Поурочные методические указания Роговцева Н. И. Уроки технологии. 1 класс


Поурочные методические указания
Роговцева Н. И. Уроки технологии. 1 класс
Введение
Пособие, которое вы держите в руках, содержит методические рекомендации и является компонентом учебно-методического комплекта «Технология: человек, природа, техника», предназначенного для обучения в начальной школе общеобразовательных учреждений. Комплект состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырех классах, но в каждом присутствует своя специфика:
1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;
2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;
3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.
В учебнике для 1 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого и гофрированного картона, упаковочного материала, пластилина, глины, природного материала, ткани и ниток.
В работе с данным учебно-методическим комплектом учитель должен постоянно помнить о следующем:
• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;
• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства люди;
• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;
• пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
• все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;
• изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;
• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;
• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);
• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;
• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.
В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.
Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира.
Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы). Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый;
«Человек и земля» — зеленый;
«Человек и вода» — синий;
«Человек и воздух» — голубой;
«Человек и информация» — розовый.
В каждой части материал рассматривается с трех сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради. Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике.
Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам. В 1 классе особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления изделия и конечный результат. И здесь важна позиция учителя, его устная корректная положительная оценка работы ребенка. Это не значит, что не следует говорить ребенку о недостатках его изделия, а наоборот, нужно на них указывать, чтобы ребенок знал, на что ему необходимо обратить внимание в следующий раз. Для этого следует подобрать такие слова и обороты, чтобы ребенок вас понял, и у него не пропало желание создавать изделия своими руками. Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей.
В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо обратиться к рабочей тетради.
При переходе к практической работе с учениками следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения работы надо оценить выполненное ребенком изделие. К каждому практическому заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку при подготовке и анализе работы.
1. Сложность:
• очень легко;
• легко;
• трудно.
2. Затраты по времени:
• менее одного урока;
• один урок;
• поделку необходимо доделать дома.
3. Оценка своего изделия:
• над поделкой надо еще потрудиться;
• поделка сделана хорошо;
• поделка сделана отлично.
Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:
• название изделия;
• использование, назначение изделия;
• материалы, используемые для изготовления изделия;
• форма деталей изделия;
• количество и название деталей;
• способы соединения деталей в изделии.
Такой многоаспектный анализ поможет ребенку осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребенка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо еще поработать.
Отдельно следует отметить, что детей нужно учить подготавливать, организовывать свое рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия и доводить начатое до логического завершения. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, что позволит ему в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни и дальнейшем обучении.
Методические указания к планированию уроков рассчитаны на максимальное количество часов. Учитель по своему усмотрению может сокращать и увеличивать количество часов, отводимых на изготовление определенных изделий.
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Уроки 1—2
Темы: Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты (с. 5—10) 1.
Цели: познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями, рабочей тетрадью, героями; раскрыть содержание понятий «технология», «материалы», «инструменты», «приспособления», «графические обозначения», «свойства»; создать творческую атмосферу урока. Ход уроков
• Вводная беседа
На уроках мы будем знакомиться с материалами и инструментами, узнаем их свойства, будем осваивать простейшие технологические приемы вместе с героями учебника Аней и Ваней — юными дизайнерами и экспериментаторами.
Знакомство детей с условными обозначениями и структурными компонентами учебника.
• «Работа с тетрадью» — «Куклы Аня и Ваня»
Работа с текстом в учебнике на с. 7.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Моя анкета»
Создание рисунка.
Заполнение анкеты по аналогии с Аниной.
• Вводная беседа
На уроках технологии вы узнаете:
— из каких материалов человек делает необходимые вещи, дома, машины;
— какими свойствами обладают эти материалы;
— почему для изготовления разных предметов используются разные материалы;
— какие существуют способы обработки материалов;
— какими инструментами их обрабатывают;
— как устроены, сконструированы некоторые вещи, предметы, строения, машины;
— откуда люди узнают о материалах и их свойствах, об инструментах, о том, как надо сделать ту или иную вещь, предмет, строение, машину.
Труд человека преобразует природу. Человек создает предметы, продукты, необходимые для его существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов.
• «Проверяем себя»
Из какого материала сделан стол, парта? (Из древесины.)
Из какого материала сделана одежда? (Из ткани, кожи, меха.)
Из какого материала сделана линейка? (Из пластмассы.)
Из какого материала сделан стакан? (Из стекла.)
Из чего сделаны предметы, которые изображены на рисунках?
Какие инструменты используют в работе с тканью? (Ножницы, иглу.) Чем обрабатывают древесину? (Топором, пилой, рубанком.)
А что умеешь делать ты? С какими материалами и инструментами ты уже работал?
• «Работа с тетрадью» — «Материалы и инструменты»
• «Ищем информацию»
Давайте посмотрим в словарике юного технолога, что означает слово технология. (Работа над понятием.)
Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий — технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!
• Подводим итоги
Как вы поняли, что такое технология?
Чему можно научиться на уроках технологии?
• Делаем вывод
На уроках технологии мы будем учиться конструировать и изготавливать различные поделки. Это будет первым шагом на пути к настоящему мастерству.
Уроки 3—4
Темы: Человек, природа, техника. Профессии. Организация рабочего места (с. 11—14).
Цели: дать представление о мире природы и о предметном мире, созданном человеком; показать красоту окружающего мира; формировать представления о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества; раскрыть содержание понятий «профессия», «орудия труда»; воспитывать культуру организации деятельности.
Ход уроков
• Вводная беседа
Наш дом во Вселенной — планета Земля. Из всех планет Солнечной системы только Земля оказалась пригодной для жизни.
Люди приспосабливались, чтобы выжить в трудных условиях. Они осваивали земное, водное и воздушное пространства, брали у природы все, что она предлагала, — еду, материалы для одежды и строительства жилища.
Посмотрите вокруг себя. Что у нас в классе сделано человеком?
Что создано природой?
Работа с текстом в учебнике на с. 12.
• «Работа с тетрадью» — «Инструменты и машины»
Заполнение схемы.
Для каждой профессии необходимы свои инструменты и материалы. Назовите профессии людей, которые создают различные предметы. Назовите профессии людей, которые используют различные инструменты.
Работа с заданием в учебнике на с. 13.
Чтобы удобно было работать, надо организовать свое рабочее место. Посмотрите, как Аня приготовилась к уроку труда. Опишите ее рабочее место.
Расскажите, какие школьные принадлежности необходимы для работы.
• «Работа с тетрадью» — «Рабочее место»
• Подводим итоги
Назовите виды деятельности, которыми дети занимаются в школе.
Назовите профессии людей, которые работают в школе.
• Делаем вывод
Труд человека преобразует природу. Человек создает предметы, продукты, необходимые для его жизнедеятельности.
Расскажите о профессиях своих родителей.
Кем вы хотите быть, когда вырастите?
ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ
Урок 5
Тема: Природный материал (с. 16—18).
Цели: способствовать новым открытиям детьми красоты родной природы, воспитывать бережное отношение к ней; дать общие сведения о различных видах природного материала; закрепить знания учащихся о правилах сбора, сортировки и хранения природного материала; раскрыть содержание понятий «природный материал», «пресс», «аппликация».
Ход урока
• Вводная беседа
Мы с вами пойдем на экскурсию в лес, давайте к ней подготовимся. Подумайте, что окружает нас за городом. (Природа.) Это трава, цветы, деревья, озеро, река и многое другое. Человек и природа — единое целое.
Условно природу можно разделить на земное, водное и воздушное пространства.
Природа богата и разнообразна. Она щедро делится с человеком своими дарами. Человек получает от природы разные растения, рыбу, птиц, зверей, сырье для изготовления материалов, из которых он делает различные предметы.
• Экскурсия
Цель экскурсии: формировать понятия о жизненных формах растений (деревья, кустарники, травы, мхи и т. д.) и о том, как их использует человек.
В зависимости от местных условий и того, куда будет организована экскурсия (в парк, лес, во двор школы и т. д.), содержание и объем информации будут разными. Основной объем следующий: деревья (древесина) используются для строительства дома, изготовления мебели, игрушек, в качестве топлива, шпал на железной дороге, столбов для проведения электричества, а также для изготовления бумаги; кустарники — для плетения корзин, коробов, мебели и т. д.; травы — для корма животных; ягоды, грибы — для употребления в пищу; семена растений — для питания, выращивания новых растений; опавшая листва идет на перегной и очень полезна для роста растений.
Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья, травинки, веточки, шишки, желуди и т. д., чтобы использовать их в дальнейшем для создания красивых аппликаций.
Вернувшись в класс, дети под руководством учителя перекладывают собранные листья листами бумаги и кладут под пресс для просушки (см. схему в учебнике на с. 17). Шишки, желуди хранят в полиэтиленовых мешках.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Фигурки из листьев»
• «Работа с тетрадью» — «Загадочные листочки»
Анализ изделия (проводится на каждом уроке):
— Что изображено на рисунке? (Рыбы, птицы и лесные звери.)
— Как и из чего выполнены эти аппликации? (Они составлены из сухих листьев, которые приклеены на бумагу.)
— Из какого природного материала составлено изображение рыбки?
— Рассмотрите имеющиеся у вас листья, найдите листик, похожий на тело рыбки, и положите его на лист бумаги, который будет служить фоном, подберите листики для плавников и составьте изображение рыбки.
Учитель помогает детям подобрать нужные детали и составить изображение. Затем объясняет и показывает, как наклеить детали на фон (см. Памятку № 6).
Учитель предлагает детям рассмотреть имеющийся у них материал и составить изображение любого животного или птицы.
• «Работа с тетрадью» — «Чудо-коробочка»
• Подводим итоги
Какие вы знаете природные материалы?
Почему нельзя срывать природный материал, а нужно собирать его?
Урок 6
Тема: Пластилин (с. 19—25).
Цели: познакомить детей со свойствами пластилина; раскрыть содержание понятий «пластилин», «приемы работы», «эскиз», «сборка», «отделка», «разметка»; учить работать по плану. Ход урока
• Вводная беседа
Пластилин создан человеком из белой глины, глицерина, вазелина (чтобы глина не высыхала) и воска (чтобы глина была всегда пластичной). Чтобы придать пластилину цвет, используют специальные красители.
• «Проводим опыт, наблюдаем»
Дети проводят опыт. (Текст в учебнике на с. 19.)
Знакомство с приемами работы с пластилином.
Правила организации рабочего места при работе с пластилином и глиной: на парту постелить клеенку или бумагу, работать в специальной одежде (нарукавники, передник (или халат)), или просто засучить рукава, справа или перед собой положить нитку для разрезания, салфетку. Знакомство с новым инструментом — стекой.
• «Делаем сами» — «Мудрая сова»
План работы в учебнике на с. 22—23.
Каких еще зверушек можно сделать из шишек?
• «Работа с тетрадью» — «Фигурки из природного материала»
• Подводим итоги
Какими свойствами обладает пластилин?
Какие правила необходимо соблюдать при сборе природного материала?
Какие правила поведения в лесу вы знаете?
• «Делаем сами» — «Ромашковая поляна»
При выполнении этой работы ученики делают рельефный рисунок из пластилина, осваивают новые приемы лепки: размазывание, сплющивание и прилепливание.
• Подводим итоги
В чем сходство и различия пластилина и глины?
Уроки 7—8
Темы: Растения (с. 26—33).
Цели: показать значение растений для человека (земледелие, садовый инвентарь, профессии); познакомить с терминами «проект», «композиция», с частями растений; формировать навык ухода за растениями, интерес и уважение к труду человека; знакомить с первоначальными умениями проектной деятельности.
Ход уроков
• Вводная беседа
Жизнь без растений на Земле была бы невозможна. Растения — источник пищи и кислорода для всех живых организмов на планете. Каша, которую мы едим на завтрак, апельсиновый сок, который мы пьем, даже джинсы, которые мы носим, — все это сделано из растений. Рассмотрите схемы в учебнике на с. 26.
• «Путешествуем во времени»
Текст в учебнике на с. 27.
Зимой мы планируем, какие овощи (ягоды) мы посадим. Давайте рассмотрим семена различных овощей. Весной мы сажаем морковь, картофель, высаживаем рассаду помидоров, огурцов, перца. Летом пропалываем грядки, прореживаем овощи, поливаем посадки. В конце лета, осенью собираем урожай. Осенью готовим землю к посадкам на следующий год.
• «Работа с тетрадью» — «Сад, огород», «Мой завтрак»
• «Делаем сами» — «Получение и сушка семян»
Дети учатся извлечению и сушке семян из плодов овощных растений.
План работы в учебнике на с. 29.
• «Работа с тетрадью» (с. 16—17)
Подумайте, как капуста попадает в щи. Расскажите по рисункам из рабочей тетради.
• «Делаем сами» — «Овощи из пластилина»
План работы в учебнике на с. 30—31.
Применение приемов лепки: вытягивания, раскатывания и прищипывания; лепка из жгутиков.
• Проект «Выставка овощей из пластилина»
План работы в учебнике на с. 32.
Учитель должен правильно организовать проектную деятельность. С учениками необходимо обсудить тему проекта, обратить внимание на проблемные вопросы (связанные как со взаимодействием между учениками, так и с определенными конструкторскими вопросами), распределить, кто какое действие будет осуществлять. Учитель должен постоянно наблюдать за действиями детей, поскольку между ними может возникать непонимание, связанное с несформированностью навыка коллективной деятельности.
• Подводим итоги
Назовите месяцы и времена года.
Расскажите, что мы делаем в саду и огороде в разное время года.
Какие овощи вы знаете?
Урок 9
Тема: Бумага (с. 34—41).
Цели: научить работать с шаблонами, картоном и цветной бумагой; закрепить навыки разрезания ножницами бумаги и картона; развивать навыки работы с инструментами (карандаш, ножницы, кисть), аккуратность, усидчивость; раскрыть содержание понятий «берёста», «волокно», «шаблон», «симметрия». Ход урока
• Вводная беседа
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым материалом, с которым человек сталкивается каждый день. Из этого материала изготавливают поделки, на нем пишут и рисуют, он бывает цветным, белым и прозрачным. Догадайтесь, что это за материал. (Бумага.)
• «Проводим опыт, наблюдаем»
А знаете ли вы, из чего сделана бумага? (См. в учебнике на с. 34.)
Знакомство с правилами работы с ножницами и со свойствами бумаги.
Найдите информацию о том, когда и где впервые изготовили бумагу.
Знакомство с правилами работы с шаблоном из рабочей тетради, разметки бумаги приемом сгибания, с новым инструментом — гладилкой.
• «Работа с тетрадью» — «Волшебные фигуры»
На основе шаблонов дети делают симметричные фигурки из цветной бумаги, составляют композицию.
• «Делаем сами» — «Закладка для книги»
Ученики работают с шаблонами, размечают узоры по линейке, составляют симметричную композицию, делают сборку изделия при помощи клея.
Практическая работа проходит с постоянным обращением к правилам работы с инструментами, шаблонами и т. д.
План работы в учебнике на с. 40.
• Подводим итоги
Из чего делают бумагу?
Расскажите о применении бумаги.
Урок 10
Тема: Пчелы (с. 42—43).
Цели: закреплять умение работать с пластилином как способом соединения деталей; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; осваивать первоначальные представления о разнообразии профессий.
Ход урока
• Вводная беседа
Знаешь ли ты, что половину видов животного мира составляют насекомые? Они очень различаются по внешнему виду и образу жизни. Например: саранча может достигать длины 33 см; в одном муравейнике живут до 8000 красных лесных муравьев; овод может летать со скоростью 50 км/ч.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы в учебнике на с. 42.
Опишите, какой формы насекомые, их отдельные части тела.
• «Путешествуем во времени»
Текст в учебнике на с. 42.
• «Делаем сами» — «Пчела и соты»
Дети соединяют детали при помощи пластилина, работая с природным материалом.
• «Работа с тетрадью» — «Пчела на одуванчике»
• Подводим итоги
Где живут пчелы?
Кто за ними ухаживает?
На каких цветах пчелы собирают нектар?
Какие продукты, кроме меда, производит пчела? (Воск, прополис, пыльца.)
Какие виды меда вы можете назвать? (Цветочный, липовый, гречишный и др.)
Урок 11
Тема: Дикие звери (с. 44—47).
Цели: формировать умение работы в группе (проектной деятельности); развивать умение и навыки при работе с пластилином, сенсорику, мелкую моторику рук; продолжать обучать приемам лепки; воспитывать усидчивость, аккуратность, сосредоточенность; раскрыть содержание понятия «коллаж».
Ход урока
• Вводная беседа
Каких животных вы знаете?
Какие животные изображены на рисунке в учебнике?
Почему эти звери называются дикими?
Где они живут, чем питаются?
Кого из этих зверей можно увидеть в зоопарке?
• Проект «Дикие звери»
План работы в учебнике на с. 45.
• «Ищем информацию»
Расскажите о своем любимом животном: как оно выглядит, где живет, какие у него повадки.
• «Делаем сами» — «Лисята»
Дети разрезают пластилин при помощи нитки или стеки, лепят мелкие детали приемом вытягивания и соединяют детали из пластилина.
План работы в учебнике на с. 44—45.
• Подводим итоги
Какие новые приемы лепки из пластилина мы изучили?
Кого из диких зверей можно вылепить, используя те же приемы лепки, которые использовали при лепке лисят?
Урок 12
Тема: Домашние животные (с. 48—49).
Цели: познакомить учащихся со значением для человека домашних животных, с уходом за домашними животными; развивать навыки в овладении приемами лепки из пластилина; обучать навыкам самостоятельного планирования и организации деятельности.
Ход урока
• Вводная беседа
С домашними животными в дом приходят уют и любовь. Человек кормит своих любимцев, заботится о них. Важно правильно выбрать животное для своего дома. Многим домашним животным надо совсем мало места, а другим необходима большая территория.
• «Путешествуем во времени»
Много тысячелетий назад люди стали приручать нужных им животных — лошадей, коров, коз, собак и т. д. Приручение животных облегчило жизнь человека.
В Древнем Египте домашние питомцы появились 4000 лет назад. Это были кошки, гиены и даже львы.
• «Делаем сами» — «Домашние животные»
Ход работы аналогичен ходу работы над лепкой лисят (см. Урок 11).
• Подводим итоги
Аня хочет завести волнистого попугайчика, а Ваня — хомячка. О чем они должны подумать?
Что необходимо для этих домашних животных?
Какой требуется за ними уход?
Расскажите о животных, которые обычно живут в городских квартирах, как они выглядят. Как нужно за ними ухаживать?
Урок 13
Тема: Такие разные дома (с. 50—54).
Цели: познакомить с разнообразными видами построек, использованием различных материалов; развивать навыки работы с шаблонами, пространственное воображение; раскрыть содержание понятий «жилище», «макет», «риски».
Ход урока
• Вводная беседа
Как вы думаете, для чего и из чего человек строит свое жилище? От чего это зависит?
• «Путешествуем во времени»
Научившись строить дома, древние люди выбрались из темных пещер, где они спасались от непогоды и диких зверей. Люди начали осваивать районы, где не было естественных укрытий. Тип дома зависел от местных строительных материалов и от погоды в разное время года.
Рассмотрите рисунок в учебнике с разнообразными типами построек: жилище из веток — шалаш, глиняное жилище с соломенной крышей — хата, жилище из льда — иглу, из кирпича — дом, из бревен — изба.
Где чей домик?
• «Работа с тетрадью» — «Строим дом»
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Домик из веток»
Перед изготовлением домика необходимо провести с детьми опыт по наблюдению за свойствами гофрированного картона (см. в учебнике на с. 52).
• Подводим итоги
Какие инструменты и материалы использует человек при строительстве жилища?
Что люди используют для обогрева своего дома?
Урок 14
Тема: Посуда. Сервировка стола для чаепития (с. 55—60).
Цели: научить приемам лепки из целого куска пластилина; продолжать формировать умение работы в группе; познакомить с технологией изготовления посуды, материалами, из которых ее изготавливают, функциями посуды, правилами сервировки стола; формировать навык правильного поведения за столом; раскрыть содержание понятия «сервировка».
Ход урока
• Вводная беседа
Наше тело напоминает большую машину, которая постоянно работает. Даже во сне сердце бьется, легкие дышат, кровь циркулирует и т. д. Пища — это топливо, благодаря которому идут эти процессы. Храним пищу мы в посуде и едим из нее.
На с. 55 учебника рассмотрите разные виды посуды.
• «Делаем сами» — «Чайник»
Дети лепят из целого куска пластилина с последующим выбиранием стекой внутренней полости.
Собираем гостей на чаепитие. Сервируем стол. Правила поведения за столом.
• Проект «Чайный сервиз»
План работы в учебнике на с. 57.
• Подводим итоги
Как и из каких материалов человек изготавливал посуду в древние времена?
Урок 15
Тема: Свет в доме (с. 61—63).
Цели: показать разнообразие освещения домов в разные времена; познакомить с правилами работы с шилом; развивать навык вырезывания по окружности.
Ход урока
• Вводная беседа
Уют и комфорт современной квартиры зависит от качественного освещения. Мы знаем множество осветительных приборов — это лампа, люстра, торшер и др.
• «Путешествуем во времени»
Рассмотрите в учебнике на с. 61 виды освещения.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Торшер»
Перед началом работы учитель должен провести серьезную беседу с детьми о технике безопасности при работе с шилом. (Правила работы с шилом даны в учебнике на с. 61.)
• Подводим итоги
Расскажите, как освещается ваш дом.
Какие осветительные приборы есть в вашей комнате?
Урок 16
Тема: Мебель. Уборка квартиры (с. 64—66).
Цели: познакомить с функциями мебели, предметами мебели, новым способом разметки — через копировальную бумагу, свойствами копировальной бумаги; развивать пространственное воображение.
Ход урока
• Вводная беседа
В доме нас окружает множество вещей. Каждая из них имеет свое назначение. Мебель в доме необходима. Когда мы садимся обедать, делать уроки, ложимся спать, всегда пользуемся мебелью.
В доме должно быть чисто, уютно. Ежедневно необходимо проводить уборку квартиры:
1. Утром проветривать комнату.
2. Заправлять постель.
3. Влажной тряпкой протирать мебель, двери, подоконники.
4. Протирать пол.
• «Работа с тетрадью» — «Наш дом»
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Стул»
Дети делают разметку через копировальную бумагу. Учителю необходимо провести беседу о свойствах копировальной бумаги и приемах работы с ней.
• Подводим итоги
Перечислите предметы мебели и их назначение.
Из каких материалов изготавливают предметы мебели?
Назовите другие предметы в комнате. Для чего они служат?
Расскажите, как вы ухаживаете за мебелью в своей комнате.
Урок 17
Темы: Одежда. Ткань. Нитки (с. 67—71).
Цели: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; развивать мышление, внимание, воображение, глазомер; раскрыть содержание понятий «ткань», «выкройка»; воспитывать усидчивость, аккуратность, бережное отношение к одежде и внимание к своему внешнему виду. Ход урока
• Вводная беседа
Из чего делают одежду? (Из ткани.)
Из чего делают ткань? (Из ниток.)
Из чего делают нитки? (Из волокон.)
Для чего используется ткань?
Какие предметы, сделанные из ткани, ты знаешь?
Какие инструменты и материалы нужны для того, чтобы сшить брюки? (Карандаш, линейка, сантиметровая лента, ножницы, иголка и нитки, швейная машина.)
Для чего нужна швейная машина? (Она сшивает ткань быстрее, и шов получается ровнее.)
• «Работа с тетрадью» — «Времена года и одежда»
• «Ищем информацию»
Как шьют одежду? (Делают выкройку, раскраивают ткань, сшивают изделие, украшают его. Это технология пошива одежды.) Профессии.
• «Наблюдаем, экспериментируем»
Ваня очень любит работать с бумагой. Из нее можно делать аппликации, оригами и многое другое. А Аня любит работать с тканью.
Сравните свойства этих материалов.
Какое назначение имеет каждый вид ниток?
• «Путешествуем во времени»
Основное назначение игрушки — служить забавой и развлечением для детей, но у нее есть и другие функции. Игрушки готовили детей прошлого к взрослой жизни. Среди первых игрушек, несомненно, были куклы. Их делали из тряпок, воска и бумаги.
Любите ли вы делать подарки? Думаю, что да. Давайте сделаем куклу в подарок маме или бабушке.
• «Делаем сами» — «Кукла из ниток»
Ученики работают с нитками. Приемы: наматывание, связывание, разрезание ниток.
Подарок принесет еще больше радости, если он красиво упакован.
• Подводим итоги
Расскажите, где используется ткань и нитки.
Урок 18
Темы: Учимся шить. Способы пришивания пуговиц (с. 72—79).
Цели: научить выполнять простейшие швы, пришивать пуговицы; дать представление о видах пуговиц; развивать мышление, внимание, глазомер; воспитывать мотивацию к работе руками, усидчивость, старание; раскрыть содержание понятий «наперсток», «шов». Ход урока
• Вводная беседа
Для чего необходимо учиться выполнять швы?
С помощью каких инструментов и техники выполняются швы?
Анализ стихотворения «Заяц-портной».
Перед работой детей необходимо познакомить с правилами безопасной работы с иголкой (см. в учебнике на с. 72).
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Выполняем швы»
Учащиеся выполняют швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» («спиралью» или «змейкой»).
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Закладка с узорами»
План работы в учебнике на с. 74.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Игольница»
План работы в учебнике на с. 75.
• «Делаем сами» — «Пришиваем пуговицы»
План работы в учебнике на с. 76.
• «Работа с тетрадью» — «Медвежонок»
Сделайте портрет медвежонка: пришейте пуговицы. Какой способ пришивания вы выберете?
• Подводим итоги
Посмотрите, какие пуговицы лежат в маминой коробке для рукоделия. На какие виды вы бы разделили пуговицы?
Уроки 19—20
Тема: Новый год (с. 80—83).
Цели: научить приемам обрывания бумаги по контуру рисунка, конструированию изделий, практическому применению правил сотрудничества в коллективной деятельности; познакомить со значением труда и праздников в жизни человека.
Ход уроков
• Вводная беседа
Мы все любим праздники. Но для того чтобы сделать праздник веселым, ярким, интересным, нужно к нему подготовиться: купить подарки, сочинить поздравление. Но есть еще одно очень важное дело — это украшение квартиры и праздничного стола. Как вы готовитесь к празднику?
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Украшение на окно»
План работы в учебнике на с. 80.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Украшение на елку»
План работы в учебнике на с. 82.
• Проект «Украшаем класс к Новому году»
• Подводим итоги
Как люди готовятся к Новому году?
Урок 21
Тема: Передвижение по земле (с. 84—85).
Цели: познакомить со способами передвижения и перемещения грузов по земле; обобщить знания детей о назначении и использовании наземного колесного транспорта; учить детей работать с соблюдением последовательности технологических операций, использованием декоративного и отделочного оформления изделий.
Ход урока
• Вводная беседа
Каждый день мы передвигаемся по земле разными способами. Расскажите, какой транспорт вы используете для передвижения по городу.
• «Путешествуем во времени»
Как человек перевозил грузы? (На себе, волоком, с помощью носилок, тележки, на вьючных животных и т. д.) Как человек перевозит грузы в наше время? (На грузовике, самосвале, с помощью подъемного крана.)
Долгое время на Руси лучшим способом перевозки грузов являлись запряжные сани. Рассмотрим конструкцию: сани состоят из полозьев, кузова или сиденья. Грузы с помощью специально обработанных полозьев намного легче перемещать.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Санки»
Ученики точно сгибают бумагу по разметке, слегка продавливая сгиб перед этим, и разрезают ее ножницами по сложной линии разметки. Стоит обратить на это внимание детей и проговорить сложные этапы.
• Подводим итоги
Какие виды транспорта использовали люди раньше, а какие — сейчас? Чем они различаются?
Урок 22
Тема: Конструктор (с. 86—90).
Цели: познакомить с наземными видами транспорта, профессиями людей, работающих на транспорте, машинами и механизмами, с основными деталями конструктора и приемами работы с ним; развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику рук, терпение, усидчивость; учить соблюдать последовательность технологических операций.
Ход урока
• Вводная беседа
Учителю нужно выяснить у учеников, кто из них уже делал модели из этого конструктора. Если такие дети есть в классе, то можно их привлечь к этапу ознакомления остальных учеников с деталями конструктора и приемами работы с ним.
• «Делаем сами» — «Тачка»
План работы в учебнике на с. 88.
• Подводим итоги
Зачем люди изобрели машины?
На чем люди ездили, когда не было машин?
Что такое транспорт? Какие машины относятся к транспорту?
Какие существуют виды транспорта?
Как называются профессии людей, работающих на транспорте?
ЧЕЛОВЕК И ВОДА
Уроки 23—24
Темы: Вода в жизни человека. Выращивание растений. Питьевая вода (с. 92—97).
Цель: познакомить со значением воды в жизни людей, животных и растений.
Ход уроков
• Вводная беседа
Людям, животным и растениям необходима для жизни вода. Для нормальной работы организма нам необходимо ежедневно пить воду, возмещая потерю жидкости, выделяемой из организма. Без воды человек может прожить не более 4 суток. Кроме того, без воды остановятся многие технологические процессы на заводах и невозможен рост растений.
• «Делаем сами» — «Проращивание растений»
Для выполнения этого задания необходимы семена перца, которые ученики заготавливали осенью (см. учебник, с. 29).
Необходимо заранее с детьми выбрать метод фиксирования роста растения (фотографии или рисунки) по желанию. Также стоит обсудить требования к оформлению папки с материалами для презентации.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Колодец»
Для изготовления этого изделия можно использовать спички или палочки (но не круглые).
Анализ изделия:
— Из какого материала сделан макет? (Подставка из бумаги, сруб колодца из палочек.)
— Что видно между палочками-бревнами? (Основа — кубик, к которому приклеиваются бревна колодца.)
— Какие еще детали изображены? (Подставка для макета.)
— Зачем оставлены белые просветы? (На них приклеим колодец и поставим избушку.)
— Что еще есть на схеме? (Крышка для колодца и заготовка для основы колодца.) Что обозначают линии на ней? (Ее нужно вырезать, сделать сгибы и склеить.)
Можно предложить детям оформить макет как иллюстрацию к любой знакомой им сказке, сконструировать любые нужные предметы, продумать и выполнить крепление избушки на макете.
• Подводим итоги
Нужно ли экономить воду? Почему? Как это можно делать?
Урок 25
Тема: Передвижение по воде (с. 98—102).
Цели: познакомить с передвижением по воде и перевозкой грузов, с водным транспортом, с общими представлениями о конструкции; провести эксперимент; обучить приемам составления композиции.
Ход урока
• Вводная беседа
Мы говорили о том, как можно передвигаться по земле, но развитие человечества не стоит на месте, и человек научился передвигаться и по воде. Во многом передвижению помогает течение.
• «Наблюдаем, экспериментируем» — «Что плавает, что тонет»
Проведем эксперимент: какие материалы тонут, а какие плавают.
Сделайте предположение, а потом проверьте во время эксперимента, правильно ли оно.
• «Работа с тетрадью» — «Кораблик из бумаги»
• «Путешествуем во времени»
Первым плавательным средством было обыкновенное бревно, затем появился плот. Примерно 5500 лет назад шумеры и египтяне начали делать тростниковые лодки. Строили они и легкие суда с веслами и парусами для морских путешествий. Примерно с 1500 г. н. э. начало развиваться кораблестроение, и европейцы пустились в дальние путешествия, чтобы увидеть мир за океаном. В XIX в. вместо дерева в кораблестроении начали применять сталь, а паруса уступили место пару — появился пароход. Сегодня суда развивают высокие скорости.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Плот»
Учитель должен обратить внимание учеников на то, как надо правильно скручивать трубки с помощью круглой палочки или карандаша.
Анализ изделия:
— Рассмотрите рисунок. Что изображено? (Плот с парусом.)
— Для чего используется плот? (Для передвижения по воде.)
— Из чего делают плоты? (Из стволов деревьев.)
— С помощью чего передвигается плот? (Легко плывет по течению, на мелком месте люди отталкиваются шестом, на более глубоком гребут веслом.)
— Из чего сделано это изделие? (Из бумажных трубок.) Сможет ли плот долго удержаться на воде? (Нет, бумага намокнет и плот утонет.)
• Проект «Речной флот»
План работы в учебнике на с. 102.
• Подводим итоги
Из каких материалов делают плоты, лодки, корабли?
Какое свойство древесины использовал человек для изготовления плотов?
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ
Уроки 26—27
Темы: Использование ветра. Полеты птиц (с. 104—107).
Цели: развивать техническое и логическое мышление, мелкую моторику рук; формировать умения работы в технике «мозаика»; познакомить с использованием человеком силы ветра, передвижением по воздуху.
Ход уроков
• Вводная беседа
Людям, животным и растениям необходим воздух для жизни. Очень важно сохранить воздух чистым для будущих поколений.
Шелест листвы, раскачивание деревьев, воздушный змей в небе — все это происходит благодаря движению воздуха. Это ветер.
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Вертушка»
План работы см. в учебнике на с. 105.
Чем птицы отличаются от зверей?
Тело зверей покрыто шерстью, а тело птиц покрыто перьями. Птицы умеют летать. Это дает им возможность перемещаться с места на место, легче находить корм.
• «Ищем информацию»
Знаешь ли ты самую маленькую и самую большую птицу?
Все ли птицы умеют летать?
• «Делаем сами», «Работа с тетрадью» — «Попугай»
Учитель должен обратить внимание учеников на то, что кусочки бумаги нужно отрывать средней величины. Неудобно отрывать и приклеивать слишком маленькие кусочки, а если отрывать слишком большие кусочки, то работа получится неаккуратной и некрасивой.
Урок 28
Тема: Полеты человека (с. 108—112).
Цели: познакомить учеников с разными видами летательных аппаратов; провести эксперимент и сделать выводы; раскрыть содержание понятия «оригами».
Ход урока
• Вводная беседа
Какой самый быстрый вид транспорта?
На какие расстояния летают самолеты?
Чем отличается вертолет от самолета?
Кто управляет самолетом?
Каким должен быть пилот?
• «Наблюдаем, экспериментируем»
Какие предметы долго держатся в воздухе, а какие падают сразу? Почему?
Сравните, как падает смятая бумага и ровный лист.
• «Делаем сами» — «Парашют»
Парашют состоит из купола, в котором есть отверстие, строп и груза. Купол парашюта замедляет падение, и парашютист (или груз), висящий на стропах, благополучно приземляется.
Анализ изделия:
— Какие детали нужны для изготовления изделия? (Вырезать купол и зайца, заготовить стропы.)
— Проверьте изделие в действии. Если парашют опускается неровно, то увеличьте тяжесть груза.
• «Наблюдаем, экспериментируем»
Подумайте, почему летают мыльные пузыри.
• Подводим итоги
Из каких частей состоит парашют и какова их роль?
Почему парашют плавно опускается, а зонт переворачивается?
Зачем в куполе парашюта нужно отверстие?
ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ
Урок 29
Тема: Способы общения (с. 114—117).
Цели: развивать способности ориентироваться в информации разного вида; воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности; познакомить со способами общения людей друг с другом, с развитием письменности, использованием различных материалов для передачи всевозможной информации.
Ход урока
• Вводная беседа
Очень много всего неизвестного и неизведанного. Мы часто друг другу задаем вопросы: почему? Где? Когда? Для чего? И порой не на каждый вопрос нам могут ответить учителя, родители. А какими еще способами мы можем добыть нужную нам информацию?
Информацию можно найти:
— на экскурсии в музее;
— в книгах и журналах;
— в фильмах, фотографиях, диафильмах;
— поговорив со специалистами.
• «Узнаем подробнее»
Умение говорить отличает человека от животных. Хотя у некоторых млекопитающих и птиц тоже есть свои «языки», но человеческая речь несравненно более высокоразвитая.
• «Делаем сами» — «Зашифрованное письмо»
Самостоятельное задание для детей, при выполнении которого им необходимо будет проявить свою фантазию. Можно организовать проектную деятельность и назвать проект, например, «Код 1 Б класса».
• «Делаем сами» — «Письмо на глиняной дощечке»
План работы в учебнике на с. 117.
• Подводим итоги
Расскажите нам о вашем увлечении.
Урок 30
Темы: Важные номера телефонов. Правила дорожного движения (с. 118—119).
Цели: познакомить с современными средствами связи, правилами дорожного движения; развивать способность ориентироваться в информации разного вида, техническое и логическое мышление.
Ход урока
• Вводная беседа
Очень важно знать, как можно передать информацию, но также нужно знать, к кому и куда можно обратиться для получения необходимой информации.
Рассмотрим таблицу с важными телефонными номерами («скорая помощь», милиция, единая служба спасения, поликлиника, дежурный врач, домашний телефон, школа, друг (подруга)). Есть ли в твоей телефонной книге эти телефоны? Какую информацию ты можешь получить по этим телефонам?
• «Работа с тетрадью» — «Важные телефонные номера»
Ученики делают для себя таблицу с важными телефонными номерами. Учителю необходимо подсказать ученикам, где можно найти эти номера в соответствии с тем, в каком регионе России они проживают.
Какие знаки помогают нам ориентироваться в городе?
Рассмотрите рисунки. Что важно для безопасности движения на улицах?
Какие знаки дорожного движения помогают тебе ориентироваться в городе?
Нарисуйте свой маршрут от дома до школы.
Сделайте в классе уголок «Правила поведения на улице».
• Подводим итоги
Расскажите о дорожных знаках, которые встречаются вам по дороге в школу.
Урок 31
Тема: Компьютер (с. 120—122).
Цели: дать первичные знания об основных составных частях компьютера, их назначении; познакомить с Интернетом как одним из основных современных источников информации; помочь овладевать умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; учить соблюдать безопасные приемы труда при работе с компьютером.
Ход урока
• Вводная беседа
Находясь по разные стороны земного шара, люди разговаривают друг с другом и смотрят одни и те же телепрограммы. Электронные приборы преобразуют речь, изображение и слова в электросигналы. Телефон, радио и телевизионные системы передают сигналы по проводам или с помощью радиоволн, в том числе через космические спутники связи.
Компьютеры поистине великое достижение техники. Они способны решать сложнейшие задачи практически во всех областях — в банковском деле, в архитектуре, в промышленности и т. п. Компьютеры участвуют и в создании новой техники, помогая проектировать машины. Компьютеры повсюду и выглядят они по-разному. Иногда компьютеры спрятаны в приборах и машинах.
• Подводим итоги
Назовите приборы, машины, которые работают с помощью компьютера.
Посчитайте, сколько компьютеров вы встретите за день.
Мечтаете ли вы о компьютере и роботе, которые будут во всем помогать? Нарисуйте, как они должны выглядеть. Что они должны уметь делать?
Из чего состоит компьютер?
Назовите его части и объясните их назначение.
Компьютеры всего мира могут быть связаны друг с другом. Эту международную (интернациональную) сеть называют Интернет. Можно представить Интернет как огромную паутину.
Каждый может подключиться к Интернету, чтобы смотреть картинки, найти нужную информацию, слушать сказки и музыку.
Знаешь ли ты, как стать пользователем Интернета
Приложение
Памятка № 1
Безопасность в классе
• строго следуйте указаниям учителя;
• уберите длинные волосы назад, завяжите их или заколите, спрячьте длинную (болтающуюся) одежду в брюки;
• работайте тихо и осторожно, не мешайте работать другим ребятам;
• инструменты и приспособления храните на рабочем месте;
• берите инструменты только по разрешению учителя;
• уберите за собой и приведите рабочее место в порядок после окончания работы.
Памятка № 2
Раскрой деталей.
Работа с режущим инструментом
• не размахивайте рукой, в которой держите ножницы;
• передавайте ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;
• при выполнении раскроя правильно держите ножницы: большой и средний пальцы — в кольцах, указательный поддерживает инструмент снизу кольца.
• для хорошего качества раскроя широко раскрывайте лезвия, режьте их средней частью, плавно закрывайте и не смыкайте лезвия до конца выполнения разреза;
• при разрезании по прямой линии направляйте ножницы по линии разметки;
• по наружному криволинейному контуру режьте против часовой стрелки, поворачивайте материал, а не ножницы;
• не режьте на ходу;
• режьте сидя, повернувшись вполоборота от товарища, концы ножниц направляйте вниз;
• закончили работу, положите ножницы сомкнутыми лезвиями от себя.
Памятка № 3
Разметка деталей по шаблону
• при разметке по шаблону держите шаблон левой рукой, карандаш правой (если ребенок левша, то наоборот);
• линии разметки проводите слева направо, они должны быть тонкими, волосными;
• помните об экономии бумаги, на материале располагайте шаблоны правильно.
Памятка № 4
Требования к инструментам
при работе с бумагой
Для работы с бумагой или картоном ребенку понадобятся карандаш, линейка и ножницы. Карандаш должен быть не слишком мягким (М или ТМ) и хорошо заточенным. От этого зависит точность и качество выполнения изделия. Ребенку лучше дать небольшие ножницы с закругленными концами лезвий, чтобы ему было удобно ими работать; линейку — деревянную или пластмассовую, длиной 30 см.
При выполнении некоторых операций ребенку понадобится помощь взрослого. Помощь нужна будет, например, при прорезании щелей, когда необходимо сделать прорези и надрезы на бумаге. Для этого лучше использовать выдвижной канцелярский нож.
Памятка № 5
Требования к инструментам
при работе с пластилином
Для лепки изделий необходим пластилин, стека, прочная нитка, клеенка или плотная бумага, чтобы закрыть стол.
Для разрезания пластилина можно использовать прочную нитку. Ее завязывают одинарным узлом, затягивают на месте, разрезая брусок. Этот прием используют, когда ребенку необходимо разделить брусок на части.
В остальных случаях кусок пластилина отрывается от бруска пальцами или отрезается стекой. Стека нужна для проработки деталей изделия и для нанесения узоров. Существует несколько разновидностей стек для выполнения разных видов работы.
Для развития мелкой моторики рук лепка должна производиться только пальцами. Любую форму нужно лепить пальцами, а не раскатывать между ладонями, поскольку в этом случае работают мышцы предплечья, локтевой и плечевой суставы, которые у ребенка в этом возрасте развиты в достаточной мере.
Чтобы поделка не была липкой (в случае, например, если она используется в игре), нужно втереть в ее поверхность немного талька или муки.
Памятка № 6
Правила и приемы работы с клеем
• работайте на подкладном листе;
• клей берите на кисть небольшими порциями, излишки вытирайте специальной тряпочкой;
• намазывайте клеем ту деталь, которую приклеиваете;
• намазывайте клеем деталь полностью от середины к краям, в заключение проведите кистью по всем краям заготовки;
• мелкие детали наклеивайте, взяв клей с подкладного листа;
• проглаживайте склеенные детали через притирочный лист тряпочкой, чтобы не разорвать или не сместить мокрую бумагу;
• после работы вымойте клеевую кисть и вытрите ее тряпочкой;
• все склеенные детали и изделия высушите под прессом.
Памятка № 7
Творческий проект
План:
1. Выбор и обоснование проблемы.
2. Исследование и развитие идеи.
3. Выбор материалов.
4. Инструменты и приспособления.
5. Эскиз изделия.
6. Технологическая карта.
7. Анализ результатов работы.
8. Экономический расчет.