Рабочая программа по труду для 1 класса. Автор Роговцева Н.И. УМК Перспектива
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 160
Утверждена педагогическим советом (попечительским советом) ГБОУ СОШ № 160 (дата утверждения и номер протокола).
«Утверждаю» «Согласовано»
_________________Директор ГБОУ СОШ № (ФИО)
«____»___________2013 год ________________Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № (ФИО)
«____»_____________2013 год
Рабочая программа по технологии для 1-го класса
Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год.
Автор - разработчик : Анисимова Наталья Викторовна
Санкт-Петербург 2014 год
Рабочая программа учебного курса
Название курса: «Технология»
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 33часа
Программное обеспечение :
Программа разработана
-на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- на основе авторской программы курса «Технология» под редакцией Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг «Просвещение», 2012 год; (УМК «Перспектива»,М.Просвещение, 2011 год)
Основание выбора программы:
-Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
-Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Список учебно-методической литературы: ( методические рекомендации, учебники, пособия для обучающихся и учителя)
для педагога:
1. Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг учебник «Технология»1 класс ( М.»Просвещение» 2012 год)
2.«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год
для учащихся:
Н.И.Роговцева,Н.В.Богданова,И.П.Фрейтаг учебник «Технология»1 класс ( М.»Просвещение» 2012 год)
Учебный год: 2014-2015 класс: Класс: 1 класс
Пояснительная записка
Нормативная база:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29декабря 2012г. № 273 ФЗ (действует с 01.09.13);
-Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС НОО);
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189);
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
-Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011;
- Перечень учебников, рекомендованных и допущенных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 (федеральные перечни учебников);
- Распоряжение Комитета по образованию от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год».
-Учебный план школы № 160 на 2014-2015 учебный год.
Место курса в учебном плане:
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе)
Общая характеристика учебного предмета
Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:
1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;
2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;
3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и
будущее.
В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства
люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;
• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);
• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;
• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают
учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — голубой;
«Человек и информация» — розовый.
В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради.
Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике.
Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знаний технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
• формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовнонравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного Отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карга помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
® знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
# учатся преимущественно конструкторской деятельности;
® знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т.д. Всё эго воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это не только работа с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
Результаты изучения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности).
Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. В 1 классе особенно важно, чтобы ребёнку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребёнка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребёнок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребёнок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками.
Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей. В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо
обратиться к рабочей тетради.
При переходе к практической работе с учениками следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения работы надо оценить выполненное ребёнком изделие. К каждому практическому заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку при подготовке и анализе работы.
1. Сложность:
• очень легко;
• легко;
• трудно.
2. Затраты по времени:
• менее одного урока;
• один урок;
• поделку необходимо доделать дома.
3. Оценка своего изделия:
• над поделкой надо еще потрудиться;
• поделка сделана хорошо;
• поделка сделана отлично.
Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:
• название изделия;
• использование, назначение изделия;
• материалы, используемые для изготовления изделия;
• форма деталей изделия;
• количество и название деталей;
• способы соединения деталей в изделии.
Такой многоаспектный анализ поможет ребёнку осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребёнка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать.
Отдельно следует отметить, что детей нужно учить подготавливать, организовывать свое рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия и доводить начатое до логического завершения. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, что позволит ему в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни и дальнейшем обучении.
Методические указания к планированию уроков рассчитаны на максимальное количество часов. Учитель по своему усмотрению может сокращать и увеличивать количество часов, отводимых на изготовление определенных изделий.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – сообщение новых знаний
урок-закрепление знаний
урок-повторение знаний
урок – игра
проверка знаний
Учебное оборудование:
техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
учебные (столы, доска)
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Технологии развивающего обучения:
Принципы обучения:
Принцип научности обучения
Связи теории с практикой
Системности
Принцип сознательности и активности в обучении
Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
Принцип наглядности
Доступность обучения
Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
Индивидуальный и фронтальный опрос
Работа в паре, в группе
Проектная деятельность
Презентация своей работы
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу учебного года учащиеся первого класса должны знать:
название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).
К концу учебного года учащиеся первого класса должны уметь:
организовать своё рабочее место;
пользоваться ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иглой;
составлять композицию с учётом замысла;
решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;
выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;
конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;
конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;
пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.
Тематическое планирование по «Технологии» 1 класс УМК «Перспектива»
№ Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся Страница учебника Сроки по плану Сроки по факту
Давайте познакомимся (3 ч) 1 Как работать с учебником. Я и мои
друзья. (1 ч.)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия.
Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков).
Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них). Анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить её в знаково-символическую систему (рисунок-пиктограмму) Стр.4-7 2 Материалы и инструменты . Организация рабочего места. (1ч)
Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места Находить и различать инструменты, материалы. Устанавливать связи между видом работы и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место..Стр.8-10 3 Что такое технология? (1 ч)
Знакомство со значением слова «технология» (названия предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями.
Прогнозировать результат своей деятельности. Стр.11-12 Человек и земля (21 час) 4 Природный материал (1 ч)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятия: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы.
Изделие: «Аппликация из листьев»
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы — их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья, высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по данному образцу, заменять листья похожими на образец. Стр.14-16 5-6 Пластилин (2 ч)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином.
Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии. Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Изделие: «Мудрая сова» Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалам.
Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя.
Корректировать изготовление изделия.
Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов . Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов.
Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами. Стр.17-23 7-8 Растения (2 ч)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие
Изделие: «Получение и сушка семян
Проект «Осенний урожай»
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: проект.
Изделие: «Овощи из пластилина»
Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека.
Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян.
Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и др.). Подбирать цвета пластилина для изготовления изделия.
Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ним свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия. Стр.24-31 9-10 Бумага (2 ч)
Знакомство с видами и свойствами
бумаги. Приёмы и способы работы с
бумагой. Правила безопасной работы
ножницами. Знакомство с правилами
разметки при помощи шаблона и
сгибанием, соединение деталей изде
лия при помощи клея. Составление
симметричного орнамента из
геометрических фигур.
Понятия: шаблон, симметрия, правила
безопасной работы.
Изделия: «Волшебные фигуры»,
«Закладка из бумаги».
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету и толщине.
Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей изделия при помощи клея.
Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию.
Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. Стр.32-39 11 Насекомые (1 ч)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски).
Изделие. «Пчёлы и соты» Использовать различные виды материалов при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее.
Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия по слайдовому плану.
Оценивать качество изготовления работы, используя рубрику «Вопросы юного технолога». Стр.40-42 12 Дикие животные (1 ч)
Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные»
Изделие: «Коллаж»
Осваивать приёмы создания изделия в технике коллаж. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе рубрики «Вопросы юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнёра при изготовлении изделия; проводить оценку и самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Оформлять изделие.
Стр.42-45 13 Новый год (1ч)
Проект «Украшаем класс к Новому
году».
Освоение проектной деятельности:
работа в парах, распределение ролей,
представление работы классу, оценка
готового изделия. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделия: «Украшение на ёлку»,
«Украшение на окно».
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя: составлять план с помощью рубрики «Вопросы юного технолога», распределять роли, оценивать свою работу.
Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. Стр.46-49 14 Домашние животные (1ч)
Виды домашних животных. Значение
домашних животных в жизни
человека.
Изготовление фигурок домашних
животных из пластилина. Закрепление
навыков работы с пластилином
Изделие: «Котёнок» Использовать приёмы работы с пластилином:
скатывание, сплющивание, вытягивание.
Анализировать форму и цвет реальных объектов
(домашних животных), соблюдать их при
изготовлении изделий. Планировать и
осуществлять работу на основе представленных в
учебнике слайдов.
Определять по слайдовому плану
последовательность изготовления
изделия. Определять и использовать приёмы
работы с пластилином, необходимые для
изготовления изделия. Стр.50-51 15 Такие разные дома (1ч)
Знакомство с видами домов и
материалами, применяемыми при их
постройке. Практическая работа по
определению свойств гофрированного
картона. Изготовление макета дома с
использованием гофрированного кар
тона и природных материалов
.
Понятия: макет, гофрированный
картон.
Изделие: «Домик из веток» Исследовать, наблюдать, сравнивать,
сопоставлять различные виды домов.
По иллюстрации учебника и собственным
наблюдениям составлять рассказ о материалах,
используемых при строительстве домов.
Исследовать, наблюдать, сравнивать,
Сопоставлять свойства гофрированного картона.
Проводить эксперимент по определению способа
сгибания гофрированного картона (вдоль линий).
Создавать макет дома из разных материалов
(гофрированный картон и природные материалы).
Осваивать способы работы с шаблоном и
соединение деталей при помощи пластилина.
Планировать и осуществлять работу на основе
представленных в учебнике слайдов и текстовых
планов, сопоставлять эти виды планов.
Контролировать и корректировать выполнение
работы на основе слайдового плана Стр.52-56 16-17 Посуда (2 ч)
Знакомство с видами посуды и
материалами, из которых её
изготавливают. Использование
посуды.
Сервировка стола и правила
поведения за столом при чаепитии.
Понятия: сервировка, сервиз.
Проект «Чайный сервиз»
Изготовление разных изделий по
одной технологии из пластилина.
Работа в группах при изготовлении
изделий для чайного сервиза.
Изделия: «Чашка», «Чайник»,
«Сахарница» Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики
«Вопросы юного технолога»: ставить цель
и обсуждать план изготовления изделия,
распределять роли, проводить оценку качества
изготовления изделия.
Слушать собеседника, излагать своё
мнение, осуществлять совместную практическую де-
ятельность, анализировать свою деятельность.
Создавать разные изделия на основе одной
технологии, самостоятельно составляя план их из-
готовления. Использовать приёмы работы с
пластилином: скатывание, сплющивание,
вытягивание, скручивание, вдавливание.
Анализировать форму, цвет и размер реальных
объектов, соблюдать их при изготовлении
Использовать правила сервировки стола для
чаепития при создании композиции «Чайный сервиз».
Осваивать правила поведения за столом и изделий. Стр.57-61 18 Свет в доме (1ч)
Знакомство с разнообразием
осветительных приборов в доме.
Сравнение старинных и современных
способов освещения жилища.
Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания
окружности. Знакомство с правилами
безопасной работы шилом.
Изделие: «Торшер» Исследовать, наблюдать, сравнивать,
сопоставлять различные виды осветительных
приборов. На основе иллюстраций учебника
составлять рассказ о старинных и современных
способах освещения жилищ, находить
элементарные причинно-следственные связи.
Анализировать конструктивные
особенности торшера.
Планировать и осуществлять
работу на основе представленных в учебнике
слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды
планов.
Осваивать правила работы шилом и
подготавливать рабочее место.
Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. Стр.62-65 19 Мебель (1ч)
Знакомство с видами мебели и
материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил са-
мообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели
стула из гофрированного картона.
Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул Планировать и осуществлять работу на основе
представленных в учебнике слайдовых и текстовых
планов, сопоставлять эти виды планов.
Использовать способы работы с бумагой,
выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать
необходимые материалы и приёмы работы для укра-
шения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу.
Осваивать правила ухода за мебелью и уборки
квартиры. Составлять рассказ об инструментах,
приспособлениях и материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте.
Стр.66-68 20 Одежда, ткань, нитки (1 ч)
Знакомство с видами одежды, её
назначением и материалами, из
которых её изготавливают. Способы
создания одежды. Виды тканей и
нитей их состав, свойства, назначение
и применение в быту и на
производстве.
Создание разных видов кукол из ниток
по одной технологии.
Понятия: выкройка, модель
. Изделие: «Кукла из ниток». Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые
материалы. Определять под руководством учителя
виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение
и применение в быту и на производстве.
Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости
от назначения изделий. Определять инструменты и
приспособления, необходимые для работы.
Осваивать умения наматывать, связывать и
разрезать нитки,
Планировать и осуществлять работу на основе
представленных в учебнике слайдов и текстовых
планов, сопоставлять эти виды планов.
Осмысливать способы изготовления одежды и её
назначение. Стр.69-73 21-23 Учимся шить (3 ч)
Знакомство с правилами работы иглой.
Освоение строчки прямых стежков,
строчки стежков с перевивом
змейкой,
строчки стежков с перевивом
спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями.
Использование разных видов стежков
для оформления изделия. Оформление
игрушки при помощи пуговиц.
Изделия:
«Строчка прямых стежков»
«Строчка стежков с перевивом
змейкой»,
«Строчка стежков с перевивом
спиралью».
«Закладка с вышивкой»,
«Пришиваем пуговицу с двумя
отверстиями»,
«Медвежонок Осваивать правила безопасной работы иглой при
изготовлении изделий. Осваивать виды стежков и
способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды
пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также
способы выполнения стежков на основе прямых
стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для
изготовления изделия по контрасту. Организовывать
рабочее место. Осваивать правила экономного
расходования тканей и ниток при изготовлении
изделия. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и
текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Стр.74-81 24 Передвижение по земле (1ч)
Знакомство со средствами
передвижения в различных
климатических условиях. Значение
средств передвижения в жизни
человека.
Знакомство с конструктором, его
деталями и приёмами соединения
деталей.
Изготовление из конструктора модели
тачки.
Изделие: «Тачка» Осваивать приёмы работы с конструктором:
знакомиться с видами деталей и способами их
соединения.
Конструировать изделие на основе
предложенного плана, искать и заменять детали
конструкции, выбирать способы сборки.
Применять приёмы работы с конструктором —
завинчивание и отвинчивание гайки — при сборке и
разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки).
Осваивать разные виды соединений деталей
(подвижное и неподвижное).
Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструкцию
простого бытового приспособления — тачки.
Планировать и осуществлять работу на основе
представленных в учебнике слайдов. Стр.82-88
Человек и вода (3 ч) 25 Вода в жизни человека. Вода в жизни растений (1ч)
Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание
растений и уход за комнатными растениями.
Правила ухода за комнатными растениями.
Проведение эксперимента по
определению всхожести семян.
Проращивание семян.
Понятие: рассада.
Изделие: «Проращивание семян»
Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде, её значении для жизни на земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта.
Сравнивать информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта) На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.
Проращивать семена.
Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. Определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями. Стр.90-95 26 Питьевая вода (1ч)
Изготовление макета колодца из
разных материалов (бумага и природные материалы).
Анализ конструкции изделия,
создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и
природного материала (палочек).
Создание композиции на основе
заданного в учебнике образца.
Изделие:«Колодец» Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике.
Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек).
Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца.
Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия. Сравнивать способы и приёмы изготовления изделия.
Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу.
Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления Стр.96-97 27 Передвижение по воде (1ч)
Знакомство со значением в одного
транспорта для жизнедеятельности
человека.
Проект «Речной флот».
Знакомство со способами сборки
плота. Создание из бумаги модели
плота. Создание фигуры
цилиндрической формы из бумаги.
Исследование различных материалов
на плавучесть. Знакомство со способами и приёмами изготовления
изделий в технике оригами.
Сравнение способов изготовления
плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов
Понятие: оригами
Изделия: «Кораблик из бумаги»,
«Плот». Анализировать процесс сборки реального объекта
(плота), конструировать макет плота с
использованием технологии реальной сборки.
Осваивать новые способы соединения деталей,
технику работы с бумагой — оригами.
Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его изготовления. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.
Определять используемые материалы и инструменты
по слайдам готовых изделий.
Осваивать приёмы техники оригами.
Сравнивать модели одного изделия, изготовленные
из разных материалов (в том числе изприродных и бросовых).
Использовать умения работать над проектом под руководством учителя. и с помощью рубрики
«Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять
план, распределять роли, проводить самооценку,
обсуждать план.
Слушать собеседника, излагать своё мнение,
осуществлять совместную практическую
деятельность анализировать свою деятельность. Стр.98-102 Человек и воздух (3 ч) 28 Использование ветра (1 ч)
Осмысление способов использования
ветра человеком. Работа с бумагой.
Изготовление макета по шаблону. Ра-
циональное размещение материалов и
инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи
линейки (вычерчивание диагонали).
Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу
Понятие: флюгер.
Изделие: «Вертушка» Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах.
Сопоставлять данную информацию со знаниями, полученными при изучении других предметов, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.
Осваивать технологию моделирования в
практической деятельности при изготовлении
вертушки.
Чертить диагональ по линейке.
Осваивать соединение деталей с помощью кнопки.
Использовать приёмы работы с бумагой.
Выполнять оформление изделия по собственному замыслу Стр.104-106 29 Полёты птиц (1ч)
Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: мозаика.
Изделие: «Попугай»
Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага».
Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники «рваная бумага».
Изготавливать по образцу в соответствии с планом
аппликацию из бумаги, контролировать и
корректировать последовательность выполнения.
Выполнять заготовки для мозаики в группе. Стр.107-109 30 Полёты человека (1ч)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятие: летательный аппарат.
Изделия: «Самолёт», «Парашют» Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов.
Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности.
Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем.
Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами.
Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта) Стр.110-114 Человек и информация (3 ч) 31 Способы общения (1ч)
Изучение способов общения и
получения информации. Закрепление
способов работы с бумагой, картоном,
глиной. Создание рисунка на
пластичном материале при помощи
продавливания. Перевод информации
в разные знаково-символические
системы (пиктограммы).
Использование знаково-
символической
системы для передачи информации
(кодирование, шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное
письмо» Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их.
Осваивать способы работы с новым материалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки.
Переводить информацию в разные знаково-символические системы (пиктограммы). Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы.
Определять приём работы с пластилином при изготовлении изделия.
Определять необходимые для изготовления изделия
материалы и инструменты по слайдовому плану. Стр.116-119 32 Важные телефонные номера. Правила движения (1 ч)
Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое отображение.
Изделие: «Важные телефонные
номера» Осуществлять поиск информации о способах передачи информации.
Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме. Ориентироваться в дорожных знаках.
Объяснять их значение.
Составлять таблицу важных телефонных номеров,
маршрута передвижения от дома до школы,
использовать для этого информацию из учебника и
собственный опыт.
Рисовать простой план местности, размечать на нём
дорожные знаки, определять маршрут. Стр.120-121 33 Компьютер (1ч)
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером.
Понятия: компьютер, Интернет Осуществлять поиск информации о компьютере, его
составных частях, сферах применения.
Осваивать правила использования компьютера.
Осваивать работу на компьютере: включать и
выключать его;
называть и показывать части компьютера; находить
информацию в Интернете с помощью взрослого. Стр.122-124