Урок русского языка по теме Производные и непроизводные предлоги, 7 класс.
Урок русского языка, 7 класс.
Тема: Непроизводные и производные предлоги.
Цели:
- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; учить различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи;
- формировать мыслительные умения и навыки: рассуждение, сравнение, выделение главного; развивать память, логическое мышление, умение оценивать достигнутые результаты, умение работать самостоятельно, вместе с товарищем;
- воспитывать интерес к русскому языку, патриотизм, повышать интерес к предмету.
Оборудование урока: карточки с таблицей – предлоги и падежи, презентация «Знакомство с производными и непроизводными предлогами», аудиозапись песни Н. Емелина «Русь», словарь антонимов, плакат с криптограммой.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Разминка «Части речи» Слайд 1
Какие ЧР:
- Бывают собственные и нарицательные (существительные).
- Личные окончания поставили в зависимость от спряжения? (глаголы)
- Наводят порядок в строю (порядковые числительные).
- Помогают существительным склоняться (предлоги).
3.ПДЗ
а) Криптограмма (2 чел.)
- Найти названия частей речи. Что их объединяет?
- Найти название раздела науки о языке. Что он изучает?
б) Верно ли утверждение? Слайд 2
- В переводе с греческого языка «предлог» обозначает «перед словом».
- Предлогов в русском языке не так много: около 60 слов.
- Самый употребительный из всех предлогов – предлог «в».
- Предлоги обозначают время, место, причину, условие?
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
- Что такое предлог? Дайте определение.
Вернуться к криптограмме – проверка.
4. Актуализация знаний
- Слово о днях воинской славы Слайд 3
23 февраля. Свою историю праздник, отмечаемый в нашей стране 23 февраля, ведет с 1920-х годов. И независимо от названия, в этот день всегда чествовали настоящих мужчин - защитников своей Родины. 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 23 февраля имеет следующее название: «День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) День защитников Отечества».Но немногие знают, что накануне, 18 февраля отмечается древнеславянский праздник Троян зимний. Слайд 4
Для древних славян, этот день был днем Воинской славы и считался очень важным праздником. В этот день непобедимые римские воины были повержены и изгнаны из русских земель. Праздник известен также под названиями «Стрибожьи внуки», «поминовение падших у Троянова Вала». Точная дата (около 101 года нашей эры) и другие подробности героического подвига у Трояного Вала, к сожалению, на сегодня не сохранились. Зато этот эпизод в истории Древней Руси четко упоминается в Велесовой книге и восхваляется в «Слове о полку Игореве»:
Слайд 5
«Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука, въступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синІмъ море у Дону».
- Обратить внимание на предлоги в тексте древних письменных источников.
А где располагалась Троянова земля? В «Слове» она упомянута в одном контексте с внуками Даждьбога. Все исследователи сходятся на том, что Даждьбожьими внуками называли себя Русы. Тогда, по смыслу, и «земля Трояна», на которую после поражения дружины Игоря «вступила обида», есть символическое обозначение именно Русской земли.
- Прочитать следующие афоризмы Слайд 6
Ярослав I Мудрый
Святой благоверный князь (9781054).
1.Если будете жить в любви между (непроизводный) собой, то Бог будет с (непроизводный) вами. 2.Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то погибнете вдали от (производный) мира Божьего. 3.И погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели с помощью (производный) труда своего великого.
- Перепишите предложения (по вариантам), расставьте знаки препинания, поясните. Слайд 7
- Подчеркните предлоги. Слайд 8
- Что общего между ними?
- В чем отличия?
- Можно ли, основываясь на этих отличиях, разделить предлоги на группы?
- Запишите их в два столбика. Слайд 9
Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Как можно назвать предлоги, если они образованы путем перехода одних частей речи в другие: производными или непроизводными?
- Как можно назвать предлоги, если они не образованы от других частей речи?
- Назовите непроизводные и производные предлоги в предложениях, с которыми мы работали.
- Учитывая группы, на которые мы разделили предлоги, использованные в предложениях, сформулируйте тему урока. Слайд 10
Непроизводные и производные предлоги (записать)
Цель урока: познакомиться с производными и непроизводными предлогами; учиться различать производные и непроизводные предлоги, правильно использовать их в устной и письменной речи.
5. ОНМ.
- Итак, по происхождению предлоги бывают производные и непроизводные.
Непроизводные предлоги не образованы от других частей речи: без, в, для, до, за, между, из-за, через и др. Производные предлоги возникли в результате перехода из самостоятельных частей речи: из существительных: ввиду, вследствие, в случае, при условии, при помощи и др.; деепричастий: погодя, спустя, начиная с, не считая и др.; наречий: около, после, возле, вдоль по, вдали от, мимо, навстречу и др.
(Выделенное красным не произносится).
- Прочитать параграф № 42 с. 142. О чем я еще не упомянула, рассказав о производных и непроизводных предлогах?
- Выполнить пражнение 258 – по рядам, прочитать, найти предлоги, выписать их, определить разряд по происхождению, среди производных указать наречные, отыменные и отглагольные .
- Работа с текстом Слайд 11
Хмурый февраль наступал вместе ____полками чужестранцев. Он бросал ____ землю тяжелые мокрые комочки снега. Вдруг молодое солнце вырвалось _____ завалов серых гроздьев и ____ тот же миг вспыхнули яркие костры ____ темных сучьях деревьев. Охнули подснежники, выглядывая ____ сугробов, и стало слышно, как вздыхает, оседая ____ земле, согреваемый дыханием коней воздух. И ____ каждым всплеском живительных лучей становились увереннее взгляды русичей, зажатых ____ всклокоченной февральской безнадежностью и стальным войском неприятеля. Глядя ____ эти бездонные небесные колодцы, наполненные огнем Ярилы, суровые воины верили ____ жизнь. _____ небес, готовое защитить родную землю, смотрело белое воинство.
- Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу предлоги: на, в, из-под, к, с, между, из (Один ученик читает текст вслух).
– Что делает текст таким выразительным? (Сравнения, эпитеты, метафоры – назвать изобразительно-выразительные средства). Слайд 12
- Выпишите из текста предлоги, которые вы вставили в текст, вместе со словами, которые они связывают, и укажите, с каким падежом они употреблены.
- На столах карточки, которые стоит использовать для выполнения задания.
Слайд 13
В – в.п. ( глядя в колодцы, вспыхнули в тот же миг, верили в жизнь)
С – т.п. (становились увереннее с каждым всплеском)
р.п (смотрело с небес)
К - д.п. (оседая к земле)
На - в.п (бросал на землю)
п.п – (костры на сучьях)
Из-под - р.п. (вырвалось из-под завалов0
Между - т.п (зажатых между безнадежностью и войском)
Из - р.п (выглядывая из сугробов)
- Итак, предлоги употребляются с определенными предлогами. Что по этому поводу говорит учебник?
- Прочитать материал учебника с. 143
Вывод: итак, мы видим, что один и тот же предлог может употребляться с разными падежами , интерес представляет предлог «По» ( слайд) Оказывается он употребляется с предложным падежом, но по смыслу вопросы к нему не подходят, потому обратите внимание на склонение существительного окончание и приезд.( запишите в тетрадь и запомните).
Слайд 14,15
ПАДЕЖ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Именительный
приезд
Родительный
приезда
Дательный
приезду
Винительный
приезд
Творительный
приездом
Предложный
По приезде домой
ПАДЕЖ
ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО
Именительный
окончание
Родительный
окончания
Дательный
окончанию
Винительный
окончание
Творительный
окончанием
Предложный
По окончании урока
- Предлоги, так же как и самостоятельные части речи, могут выражать множество значений.
Выражают временные отношения: в тот же миг вспыхнули яркие костры;
Пространственные: глядя в небесные колодцы
6. Физминутка (поднять руки над головой и хлопнуть, когда звучат служебные части речи, присесть – когда самостоятельные).
- Итак, из параграфа мы узнали, что предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор употребляются только с дательным падежом (согласно вашему распоряжению, вопреки вашему желанию, благодаря чуткому отношению, наперекор судьбе). Употребление их с родительным падежом недопустимо.
- Предлог благодаря по своему значению может употребляться только с существительными, обозначающими что-то положительное, то, за что можно благодарить: благодаря вашему совету, помощи, солнечной погоде и т.д. Сочетания типа «Мы не выполнили задание благодаря ошибкам в тексте учебной статьи» неверны (правильно: из-за, вследствие ошибок).
- Следует знать употребление предлогов из и с с родительным падежом существительного при обозначении направления обратного движения. Слайд 16
Предлог из противоположен предлогу в (иду в школу из школы, еду в Крым из Крыма); предлог с противоположен предлогу на (иду на концерт с концерта).
- Как можно назвать такие предлоги?
- Мы предложим экспертам поработать со словарем антонимов и выписать несколько примеров антонимичных союзов.
- Особое внимание мы будем уделять также написанию предлогов благодаря, вследствие, вопреки. Эти предлоги схожи с самостоятельными частями речи, и их нужно уметь отличать, чем мы и будем заниматься на следующем уроке.
7. Закрепление изученного материала Слайд 17
- Замените производные предлоги непроизводными.
Стоять у стола – около стола
Из-за болезни – вследствие болезни
Ходить у дома – возле дома
Отказаться из-за нездоровья – вследствие нездоровья
- Любознательным
- Вы хорошо знаете, что в русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).
Вам уже известно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Например, в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения. Слайд 18
For whom have you sent? (За кем вы послали?)
The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)
- Давайте сравним средства грамматической связи слов в русском и других языках, которые вы изучаете в школе. Слайд 19
Идти в школу.
Возвращаться из школы.
- Чем выражена эта связь в русских словосочетаниях?
- Эта связь выражается с помощью падежного окончания существительного и предлога.
Прочитайте фразы на французском языке:
Aller a` l’ecole. Revenir de l’ecole.
На английском языке:
To go to school.To return from school.
- Как выражается связь между словами в этих же словосочетаниях во французском, английском?
- Эта связь выражена только с помощью предлога.
Итак, языки народов планеты используют определенные средства грамматической связи для сочетания слов. Для правильного владения языком знание этих средств необходимо.
8. Итог урока, рефлексия Слайд 20
Надо ли так подробно изучать эту часть речи? Почему? За счет чего пополняется объем этой части речи? Таким образом, по происхождению предлоги делятся на
9. Домашнее задание: упр. 259 – таблица, параграф 41,42. Слайд 21
10. Выставление оценок.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
В.В.Путин
Это не Россия находится между Востоком и Западом. Это Восток и Запад находятся слева и справа от России».
Карточки предлоги и падежихђЗаголовок 315