Конспект занятия кружка Азбука здоровья на тему Уроки Мальвины. Правила поведения в столовой


Дата:__________________
Тема. Уроки Мальвины. Правила поведения в столовой.
Цель: привить первоначальные навыки правильного поведения и речевого общения в общественных местах.
Планируемые результаты. Предметные: познакомятся с правилами поведения в столовой. Личностные: будут развивать культурно – гигиенические навыки.
Метапредметные: регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на занятии;
познавательные: получат возможность перерабатывать полученную информацию; коммуникативные: будут развивать умение работать в парах.
Оборудование: сюжетные картинки, листы бумаги, ручки.Ход урока
1. Организация класса.
Игра «Глаза в глаза»
- Посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь. Пожелайте мысленно здоровья.
2. Мотивация и целеполагание.
- Вспомни, от чего зависит наше здоровье?
- Какие советы Доктора Здоровая Пища ты запомнил?
- А теперь послушайте сказку.
Жила-была девочка Даша. Пошла она одна лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти? » « Входи!- ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками».
Девочка вошла и не успела сделать и двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколов на вилку котлету, стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.
« Фу, как противно! — подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот».
И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.
« Как вам не стыдно, так некрасиво есть!» — в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
« Извините, - вздохнула Даша, — но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной». И ушла.
- Ребята, подумайте: что эти дети делали неправильно?
- Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в тех ситуациям, которые могут возникнуть во время еды. Определим правила поведения в столовой.
- Какие цели мы поставим перед собой?
3. Открытие нового знания
- Мы с вами на прошлых занятиях говорили о правилах поведения на переменах. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой? Послушайте рассказ о том, как Федин класс завтракал.
Чтение отрывка
Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут завтракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что при этом нельзя толкаться и шуметь. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки.
- Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала:
- Мне очень стыдно за тебя Слава. Извините, Анна Петровна…
- Дети, почему Елена Николаевна так сказала? Почему она извинилась за Славу? (Ответы детей) Да, правила культурного поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит другим. Это во-первых. А самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботиться. Вот почему Елена Николаевна извинилась перед Анной Петровной за своего ученика.
- Ничего, - сказала Анна Петровна, - он и сам уже понял, что нехорошо получилось, правда, Слава?
Слава покраснел и опустил голову.
- Мне надо еще чаю, - громко сказал Федя, протягивая свой стакан.
- И мне! – крикнул Витя. И они стали пить чай.
А Елена Николаевна сказала:
- Когда мы вернемся в класс, мы поговорим о том, как следует вести себя за столом. Оказывается, не только Слава не знает этих правил.
- Ребята, о каких правилах поведения будет говорить Елена Николаевна со своими учениками? Какие замечания она сделает Вите и Феде? Да, пожелав ещё чаю, они должны были обратиться к Анне Петровне так, как это принято. В русском языке есть прекрасные слова: пожалуйста, будьте добры, которыми мы выражаем свою просьбу. Это очень важное правило культуры речи и поведения. Каждый воспитанный человек должен его помнить.
А ещё о каком правиле забыли Витя и Федя? Да, они не поблагодарили Анну Петровну. Что должны сказать все дети, вставая из-за стола после завтрака? Не забывайте делать это и вы.
Обсуждение ситуаций.
- Сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
1) Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы? Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, — поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
2)Можно ли разговаривать за столом?
Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, и лишь после этого принимайся за следующий кусок.
- Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы. Такие советы дал, Григорий Остер в своем стихотворении.
Коли друг на день рождения пригласил тебя к себе,
ты оставь подарок дома, пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет,
Выбирай куски поменьше, чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками, ложкой больше зачерпнешь.
Коли вдруг дадут орехи, сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье - трудно будет вынимать.
Если руки за обедом Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно их под стол,
И там спокойно вытирайте ваши руки об соседские штаны.
Если вас зовут обедать, гордо прячьтесь под диван,
Если все-таки достанут и за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку, выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками, падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте — пусть прилипнут к потолку.
4. Закрепление изученного.
Работа в парах.
- Составьте памятку о правилах поведения в столовой.
Памятка “Правила поведения в столовой”.
Перед едой вымой руки с мылом.
Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу.
Не ставь локти на стол.
Не разговаривай с полным ртом.
Используй салфетку.
Убери грязную посуду.
Поблагодари.
5. Итог занятия. Рефлексия.
- Что нового узнали? Чему научились?
- Удалось ли достичь поставленных целей?