Рабочая программа по внеурочной деятельности для начальной школы Страна здоровья


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Талалихинская начальная школа-детский сад»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Талалихинской НШДС
_____________________ Свиридова Е.А.
Пр .№___ от «___»____________ 2016 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
секция «Страна здоровья»
2 класс
Составитель: Борисов Александр Сергеевич
Учитель физической культуры
2016 г
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
-сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
-формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
-обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
-научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
-добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Организация деятельности
Программа разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 45 минут). Возраст детей 7-8 лет
Данная программа строится на принципах:
-Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
-Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
-Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Основные формы и средства обучения:
Изучение программного материала проходит на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
-чтение стихов, сказок, рассказов;
-постановка сценок, спектаклей;
-прослушивание песен и стихов;
-разучивание и исполнение песен;
-организация подвижных игр;
-проведение опытов;
-выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества»
Планируемые результаты реализации программы
Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Личностные УУД
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
-воспитывать любовь и уважение к окружающим;
-сблизить и сплотить детский коллектив;
-развивать самооценку у младших школьников;
-научить анализу собственных действий и поступков;
-научить планированию действий;
-развивать устную речь учащихся;
-развивать творческие способности;
-привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций;
Познавательные УУД
-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.
-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на -уроке;
-учиться отличать верно, выполненное задание от неверного
Коммуникативные УУД
-проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Метапредметные УУД
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Учебно-тематический план.
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Количество часов
Теоретические Практические
1 Почему мы болеем 2 2 2
2 Кто и как предохраняет нас от болезней. 8 1 7
3 Как защититься от…
10 3 7
4 Первая помощь
10 3 7
5 Сегодняшние заботы медицины.
4 2 2
ИТОГО 34 11 23
Содержание программы
Тема 1. Почему мы болеем. 
Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» Тест «Твоё здоровье». Практическая работа «Помоги себе сам».
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней. 
Режим дня. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки». Встреча с докторами Здоровья. Игра «Вставь словечко». Мудрые слова доктора Свежий Воздух. Самоанализ здоровья.Игра – соревнование «Кто больше знает?». Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…» Игра «Полезно – вредно». Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова. Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома.
Тема 3.Как защититься от…
Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!». Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Правила безопасности поведения в транспорте. Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Беседа «Чем опасен огонь?» Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре». Повторение правил поведения при пожаре в доме. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Правила обращения с животными.
Тема 4. Первая помощь Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами. Первая помощь при отравлениях. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».  Признаки теплового удара. Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Игра «Полезно – вредно».Признаки растяжения связок и вывихакостей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах. Виды переломов. Практическая работа в парах. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Беседа по теме. Если соринка попала в глаз.. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы». Рассказ учителя. Признаки укуса змеи. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.
Тема 5. Сегодняшние заботы медицины. Рассказ учителя о неизлечимых болезнях века. Тест «Оцени себя сам». Урок – праздник «В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь!»
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Наименование разделов Наименование тем Планируемые сроки Фактические сроки
1 Почему мы болеем. (2 часа)  Причина болезни 2.09.16 2 Признаки болезни 09.09.16 3 Как здоровье? 16.09.16 4 Кто и как предохраняет нас от болезней.  ( 8 часов) Как организм помогает себе сам 23.09.16 5 Здоровый образ жизни 30.09.16 6 Какие врачи нас лечат 07.10.16 7 Инфекционные болезни 21.10.16 8 Прививки от болезней 28.10.16 9 Какие лекарства мы выбираем 11.11.16 10 Домашняя аптека 18.11.16 11 Как защититься от… (10 часов) Отравление лекарствами 02.12.16 12 Пищевые отравления 09.12.16 13 Если солнечно и жарко 16.12.16 14 Если на улице дождь и гроза 23.12.16 15 Опасность в нашем доме 30.12.16 16 Как вести себя на улице 13.01.17 17 Вода - наш друг 20.01.17 18 Как уберечься от мороза 27.01.17 19 Чтобы огонь не причинил вреда 03.02.17 20 Чем опасен электрический ток 10.02.17 21 Первая помощь (10 часов) Травмы . Укусы насекомых 22 Что мы знаем про собак и кошек 17.02.17 23 Отравление ядовитыми веществами 3.03.17 24 Отравление угарным газом 10.03.17 25 Как помочь себе при тепловом ударе 17.03.17 26 Растяжение связок и вывих костей 24.03.17 27 Переломы 31.03.17 28 Если ты ушибся или порезался 07.04.17 29 Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело 21.04.17 30 Укус змеи 28.04.17 31 Сегодняшние заботы медицины.  (4 часа) Расти здоровым 05.05.17 32 Воспитай себя 12.05.17 33 Я выбираю движение 19.05.17 34 Я выбираю жизнь Перечень учебно-методического обеспечения,
Для осуществления образовательного процесса по программе «Страна Здоровья» необходимы следующие принадлежности:
-спортивный инвентарь;
-подборка видеофрагментов;
-подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
-компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
Спортивный инвентарь:
- мячи разных размеров
- кегли
- обручи
- скакалки
- набивные мячи
Литература
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2011г.
2. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. - М. : Просвещение, 2011г. 3. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011г. Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2011г.
4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 2011г.
6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
7. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,2005г.
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО_____
Протокол №___ от"_____"__________2016г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ОВВВР
______________/Борисова Ю.С./
"______"___________2016г.