью отгадаешь, что я дам тебе попробовать. Закрывай глаза. Открывай рот. Пробуй. Что это?
– 3) Игра " Волшебный мешочек".
- На ощупь, не заглядывая в мешок, определить фрукт.
- С помощью какого органа нам удалось определить фрукт на ощупь?
Кожа – это орган чувств. Она может “рассказать” нам о том, что нас окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь – с помощью кожи. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета. Кожа предупреждает нас и об опасности. Вот ты прикоснёшься к горячему предмету и тут же отдёргиваешь руку. Почему? Потому что кожа мгновенно подала сигнал: берегись, горячо! А на морозе она нам подсказывает: очень холодно, не обморозь пальцы! Способность человека чувствовать прикосновения, боль, тепло и холод называется осязанием. Кожа – орган осязания. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания.
– Поиграем в игру “Что это?”. С закрытыми глазами ты должна определить, что за предмет у тебя в руках.
Закрепление новой темы:
Работа по учебнику с.106
а) Чтение текста учителем.
б) Вопросы по прочитанному.
в) Пересказ учениками содержания текста.
2. Работа с иллюстрациями учебника.
3. Объясни смысл пословицы:
Слово не воробей, вылетит не поймаешь. Слово может убить человека. Хорошее слово полсчастья.
4. Дидактическая игра «Часики»
Цель: научить детей правильно выполнять упражнения для языка
Описание игры Педагог предлагает детям приоткрыть рот. Губы растянуть в улыбку. Узким копчиком языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта. Педагог читает стихотворение, дети выполняют упражнения при помощи языка.
Ротик шире открывай.
Язычок вперед давай.
Влево, вправо,
Тик да так.
Время точно на часах.
Шире рот мы открываем.
Язык вправо направляем.
Еще шире открываем.
Язык влево направляем.
Влево - вправо, влево вправо.
Копчик языка, поспевай за нами.
Язычок и так и сяк.
Это часики висят.
Вывод: органы чувств (обоняния, вкуса, осязания, зрения, слуха) тесно взаимосвязаны. С их помощью человек
познает окружающим мир во всей его красе
Орган слуха
кожа
Орган обоняния
глаза
Орган вкуса
уши
Орган осязания
нос
Орган зрения
язык
Подведение итогов.
Один говорит, двое глядят да двое слушают. (Язык, глаза, уши).
Домашнее задание а) с.106-107