Рабочая программа по биологии 9 класс элективный курс

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа имени С.М.Кирова»
города Карачева Брянской области

Рассмотрено.
Руководитель
методического
объединения учителей
________________________

_______/________________/
ФИО
Протокол № ________
от «___» __________ 2016 г.
Согласовано.
Заместитель
директора по УР

________/________________/
ФИО

«___» _____________ 2016 г.

Утверждаю.
Директор школы


________/__________________/
ФИО

Приказ № _______
от «___» ____________ 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
по биологии


ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


Всего часов на учебный год: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час


Составитель программы:
Жигальцова Людмила Александровна

квалификационная категория: высшая
стаж работы: 25 лет
Рабочая программа элективного курса по биологии составлена на основе программы по биологии, подготовленной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Содержание курса реализуется посредством применения следующих учебных и методических пособий:
Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс.-М.: ВАКО, 2009.
Подготовка к ГИА-2017: учебно-методическое пособие/ Кириленко А.А., Колесников С.И., Даденко Е.В.-Ростов н/ Д: Легион, 2016.
Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы.-М.: Вентана-Граф, 2008.
Биология. 9-й класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / авт.-сост. С.Б. Циклов.- Ярославль: Академия развития, 2015.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. – М.:, Вентана-Граф, 2009.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М.: «Просвещение», 1995.
Учебники по биологии 6-8 классы под ред. Пономаревой И.Н., издательство Вентана-Граф

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:
Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина), учения В.И.Вернадского о биосфере, сущность законов Г.Менделя.
Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов, вида и экосистем.
Естественную классификацию органического мира.
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере.
Закономерности наследственности и изменчивости.
Механизмы эволюционного процесса.
Учащиеся должны уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ГИА, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах.
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности.
Сравнивать биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы, биологические процессы и делать выводы на основе сравнения.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические занятия, посвященные решению биологических задач, тестирование.
Содержание учебной программы

Тема 1. Многообразие живых организмов (15 ч.)
Царство Прокариоты. Архебактерии. Настоящие бактерии.
Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология.
Царство Растения. Общая характеристика. Классификация растений. Ткани и орг
·аны высших растений. Вегетативные и генеративные органы. Размножение растений. Низшие растения: Водоросли. Отделы высших растений: Мхи, Папоротниковидные, Голосеменные, Покрытосеменные. Классы Покрытосеменных растений: двудольные и однодольные. Семейства Покрытосеменных растений (Розоцветные, Бобовые, Крестоцветные, Сложноцветные, Пасленовые, Злаковые, Лилейные).
Царство животные. Общая характеристика. Подцарство Простейшие (Одноклеточные). Подцарство Многоклеточные. Тип Кишечнополостные.Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Рыбы. Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

Тема 2.Человек и его здоровье (5 ч.).
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности. Опорно-двигательная система. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система и обмен веществ. Витамины. Нервная система и органы чувств (орган зрения, слуха, обоняния). Высшая нервная деятельность.
Тема 3.Признаки живых систем (11 ч.)
Клетка – элементарная биологическая система. Химическая организация клеток. Обмен веществ и энергии в клетке. Строение и функции органоидов клетки. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. Закономерности наследственности и изменчивости организмов. Законы Г. Менделя. Взаимодействие генов. Сцепленное наследование. Генетика пола. Закономерности изменчивости. Генетика и селекция.
Тема 4. Эволюция живых организмов ( 4 ч)
Основные положения теории Ч. Дарвина. Макроэволюция. Микроэволюция.
Тематическое планирование

№ п/п
Темы
Количество часов

1
Многообразие живых организмов
15

2
Человек и его здоровье
5

3
Признаки живых систем
11

4
Эволюция живых организмов
4


Итого
35




Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема
Всего часов
Дата проведения
(план)
Дата проведения
(факт)


Тема 1. Многообразие живых организмов
15



1
Царство Прокариоты. Архебактерии. Настоящие бактерии
1



2
Царство Грибы. Строение, питание, размножение, экология
1



3
Царство Растения. Общая характеристика. Строение растений и их органов. Размножение
1



4
Низшие растения. Водоросли
1



5
Мохообразные и папоротникообразные
1



6
Отдел Голосеменные растения
1



7
Семейства Покрытосеменных растений
1



8
Царство Животные. Общая характеристика. Подцарство Простейшие (Одноклеточные)
1



9
Типы Беспозвоночных животных
1



10
Тип Членистоногие
1



11
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Класс Рыбы
1



12
Классы земноводные и пресмыкающиеся
1



13
Класс Птицы
1



14
Класс Млекопитающие
1



15
Обобщение темы «Многообразие живых организмов»
1




Тема 2. Человек и его здоровье
5



16
Ткани, органы, регуляция жизнедеятельности
1



17
Опорно-двигательная система
1



18
Кровеносная и дыхательная системы
1



19
Пищеварительная система и обмен веществ. Витамины
1



20
Нервная система и органы чувств
1




Тема 3. Признаки живых систем
11



21
Клетка – элементарная биологическая система. Химическая организация клеток
1



22
Строение и функции органоидов клетки
1



23
Обмен веществ и энергии в клетке
1



24
Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз
1



25
Размножение и индивидуальное развитие организмов
1



26
Основные понятия генетики
1



27
Законы Менделя
1



28
Взаимодействие генов
1



29
Сцепленное наследование. Генетика пола
1



30
Закономерности изменчивости
1



31
Генетика и селекция
1




Тема 4. Эволюция живых организмов
4



32
Основные положения теории Ч. Дарвина
1



33
Микроэволюция
1



34
Макроэволюция
1



35
Итоговое тестирование по курсу
1




Заголовок 315