Урок русского языка по теме Производные предлоги
МБОУ «СОШ» с.ЧёрнышКонспект урока по русскому языку
«Производные предлоги»
Подготовила:
Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Производные предлоги».
Цели:
Обучающая:
научить правильно писать производные предлоги, отличать их от омонимичной формы;
Развивающая:
развитие умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
развитие творческих способностей, наблюдательности, умения анализировать, обобщать;
Воспитательная:
воспитание самостоятельности и коммуникативных качеств обучающихся.
привитие интереса и любви к родному языку.
Тип урока: комбинированный урок.
Материалы к уроку:
Учебный текст на отдельном листе каждому, тесты, анкеты.
Этапы урока, цели и задачи Методы, формы, приемыДействия и вопросы учителяДействияи ответы учениковОрганизационный момент.
Цель: Подготовить учащихся к активной работе на уроке.
Задачи:
Приветствие.
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Организация внимания школьников. Использование приветствия позволит создать в классе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность.
Мозговой штурм.
Цель данного приема – заинтересовать и активизировать умственную деятельность детей. Приветствие: «Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть и надеюсь, что вы сегодня будете внимательными, активными, доброжелательными.
-А теперь, дети, обратите внимание на доску, на котором я написала 2 словосочетания:
В течени… урока – в течени… реки
Есть в нашей школе любопытные мальчики – Витя и Паша. На перемене они обнаружили запись и стали спорить, что написать в конце слов и что это за части речи. А вы как думаете? Учащиеся приветствуют
учителя
Ученики пытаются определить, какой частью речи являются выделенные слова и какую букву надо поставить в конце слов.
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.
Цель: Проверить уровень усвоения пройденного материала по теме «Правописание предлогов».
Метод контроля.
Устный фронтальный опрос.
Прием «Работа по цепочке».
Этот прием позволит сэкономить время при проверке домашнего задания и выяснить, все ли ученики выполнили домашнее задание. Дома вы выполнили упражнение 487.
Задание:
Ответьте на вопросы, используя слова из скобок и нужные предлоги.
Ученики по очереди читают по предложению, называют предлоги, указывают, что они выражают.
Изучение нового учебного материала.
Цель:
Учебные: углубить знание обучающихся о предлогах, научить правильно писать производные предлоги;
Развивающие: учить применять производные предлоги в устной и письменной речи;
Воспитательные: воспитание в учениках коммуникативности и самостоятельности на уроке. Актуализация имеющихся знаний.
Стадия вызоваМетод проблемного изложения.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Учитель предлагает ряд утверждений по новой теме. Учащиеся, выбирая только верные высказывания, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил.
Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, каких знаний им недостает, что именно следует проделать, чтобы успешно выполнить учебную задачу.
Эвристический метод.
Совместное определение темы и целей урока.
Данный метод развивает логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, формулировать тему и задачи.
Стадия
осмысления
На данном этапе был использован такой словесный метод как работа с учебником.
Прием «Инсерт».
На смысловой стадии перед самостоятельным чтением учебного текста дается целевая установка: по ходу статьи делать в тексте пометки:
«V» - знаю
«+» - новое
«?» - есть вопросы
Технологический прием «Инсерт» сделает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» - понятным и четким.
Стадия рефлексии
Работа с учебным текстом (словесный метод). Каждому ученику на листке дается следующее задание:
Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.
Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
Все предлоги пишутся отдельно от слов, с которыми они употребляются.
Все предлоги пишутся в одно слово.
Правописание производных предлогов надо запомнить.
В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом.
Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
- Попробуйте сформулировать тему урока: о чем мы будем говорить?
- Какие цели мы можем перед собой поставить?
Самостоятельно прочитайте учебный текст (см. «Правописание предлогов») на стр. 190.
Сделайте в нём пометки:
«V» - эту информацию я знаю
«+» - это новая информация
«?» - у меня есть вопросы
Разбор инсерта.
- Давайте с вами рассуждать, что и как мы отметили в нашем тексте.
-Какая информация из текста вам была известна?
-Выпишите те предлоги, написания которых вы знаете.
-Что нового вы узнали из текста?
-Выпишите те предлоги, написание которых вам незнакомо.
-Как называются эти предлоги?
-Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
-Замените эти предлоги на непроизводные.
Ученики читают высказывания про себя, отмечают на их взгляд верные утверждения.
Один из учеников читает вслух правильные высказывания, доказывает свою точку зрения.
Наверняка среди детей будут разногласия, т.к. некоторые высказывания относятся к новой теме. Поэтому учитель предлагает вернуться к ним при подведении итогов урока.
Ученики определяют тему и цели урока, записывают число и тему урока в тетради.
Ученики читают материал о правописании предлогов, делают в нем пометки.
Затем читают информацию вслух, рассуждая, правильно ли они сделали пометки.
Ученики отвечают на вопросы, выполняют письменные задания.
ФизкультминуткаЦель:
Предупреждение и снятие умственного и физического напряжения.
Физминутка для глаз «Тучка»
(2 мин.)
Закрепление учебного материалаЦель:
Оперативная проверка и достижение одинакового уровня усвоения учебного материала по теме: «Производные предлоги».
Задачи этапа:
Закрепить в памяти учащихся новые знания;
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.
Отработка навыков написания производных предлогов.
Метод контроля.
А) Пишем диктант.
Б) Проверка.
Прием «Работа по цепочке».
В) Работа с тестами.
- Взаимопроверка теста.
В течение месяца я гостил в деревне у бабушки.
В течении реки произошли изменения.
На счет в банке было переведено сто тысяч рублей.
Поговорим насчет поездки.
Навстречу мне выбежала собака.
На встречу с друзьями я не рассчитывала.
Он шел почти механически, не смотря по сторонам.
Несмотря на продолжительные дожди, проехать было можно.
В следствии по делу о краже была допущена ошибка.
Вследствие засухи река обмелела.
Благодаря дождям посевы были спасены.
Он долго прощался, благодаря за работу.
Укажите неправильные написания:
На встречу мечтеВ течение часаНа подобие шараНасчет подпискиВследствии экспериментаИз за пустякаВ виду опозданияЧто-то в роде градаНаперекор здравому смыслуВсвязи с болезньюПосле проверки тестов объясняются неправильные ответы (если такие есть). Учащиеся пишут диктант.
Затем проводится проверка. Каждый ученик читает по очереди предложение, находит производные предлоги, объясняет, как они пишутся, заменяет производные предлоги на непроизводные.
Ребята выполняют тест, меняются тетрадями. Один из учеников читает ответы, остальные делают пометки в тетрадях (+ иди -). Затем подсчитывают количество правильных ответов.
Задание на домРазноуровневое домашнее задание.
Наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности).
1-й уровень:
Упр. 505 (обязательный минимум).
Задание: Составьте предложения, используя производные предлоги.
2-й уровень:
Составить схему по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень:
Подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.
Информация о домашнем задании.
Мотивирование выполнения домашнего задания.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашней работы.
Ученики записывают задание в дневник.
Подведение итоговПодводятся итоги урока, проводится обсуждение того, что узнали, и того, как работали с учителем и одноклассниками.
Реализация рефлексивного алгоритма «Я» (как чувствовал, с каким настроением работал).
«Мы» (комфортно ли было работать в классе).
«Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы). Возвращение к приему «Верные и неверные утверждения» (был использован на III этапе).
Заполнение анкеты.
На данном этапе был использован аналитический метод (умение оценивать результаты своей деятельности).
Выставление оценок за урок.
Метод стимулирования учащихся в форме поощрения.
Верные утверждения
- В начале урока на листках я вам дала утверждения и попросила отметить верные на ваш взгляд.
Назовите их, пожалуйста.
- Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
- Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?
У вас на партах лежит анкета. Заполните ее, подчеркнув свой ответ.
Анкета.
На уроке я работал (активно/пассивно).
Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).
Урок для меня показался (коротким/длинным).
За урок я (устал/не устал).
Материал урока мне был (понятен/ непонятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).
«Молодцы, вы сегодня хорошо работали, спасибо за урок». Ученики заполняют анкеты, сдают учителю.
Список литературы.Ашурова С.Д., Никольская Г.Н. «Русский язык. 7 класс». СПб.; Просвещение, 2006г., -239 с.
Газета «Русский язык», № 5,7,8; 2009 г.
Гайбарян О.Е., Кузнецова А.В. Тесты по русскому языку. М., 2004 г., 240 с.
Лушникова Н.А. тесты по русскому языку. – СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006. – 144 с.
«Русский язык в школе и дома», № 10, 2008 г.