И.А.Крылов. Мораль басни Зеркало и Обезьяна.
Урок чтения в 3 классе Учитель Кушнирук Любовь Фёдоровна
Тема: И.А. Крылов. Мораль басни «Зеркало и Обезьяна»"
Цель урока:
продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;
работать над выразительностью чтения;
формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении;
развивать внимание, мышление, наблюдательность; расширять поле зрения,
воспитывать нравственные качества, интерес к чтению басен.
Планируемые результаты : учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование к уроку:
1) на доске: портрет И.А. Крылова;
2) иллюстрации к басням «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна»
3) таблица(словарная работа) к басне «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова;
6) определение понятия Басня.
Ход урока
Организационный момент урока
Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Проверка домашнего задания. («Басня Мартышка и очки»)
- Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению басни.
(Ученики читают басню выразительно. - Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А. Крылов?
( И.А. Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.)
- Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек)
Введение в тему.
1.Предварительная беседа
-Что вы узнали на прошлом уроке об Иване Андреевиче Крылове? (Ответы детей)
Физкультминутка
Работа по теме. Басня «Зеркало и Обезьяна»
1. Словарная работа.
- В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить (работа в парах)
ОБРАЗ - вид, облик;
КУМ - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;
УЖИМКИ- гримасы; неестественные телодвижения;
САТИРА - обличающее, бичующее осмеяние;
НА РУКУ НЕЧИСТ - нечестен, вороват.
ПОПУСТУ - напрасно, бесполезно, зря.
2. Отработка техники чтения
ТРУДИТЬСЯ ЦА
ОБОРОТИТЬСЯ ЦА
3. - Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне? - Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?
4. Чтение басни учителем. 5. Выявление первичного восприятия.
-Что вам показалось смешным? Сколько героев в басне?
-Что подумала мартышка, увидев себя в зеркале?
-Какие признаки доказывают, что это басня?
(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).6. Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса) VII. Работа над содержанием басни
Работа с действующими лицами по иллюстрации.
Какой вы представляете обезьяну?
Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.
А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.
Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?
А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.
Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
Сравните две иллюстрации, скажите, как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты в одежды людей, а на второй изображены просто зверями? VIII. Физкультминутка
IХ. Закрепление.
- Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А. Крылов? (болтливость, невежество, неграмотность, необразованность, хвастовство, лень, лесть, трусость).IХ. Итог урока: - Чему учат нас басни И.А. Крылова?
- Что бы вы посоветовали Обезьяне?
- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А. Крылова, которые
помогут стать лучше.
Х. Домашнее задание.
выразительное чтение басни;
изобразить характер героев с помощью мимики, жестов.