Интегрированный урок: познание мира и самопознание Явления природы


Дата: 02. 12. 2015 год
Интегрированный урок: познание мира, самопознание.
Тема урока: Явления природы. Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: сформировать у учащихся понятие «явления природы», создать условия для усвоения детьми новых понятий и терминов по теме урока. Задачи: 1. Сформировать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе.2. Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, памяти, внимания, логического мышления. 3. Воспитывать посредством слушания музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы, культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах и группе.Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый. Дополнительные структурные элементы урока: обмен информацией о временах года, признаках, явлениях природы и ее коллективный анализ; наблюдение; формулирование выводов. Формы организации познавательной деятельности: • фронтальная работа • парная 
• групповая • индивидуальная Оборудование: • учебник «Познание мира» для 3 класса, рабочая тетрадь по познанию мира, мультимедиа установка, компьютер; слайды или иллюстрации с изображением времен года, явлений природы; фишки 4 цветов(белые, голубые, зелёные, жёлтые); набор для каждой пары, разноуровневые карточки для индивидуальной работы.
Ход урока. 1. Орг.момент 2. Позитивный настрой.
- Прогулка в лес (под музыку)3.Актуализация опорных знаний
А) Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по разноуровневым карточкам)
1) Привести 5 примеров
- Искусственные тела - Живая природа
2) Привести 5 примеров
- Искусственные тела - Тела природы - Живая природа
2) Привести 5 примеров
- Искусственные тела - Тела природы
- Живая природа - Неживая природа
Вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой. Б)Чтение загадки: Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … природа. В) Целеполагание.– Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? (Узнать, как нам нужно одеться)– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется яркое солнышко. Знаете ли вы , как называются эти изменения в природе? ( Природные явления.)– Правильно, все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы. И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления. Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Природные явления.)
- Посмотрите, какие явления природы существуют.( снегопад, северное сияние, гроза, возвращение птиц, закат, дождь, снег, гром, половодье, радуга.). Об одном из них, послушайте сообщение. (опережающее задание)
(Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные чаще всего в три цвета- красный. зелёный, фиолетовый ;иногда видны ещё два цвета – жёлтый и оранжевый, но они не такие яркие.Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь. Капельки дождя просвечиваются солнечными лучами, образуется радуга.)4 Работа с учебником. Стр 64-65- Прочитаем текст и найдём на фотографиях описанные в нём явления.(чтение текста)-5 мин.
- Изменения, происходящие в окружающем мире, называются явлениями природы. (записали в рабочую тетрадь)– Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице? (Холодно)– Почему холодно? (Зима)– Произошли природные изменения: стало холодно, выпал снег, дуют холодные ветра.- С чем это связано?- Многие природные явления связаны со сменой времен года , поэтому они называются сезонными.- Названные нами изменения происходят когда?- Зимой. – Какие времена года вы знаете? (Осень ,зима, весна, лето)– Сколько их? (4)
5 Групповая работа– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.Детям предлагается выбрать любой жетончик. Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный. – У нас образовались 4 группы. (рассаживаются по группам)– Ребята с жетончиками желтого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Осени). Правильно. – Ребята с жетончиками белого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Зимы). Правильно. – Ребята с жетончиками зеленого цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Весны). Правильно.– Ребята с жетончиками красного цвета должны выявить не менее 5 сезонных изменений, какого времени года? (Лета). Правильно.-Выслушиваются выступления каждой группы. Вывод: каждое время года хорошо по своему, имеет свои особенности, то есть свои сезонные изменения.
Групповое пение.
- песня «У природы нет плохой погоды»
6. Закрепление пройденного материалаРабота в парахПодчеркни явления природы: платье, солнце, радуга, дождь, прилив, лягушка, снег, землетрясение, грибы, листья, ураган.(проверка -слайд)7. Рефлексия.– Что нового узнали на уроке? (О явлениях природы)- Что такое явление природы?(Все изменения, происходящие в природе.)– С чем связаны явления природы? (С сезонными изменениями)– Приведите примеры зимних изменений? (дни короткие, снег выпадает, метель метёт. )Продолжите фразу: Я сегодня узнал(а)…Мне было…
8.Выставление оценок.9. Домашнее задание. В учебнике стр 64-65 читать, нарисовать в тетрадь одно явление природы и рассказать о нем.
10. Минутка тишины.