Интегрированный урок русского языка и литературы «Производные и непроизводные предлоги рассказе А.П.Чехова «Детвора»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе
по теме: «Производные и непроизводные предлоги
рассказе А.П.Чехова «Детвора»».


Цели урока:
1.Познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; сформировать навыки отличия производных предлогов от других частей речи, умения правильного употребления предлогов в речи.
2.Отработать навыки правописания безударных личных окончаний глаголов, постановки знаков препинания в сложных предложениях, при причастных и деепричастных оборотах.
3. Повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, выставка книг (сборники рассказов А.П.Чехова), текст рассказа «Детвора».

Ход урока:
Вступительное слово учителя и разбор учащимися предложения.
Сегодня мы познакомимся с группами предлогов, понаблюдаем, как они работают с текстом рассказа А.П.Чехова, будем вести разговор о моральных качествах человека.
Каждый человек сам определяет цель своей жизни. А какой она должна быть?
С таким вопросом обратился ученик к учителю, философу Древней Греции, жившему до нашей эры, Демокриту.
( Текст написан на доске. Осложненное списывание.)
Какова должна быть цель жзни ч..ловека спросил ученик Демокрита
Хорош Ра..пол..жение духа поледовал ответ
Какие пунктуационные знаки мы должны поставить? (Тире в начале фраз, знаки препинания после прямой речи, знаки завершения.)
(Учащиеся работают самостоятельно. Один ученик работает у доски.)
Как вы понимаете выражение «Хорошее расположение духа»?
(Хорошее расположение духа предполагает доброжелательное отношение к людям, и оно несовместимо с завистью, злобой, ненавистью.)
Выполните синтаксический разбор предложения, составьте схему.

Произведите разбор слова по составу доброжелательное.
2. Анализ рассказа А.П.Чехова «Детвора».
Прочитаем еще раз предложение. С таким хорошим расположением духа жил писатель А.П.Чехов. Жил он в Таганроге. Отец его, Павел Егорович, разорился и бежал в Москву. Антон стал опорой всей семьи. Его старшие братья строили только свою жизнь, а Антон каждый свой шаг сообразовывал с интересами семьи, безропотно неся бремя непомерного труда. Никто не догадывался о его болезни (туберкулез). Он всегда был жизнерадостен, радушен, гостеприимен. В чем секрет этой нравственной силы? Думается, именно в умении видеть светлые стороны жизни.
С юных лет Чехову были присущи деловая собранность, строгий самоконтроль. Чехов стал врачом и писал рассказы. Это были художественные зарисовки наблюдений за окружающими людьми.
Чтение слов М.Горького из учебника литературы: «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».
Перед вами сборники рассказов А.П.Чехова, которые вы можете взять для чтения в школьной библиотеке.
Дома вы познакомились с рассказом «Детвора». Сегодня на уроке мы проанализируем поведение героев рассказа и постараемся понять, какими качествами души обладает каждый ребенок.
1.Какое произведение называется рассказом?
(Рассказ- это прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже несколько событий с малым количеством действующих лиц.)
2. Какова композиция рассказа?
(Экспозиция, событие, финал.)
3. Найдите эти части в рассказе «Детвора», о чем они повествуют?
( Экспозиция - дети дома ждут родителей, рассказывает автор.
Событие- игра в лото. Персонажи обмениваются репликами, совершают поступки. Центр смысловой тяжести переносится на саму сценку, текст от автора скуп и эмоционально сдержан.
Финал неожиданный, создан необходимый комический эффект.)
Все рассказы А.П.Чехова кончаются чем-то ошеломляюще неожиданным и часто смешным.
Теперь понаблюдаем за подбором слов для изображения каждого героя, его характера и поведения.
Свои наблюдения вы должны были оформить в таблице. Изученные орфограммы будем графически объяснять.
Герои
Портрет
Поведение

Гриша
Маленький, девять лет, с наголо остриженной головой, с пухлыми
щеками, с жирными губами,
карими глазами
Играет из-за денег, ощущает страх, зависть, высказывает финансовые соображения, с жадностью хватает деньги, прячет в карман, глядит с ненавистью, взволнованный голос
( потерял копейку)

Аня
Восемь лет, с острым подбородком,
Умными, блестящими глазами

Боится, чтобы кто-нибудь не
выиграл, краснеет, бледнеет, зорко
следит, счастье в игре – вопрос
самолюбия, копейки ее не
интересуют

Соня
Шесть лет, с кудрявой головкой,
с цветом лица очень здоровых
детей
Играет ради процесса игры, на
лице умиление, спит сладко,
безмятежно


Алеша
Пухлый карапуз
Нет ни корыстолюбия, ни
самолюбия, но порядочная бестия;
ему приятно, если кто ударит или
обругает кого; злобно таращит
глаза

Андрей
Черномазый, болезненный
Мечтательно глядит, к выигрышу
и чужим успехам безучастен


Выписанные нами слова и словосочетания очень точно характеризуют каждого ребенка. Мы воспринимаем их образно. Во всем этом сказывается не только писательский талант А.П.Чехова, но и его видение мира, чеховское суждение о нем, чеховский человеческий талант.
Объяснение нового материала по русскому языку.
1. Какую служебную часть речи употребляет А.Чехов? (Предлоги.)
2. Выпишите их из наших записей.
3. Похожи ли они на самостоятельные части речи ? (Нет.)

Вывод: такие предлоги называются непроизводными.
Есть и другая группа предлогов. Как называются такие предлоги и как они образуются?
( Чтение теории в учебнике русского языка. Стр. 136 параграф №50. Ответ на поставленный вопрос.)

Закрепление материала.
1.Запишите предложения под диктовку. Введите предлоги вследствие, в течение,
в продолжение.
Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. (Вследствие.)
Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. (В течение, в продолжение.)
2. Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?
3. Запишите словосочетания:
неизбежны при игре,
неизбежны в течение игры,
неизбежны в продолжение игры.
4. Составьте схему к каждому словосочетанию.
(Краткое причастие + существительное с предлогом.)
Поставьте вопрос к зависимому слову в словосочетаниях и понаблюдайте за предлогом. Где мы проговариваем предлог? (В вопросе произносится предлог.)

Вывод: производный предлог может быть заменен другим производным или непроизводным предлогом. Производный предлог обязательно включается в падежный вопрос.

Самостоятельная работа.
Переходт через улицу, наход..тся напротив дома, шага..т в колонне, готовт в течение месяца, дел..тся с друзьями, отступат от темы, накинт поверх пальто, разыщт благодаря находчивости ,вдуматся в смысл.

Итоговая беседа.
1. Кто же из героев рассказа имел хорошее расположение духа? (Соня.)
2. Какие качества души помогают человеку жить дружно с другими людьми?
3. Запишите итог наших размышлений и наблюдений (по рассказу):
Бережное, уважительное отношение к окружающим помогает человеку жить в согласии другими людьми.
4.Назовите синонимы к словам
Согласие (единомыслие)
Деликатный ( вежливый, мягкий в общении)
Единая цель жизни всех людей - это доброжелательное отношение к людям.
(Выделите грамматическую основу предложения.)
Вывод: сегодня на уроке вы познакомились с производными и непроизводными предлогами, научились отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Домашнее задание: рассказ А.П.Чехова «Хамелеон», параграф 50,
упражнение №299.





Игра «Четвертый лишний»
Из-за, около, при, через.


























Вставьте предлог от или для.
Лосьон - - - защиты от комаров.
Состав - - - выведения пятен.
Жидкость - - - растяжки обуви.
Таблетки - - - кашля.
Крем - - - чистки обуви.
Капли - - - бессонницы.




Лосьон для защиты от комаров.
Состав для выведения пятен.
Жидкость для растяжки обуви.
Таблетки от кашля.
Крем для чистки обуви.
Капли от бессонницы.















Цели урока:
1.Познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; сформировать навыки отличия производных предлогов от других частей речи, умения правильного употребления предлогов в речи.
2.Отработать навыки правописания безударных личных окончаний глаголов, постановки знаков препинания в сложных предложениях, при причастных и деепричастных оборотах.
3. Повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.