Конспект урока (русский язык) по теме: Производные и непроизводные предлоги
Тема: Производные и непроизводные предлоги.
1.Образовательная: учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
2.Развивающая: развитие памяти, положительных эмоций, логического мышления, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок закрепления.
Ход урока:
Организационный момент
Мобилизующий этап.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Тайга загляделась в окошко метель шелестит по стене играет в Сибири гармошка поет о родной стороне.
Прочитайте предложения. Сформулируйте задание к упражнению. Надо поставить недостающие знаки препинания и сделать синтаксический разбор предложений.
Учащиеся выполняют задание письменно. Устно комментируют знаки препинания в предложении.
Назовите имеющие в этих предложениях предлоги. В данных предложениях употреблены предлоги: в, по, в, о, сквозь.
Вспомним, что такое предлог?
Как пишутся предлоги с другими частями речи?
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Укажите предлог, который можно выделить с точки зрения его образования.
Можно выделить предлог сквозь, он образован от наречия.
Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными? Это производные предлоги.
Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?
Это непроизводные предлоги.
Назовите непроизводные предлоги в предложениях, с которыми мы работали. Это предлоги в, по, в, о, на.
Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока.
Предлоги разделили на производные и непроизводные, поэтому тема урока: “Производные и непроизводные предлоги”.
Тему урока учитель записывает на доске.
Работа по теме урока
Словарный диктант
Свидетельство, впечатление, на скаку, издавна, поодиночке, на память, наизусть, бок о бок, слева, влево.Упражнение: Замените производные предлоги непроизводными
Вследствие положения, в течение дня, спустя несколько лет, ввиду приближения каникул, сидеть возле костра.
(из-за, за, через, из-за, у)Производные предлоги
Рассмотрим следующие предложения:Я уходил от знакомых, благодаря их за теплый прием. (деепричастие)
Благодаря помощи друга я справился с трудностями.
(производный предлог) Благодаря чему? или из-заВследствие усталости переход длился дольше ( производный предлог)
В следствии использованы показания свидетелей. (существительное)
Как отличить производный предлог от другой части речи?
- к предлогу нельзя поставить вопрос;
- у предлога нет самостоятельной роли;
- к предлогу можно подобрать синоним;
- у предлога на конце пишется е.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Самостоятельная работа.
Выписать номер предложения с производным предлогом, сам предлог, из какой части речи произошло. Заполнить таблицу.
1). Он шёл самым трудным путём.
2). Нас убедили путём веских доказательств.
3). Сторож всю ночь ходил вокруг сада.
4). Ей хорошо было видно всё вокруг.
5). Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена.
6). Он уходил, благодаря за оказанную помощь.
− Проверьте по эталону, как вы справились с заданием.
1. Номер предложения 2. Предлог 3. Часть речи, из которой происходит
2 путём существительное
3 вокруг наречие
5 благодаря деепричастие
− Кто правильно выполнил задание, поставьте «+».
Упражнение 265 (Учебник)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
− Что нового вы сегодня узнали? (Что предлоги бывают производными и непроизводными.)
− Какое затруднение вы испытали на уроке? Что вы сделали, чтобы его преодолеть? (Мы не смогли найти производный предлог в предложении. Составили таблицу отличий производного предлога от самостоятельных частей речи.)− Какую цель вы перед собой поставили? Удалось ли вам её достичь? (Научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. Да, мы научились.)− Что было для вас самым трудным на уроке?
Домашнее задание