Урок — исследование по познанию мира на тему Кожа — орган осязания

- Мы не знаем, что нужно нарисовать в графе орган осязания. Мы столкнулись с проблемой. Её вы и должны решить в ходе нашего исследования. (Открывается часть темы: «орган осязания»)
- А что такое «осязание»? Чтобы это узнать и навсегда запомнить, возьмите рабочий лист №2, внимательно прочитайте и выполните задание.

Карточка 2 Установите соответствия:
(соедини стрелками левый столбик с правым)

Способность видеть


Вкус


Способность различать
звуки


Осязание


Способность чувствовать
запахи


Слух


Способность чувствовать прикосновения, боль,
а также тепло и холод



Зрение



Способность различать сладкую, горькую, кислую и солёную пищу




Обоняние


Сделай вывод: Что такое осязание?
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
(после данной работы ребята делятся своими выводами)
III. Выдвижение гипотез:
- А давайте предположим, какой орган может быть органом осязания?
(все предложенные детьми гипотезы учитель записывает на доску)
IV. Формирование новых знаний. Практическая работа:
- Сейчас я предлагаю вам встать в круг и провести эксперимент. А чтобы было интересно, давайте на время отключим один из органов чувств. Например, зрение. Наденьте повязки и вытяните руки вперед. (Учитель прикасается к каждой руке меховым воротником, холодной бутылкой к шее, массажерами для спины и головы, кого-то может обнять, погладить по голове и т.п.)
- Снимите повязки. Что происходило? Что вы чувствовали? (по возможности выслушать всех) А что вам помогло почувствовать все эти прикосновения? Какой вывод можно сделать? Что является органом осязания?
(открывается первая часть темы «Кожа»)
- А теперь давайте вернёмся к нашим гипотезам и проверим, есть ли среди них верная?
(неподтвержденные гипотезы стираются )

V. Закрепление.
1. Игра «Угадай цифру» . Одному из учеников учитель на спине пальцем рисует цифру, а ребёнок должен угадать, какое число задумали.
2. Продолжаем исследовать. С закрытыми глазами дети (по очереди) определяют предметы на ощупь и сравнивают их.
Мяч футбольный и маленький мягкий мячик
Диск компьютерный и монета
Деталь конструктора (объемный треугольник и вырезанный квадрат из картона)
Различной длины и ширины линейки и т.п.

- К какому выводу мы пришли?
(на доске появляется первый вывод: Даже с закрытыми глазами можно определить на ощупь форму и размер, температуру и качество предметов )
- А представьте человека без кожи? Что было бы с организмом? Какую ещё функцию выполняет кожа? (открывается второй вывод: Кожа выполняет защитную функцию организма)
- Теперь вспомните, что происходит с кожей после активного физического труда, уроков физ.культуры, игры в футбол? Вернёмся в наш круг и посмотрим через увеличительное стекло на кожу. – Что увидели? К какому выводу пришли?
(У кожи есть поры) Садимся на места.
- А если мы случайно повредили кожу: поранили коленку, порезались ножом или бумагой – что произойдет с кожей через некоторое время? Значит (Кожа может восстанавливаться)
3. Работа с картинками:
- Сравните два лица (две руки) и определите где (слева или справа?) здоровая кожа?
- Почему вы так решили? (увидели изменения)
- Что подсказывает нам кожа? (открывается последний вывод: Кожа может предупреждать об опасности)

VI. Подведение итогов урока:
Основные выводы по теме:
- какова была тема урока?
- что нового узнали?
- что такое осязание?
- какие функции выполняет кожа?

2. Игра «верные и неверные утверждения» (отвечают да или нет)
Кожа – это орган ( )
Кожа – это орган обоняния ( )
Кожа – это орган осязания ( )
С помощью кожи можно слышать ( )
Кожа может восстанавливаться ( )
Кожа не защищает человека от окружающей среды ( )
Через кожу пот не выделяется ( )
Кожу нужно беречь ( )

3.Инструктаж Д/З : 1 уровень - стр.52 читать.
2 уровень – прочитать, придумать правила
«как сберечь свою кожу»



















Рисунок 1    Ўµ‹•‹d]R=5/ФЛЇ»ЈoREVOIQVЉMP%*A@I];65?@3+'3Rї·rcPE620(!KnђЭћalQQF.*$14™ЉsveB)"*$ #"5 @`ЂАРисунок 215