Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы Страна здоровья
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Талалихинская начальная школа-детский сад»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Талалихинской НШДС
_____________________ Свиридова Е.А.
Пр .№___ от «___»____________ 2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
секция «Страна здоровья»
4 класс
Составитель: Борисов Александр Сергеевич
Учитель физической культуры
2016 г
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Организация деятельности
Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 45 минут). Возраст детей 9-10 лет
Данная программа строится на принципах:
-Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
-Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Основные формы и средства обучения:
Изучение программного материала проходит на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
-чтение стихов, сказок, рассказов;
-постановка сценок, спектаклей;
-прослушивание песен и стихов;
-разучивание и исполнение песен;
-организация подвижных игр;
-проведение опытов;
-выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества»
Планируемые результаты реализации программы
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Третий уровень результатов (4 год)— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Личностные УУД
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
-воспитывать любовь и уважение к окружающим;
-сблизить и сплотить детский коллектив;
-развивать самооценку у младших школьников;
-научить анализу собственных действий и поступков;
-научить планированию действий;
-развивать устную речь учащихся;
-развивать творческие способности;
-привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций;
Познавательные УУД
-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.
-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
-учиться отличать верно, выполненное задание от неверного
Коммуникативные УУД
-проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с -учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее -обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные УУД
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и -условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Учебно-тематический план.
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические Практические
1 Наше здоровье. 4 2 2
2 Что зависит от моего решения. 16 3 13
3 Мы одна семья 3 2 1
4 Повторение 11 1 10
ИТОГО 34 8 26
Содержание программы
Тема 1. Наше здоровье. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Игра «Твоё имя». Работа со стихотворением Дж. Родари. Игра «Кто больше знает?» Игра «Что? Зачем? Как?» Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Игра «Назови возможные последствия». Игра «Комплимент».
Тема 2. Что зависит от моего решения. Игра «Давай поговорим». Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение».Игра «Волшебный стул». Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Игра «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». Игра «Зеркало и обезьяна». Игра «Продолжите предложение». Работа со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Работа с плакатом «Дерево решений». Игра «Выбери правильный ответ». Игра «Давай поговорим». Игра «Сокровища сердца». Игра «Беседа по кругу». Игра «Выбери ответ». Игра «Список проблем». Творческая работа с деревом решений. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». Игра «Пирамида». Игра «Давай поговорим».
Тема 3. Мы одна семья. Игра «Противоположности». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. Анализ ситуации в рассказе К. Д. Ушинского «Сила не право». Игра «Продолжи предложение».
Тема 4. Повторение. Игры и соревнования. Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. Игра «Пословицы запутались». Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Игра «Угадай сказку». Праздник чистоты с Мойдодыром. Игра «Три движения». Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Игра «Угадай». Игра «Кто больше знает?». КВН «Наше здоровье» Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник) Посещение медицинского кабинета. Игра «Письма».
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Наименование разделов Наименование тем Планируемые сроки Фактические сроки
1 Наше здоровье. ( 4 часа) Что такое здоровье? 1.09.16 2 Что такое эмоции? 8.09.16 3 Чувства и поступки 15.09.16 4 Стресс 22.09.16 5 Что зависит от моего решения. ( 16 часов)
Учимся думать и действовать 29.09.16 6 Учимся находить причину и последствия событий 06.10.16 7 Умей выбирать 20.10.16 8 Принимаю решение 27.10.16 9 Я отвечаю за свои решения 03.11.16 10 Ох, эти вредные привычки 10.11.16 11 Подвижные игры 17.11.16 12 Умей сказать НЕТ 01.12.16 13 Как сказать НЕТ 08.12.16 14 Подвижные игры на свежем воздухе 15.12.16 15 Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения 22.12.16 16 Волевое поведение 29.12.16 17 Подвижные игры на свежем воздухе 12.01.17 18 Подвижные игры 19.01.17 19 Конкурс рисунков "Я за здоровый образ жизни! 26.01.17 20 Ответственное поведение 02.02.17 21 Мы одна семья ( 3 часа) Кто может считаться настоящим другом 09.02.17 22 Мальчишки и девчонки 16.02.17 23 Моя семья 02.03.17 24 Повторение (11 часов) Дружба 9.03.17 25 День здоровья 16.03.17 26 Умеем ли мы правильно питаться? 23.03.17 27 Я выбираю кашу 30.03.17 28 Чистота и здоровье 06.04.17 29 Откуда берутся грязнули? 20.04.17 30 Чистота и порядок 27.04.17 31 Будем делать хорошо и не будем плохо 04.05.17 32 КВН «Наше здоровье» 11.05.17 33 Я здоровье берегу – сам себе я помогу. 18.05.17 34 Будьте здоровы! 25.05.17 Перечень учебно-методического обеспечения,
Для осуществления образовательного процесса по программе «Страна Здоровья» необходимы следующие принадлежности:
-спортивный инвентарь;
-подборка видеофрагментов;
-подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
-компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- кегли
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
Литература
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2011г.
2. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. - М. : Просвещение, 2011г. 3. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011г. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2011г.
4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 2011г.
6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО_____
Протокол №___ от"_____"__________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ОВВВР
______________/Борисова Ю.С./
"______"___________2016г.