Урок. Технологическая карта. Соли. как производные кислот и оснований.
Тема:Соли: состав, классификация, свойства
Класс: 8
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Овладение знаниями о солях как производных кислот и оснований.
Задачи.
1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат); 2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
Ученик получит возможность:
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
ставить проблему, аргументировать ее актуальность, самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента, работать с разными источниками информации, основам рефлексивного чтения, работать с таблицами и схемами, учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию.
Метапредметные:
Регулятивные:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Смысловое чтение.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
УУД
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Устное сообщение в игровой форме. Здравствуйте! Игра (как живешь, как стоишь, как сидишь, как молчишь)
Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу. Подготовка класса к работе. Жестами отвечают на вопросы. Регулятивные:
1.Владение основами самоконтроля
Коммуникативные:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Мы продолжаем изучать сложные неорганические соединения.
Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений мы с вами уже познакомились?
Организует работу в парах. На столах вам выданы карточки. Распределите формулы веществ на группы Учащиеся вспоминают и отвечают, что познакомились с оксидами, основаниями и кислотами.
Распределяют карточкки с формулами веществ на группы. Вспоминают изученные классы: кислоты, оксиды, основания, анализируют полученные результаты. Регулятивные:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Выявление места и причины затруднения.
Скажите, пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые не смогли определить к какому-либо классу неорганических соединений? выходят три учащихся и на доске распределяют карточки. По руппам, (оксиды, основания, кислоты) обосновывая свой выбор. Приходят к выводу, что СаSO4 /NaCl /MgСO3 относятся к другому классу сложных веществ.
Постановка учебной задачи.
Изучение нового материала
Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Как Вы думаете, к какому классу принадлежат эти соединения? (для достижения правильного ответа зачитывает загадки) Для того чтобы узнать к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений и тему урока я предлагаю отгадать мою загадку и догадаться, о каком веществе я говорю:
Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в 8 веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему предписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. (поваренная соль)
Запись темы урока на доске. Разгадывают загадки. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока
Записывают тему урока в тетрадь. Регулятивные:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные:
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.2. Умение создавать, применять и преобразовывать символы и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Смысловое чтение.
Коммуникативные:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Сейчас потребуется ваше внимание и внимательность. На доске остались формулы веществ. Постарайтесь найти, что их объединяет. СаSO4 / NaCl / MgСO3
Отвечают на поставленный вопрос и составляют схему. Соль=металл+кислотный остаток Организует работу в парах. У вас на столах есть карточки, сейчас самостоятельно попробуйте дать определение солям. Прием «Наведи порядок»
Организует работу с учебником. Собирают карточки. Работают с учебником. Проверка Выдвигает гипотезу: если знаем состав веществ, то сможем записать алгоритм составления названий солей?
Организует просмотр фрагмента инфоурока «Соли» (урок № 22) Просматривают материал, знакомятся с алгоритмом составления названий солей Организует индивидуальную работу по применению новых знаний. Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой – названия солей. Пользуясь таблицей растворимость гидроксидов и солей в воде, внимательно прочитав формулы, установите соответствие названия каждой формуле и карандашом их соедините. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете спросить у меня. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты. Работают индивидуально по карточкам.
Сверяются с ответами (осуществляют самопроверку), выставляют себе отметку, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого)
Создает проблемную ситуацию. А как можно классифицировать соли? Проводит лабораторный опыт (растворимость солей в воде).
Организует просмотр фрагменте инфоурока «Соли» (урок № 22) Наблюдают за проведением лабораторного опыта и делают вывод. Составляют схему классификации солей (по признаку растворимости солей в воде) ФизминуткаПоказывает карточки, с формулами сложных неорганических соединений Учащиеся поднимают руки вверх (если правильно). Например. КОН – это кислоты. Учащиеся не поднимают руки вверх. СаО – оксиды. Учащиеся поднимают руки вверх.
Первичное закрепление.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Выдвигает гипотезу: если знаем состав и название веществ, то сможем записать алгоритм составления формулы солей?
Организует просмотр видеофрагмента инфоурока «Соли» (урок № 22)
Просматривают видеофрагмент, знакомятся с алгоритмом составления формул солей. Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Регулятивные:
1. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Познавательные:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
2. Смысловое чтение.
Коммуникативные:
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Индивидуальная работа с самопроверкой по эталону Организует деятельность по применению новых знаний. Организует индивидуальную работу с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону. Индивидуальная работа по карточкам. Осуществляют взаимопроверку и самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Регулятивные:
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
2. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные:
1. Умение применять и преобразо символы и схемы для решения учебных и познавательных задач.
2. Смысловое чтение.
Коммуникативные:
1.Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Рефлексия Организует рефлексию.
Я могу составить формулы солей. (да/нет/не знаю)
Я могу дать название солям. (да/нет/не знаю)
В завершении оцените свои знания по новой теме, поставив на полях оценку и смайлик, который будет соответствовать вашему настроению Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные:
1. Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2.
Регулятивные:
1.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
3. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Домашнее задание и инструкция по его выполнению Объясняет домашнее задание и пишет на доске. На доске обязательно для всех §21, выучить названия солей, стр. 113 упр. 3. Дополнительно для желающих: подобрать доп.материал и подготовить сообщение об одном из представителей солей (хлориде натрия, карбонате кальция, фосфате кальция)
Записывают в дневники Познавательные:
1.Смысловое чтение.
2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Регулятивные:
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий