Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги»
Тема: производные и непроизводные предлоги.
Цель: познакомить уч-ся с непроизводными и производными предлогами, с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи.
Задачи :формирование умений отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи;
развивать познавательный интерес , речь, мышление;
воспитывать аккуратность, любознательность.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Повторение.
А). словарный диктант: показаться из – за туч, жареная дичь, увлечься интересной работой, решить много задач, исполнить точь – в –точь, раскрытое настежь окно, невмочь продолжать путь, день хорош, разжечь костёр, сплошь увешанная серёжками берёза.
Б) синтаксическая пятиминутка .
Вскоре начинает чувствоваться близость жилья, и внезапно перед нами вырастают аккуратные белые домики, окружённые со всех сторон цветниками. (задание дать характеристику предложения, составить его схему).
В) фронтальный опрос:
1. Что такое предлог?
2.Какую роль в словосочетании играют предлоги?
3.Изучение нового материала.
А) работа с учебником.
падежи Предлоги
Родительный
Дательный
Винительный Творительный Предложный Предлоги, употребляющиеся только с одним падежом
без (безо), вокруг, впереди, вблизи, до, для, из(изо), мимо, около, позади, с, среди
благодаря, вслед, вопреки, к (ко), подобно, согласно
включая, про, с, сквозь, спустя, через (чрез)
над (надо), пред (перед)
при
Винительный Предложный
Родительный Творительный
Винительный
Творительный Предлоги, употребляющиеся с двумя падежами
в (во), на, о (об, обо)
между, меж
за, под (подо)
Винительный Дательный Предложный
Родительный Винительный Творительный Предлоги, употребляющиеся с тремя падежами
По
с (со)
Чтение п.43.
1.Какими бывают предлоги?
2. Какие предлоги называются непроизводными?
3. Какие предлоги относятся к производным?
4. Чем отличаются производные и непроизводные предлоги?
4. Закрепление.
1). Выполнить упр.267 (устно)
2). Самостоятельная работа.
Заменить непроизводные предлоги производными.
Стоять у окна (около окна), прийти за другого ( вместо), из-за болезни (вследствие), ходить у дома (возле), отказаться из-за нездоровья (вследствие).
Обращаем внимание на то, что предлог обязательно включается в падежный вопрос, а также на способ разграничения предлогов и соответствующих знаменательных слов.
Знаменосцы шли впереди.
Знаменосцы шли впереди отряда.
Образец рассуждения: в первом предложении слово впереди зависит от слова шли, к нему ставится вопрос где?, оно является обстоятельством, выраженным наречием.
Во втором предложении к данному слову нельзя поставить вопрос, потому что место действия называется не этим, а другим словом – отряда.
Слово же впереди не является членом предложения и служит для выражения зависимости существительного от глагола. Следовательно, это предлог.
3)Записать предложение, определив предлоги и омонимичные им части речи.
1).Я знаю этот лес вдоль и поперёк. 2). Тропинка шла вдоль обрыва , извиваясь в тени деревьев. 3). Поперёк речонки лежало небольшое бревно.
4). Вблизи виднелся лес. 5). Вблизи села протекала речка. 6). Петя надеялся на встречу с товарищами. 7). Товарищи шли навстречу друг другу.
Правило – помощник: производный предлог чаше всего может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом : Поперёк речонки лежало бревно. – Через речонку лежало бревно.
4). Выполнить тесты.
5). Лингвистическая сказка – упр.268.
Он вышел из дома, благодаря гостеприимных хозяев, т.е. выражая благодарность; Благодаря спортсменов, тренер сказал много тёплых слов, т.е. выражение высокой оценки их труда.
Обратите внимание! От этого зависит ваша грамотность!
Различать предлог вследствие, на конце которого всегда пишется буква е, и наречие впоследствии (когда?), на конце которого всегда пишется буква и.
Производные предлоги в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере пишутся раздельно.
Предлоги вследствие, ввиду в значении «по причине» (не путать с выражением иметь в виду, в виду неприятеля), вроде, наподобие, насчёт пишутся слитно.
6). Рр Составьте и запишите рассказ, используя непроизводные и производные предлоги, на тему « Случай в …» (озаглавьте сами).
7). Индивидуальная работа.
Выполнить упр. 273.
5. Дом. зад.
П.43, упр. 271.
6.Рефлексия.
Чему я научился (-лась)?
Что я узнал(-а) нового?