Урок с ИКТ по теме «Соли как производные кислот и оснований».


Урок с ИКТ по теме «Соли как производные кислот и оснований».
Химия 8 класс.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2014г.
Урок с использованием ИКТ.
Учитель: Буняева Е.В.
Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?
Задачи урока:
Обучающие: 1.Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
4. Научить, составлять формулы солей.
5. Познакомить с физическими свойствами солей.
6. Познакомить учащихся с классификацией солей.
Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.
Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.
Методы: частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный.
Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.
Межпредметные связи: биология, география.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, ПК, экран, штатив с пробирками, пословицы на доске, девиз.
Реактивы: Образцы солей: медный купорос, железный купорос, мел, хлорид натрия, сульфат магния.
Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
Учитель обращает внимание учащихся на девиз урока.

Проверка изученного материала.
Домашнее задание
С классом проводится фронтальный опрос:
Вопросы (Слайд2):
Какие классы веществ вы знаете?
Что такое оксиды?
Что такое основания?
Что такое кислоты?
Что такое основные оксиды, (кислотные оксиды, амфотерные)?
К какому классу относятся вещества, дать им названия. (Слайды3,4) NO, HNO3, NaOH, HNO2, CO2, Mg(OH)2, H2CO3, H2SO3, H2SO4.
Тест учащиеся выполняют письменно по вариантам (Сдайд5): Определите ряд формул, состоящих только из кислотных(1 вариант); основных оксидов – 2 вариант
а) Na2O, N2O, CuO;
б) CO2, P2O5, Cl2O7;
в) MgO, BaO, ZnO;
г) Li2O, CaO, CO.
Слайд (6) Слайд 6. Выберите из списка веществ формулы только кислот (1 вариант)
только оснований (2 вариант):
а) НСI, а) AICI3, CO2, H2SO4
б) H2S б) Н2SO4, HCI, HNO3, HF
в) Na в)Na OH, BaCI2, CO, Ca(OH)2
г) г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2
Слайд 7. Выберите формулу оксида серы (IV) – 1 вариант, оксида углерода (II) – 2 вариант:
а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2
Слайд 8. Выберите формулу серной кислоты – 1 вариант, сернистой – 2 вариант:
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
Слайд 9. . Выберите формулу гидроксида калия – 1 вариант, гидроксида кальция – 2 вариант:
а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2
Слайд 10 Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания:
а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
Слайд 11. Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант:
а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH
Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.

Изучение нового материала.
Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).
Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)
Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль (обращает внимание на пословицы на доске) , гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают (2 учащихся) кратко о поваренной соли и карбонате кальция.
Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.

Название вещества Агрегатное
состояние Цвет Запах Формула Растворимость
в воде
Карбонат кальция CaCO3 Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос CuSO4*5H2O Хлорид натрия NaCIКристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос FeSO4*7H2O Сульфат магния MgSO4 Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Номенклатура солей
Название
соли = Название кислотного остатка + Название металла в родительном падеже + С.О. или вал. металла
Формулы кислотных остатков и их названия.
Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.
Задание 2: С помощью таблицы растворимости составить формулу сульфата алюминия (Слайд 25):
При составлении формулы соли необходимо:
расставить заряды ионов металлов и заряды ионов кислотных остатков;
по правилу креста расставить коэффициенты.
Чётные коэффициенты сократить.
IV. Закрепление. Составьте формулы: сульфата натрия, сульфата кальция, сульфата железа(III).
Классификация солей
По составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами)
По растворимости: растворимые в воде и нерастворимые
Закрепление:
Задание 3: Определить степени окисления каждого элемента для солей: Na2CO3, MgSO4, K3PO4 и дайте названия солям.
Определение степеней окисления каждого элемента аналогично кислотам:
Na+12CХ O3-2 +1 + Х + (-2)∙3 = 0 Х = + 4
Na+12C+4 O3-2.
Фронтальный опрос класса:
По цели урока и задачам урока
Что такое соли?
Дать названия веществам: Ca(NO3)2, K2SO3, Li2CO3, CuSO4. Определить растворимость этих веществ № 1 после & 21
V. Домашнее задание:
§ , 21 Упр.2, 3, наизусть названия солей: на примере металла натрия (учитель даёт памятку для каждого учащегося)
Соли
NaCI - хлорид натрия
Na2SO4 - сульфат натрия
Na2SO3 - сульфит натрия
Na2S - сульфид натрия
Na2CO3 - карбонат натрия
Na3PO4 - фосфат натрия
NaNO3 - нитрат натрия
NaNO2 - нитрит натрия
NaF - фторид натрия
NaBr - бромид натрия
NaI - иодид натрия
Na2SiO3 - силикат натрия
VI. Итоги урока. Оценки.
Список литературы.
1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.
3. Ресурсы Интернета.
В ходе занятия учащиеся смогут:
- актуализировать знания по классам неорганических соединений;
- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;
- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;
- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);- начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);
- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;
- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).