Открытый урок по математике Действия с обыкновенными дробями 
Дата: 
Тема урока: «Действия с обыкновенными дробями»
                                                         
Класс: 5.
 Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний 
Цели урока: 
дидактическая: систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Обыкновенные дроби». Формировать умения применять знания  при решении задач и уравнений, выбирать наиболее рациональные способы решения;   
развивающая: развивать логическое мышление, умение анализировать, продолжить работу по развитию математической речи;
воспитательная: формировать эстетические навыки при оформлении записей, развивать навыки самоконтроля,  на примере старинных задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок по систематизации и обобщению изученного материала.
Технические средства: мультимедийный проектор, экран.
Технологии обучения: интерактивная, технология дифференцированного  обучения.
Методы: наглядности (наблюдения); словесный (беседа, объяснение); практический (самостоятельная работа, тренировочные упражнения); проблемный.Этапы урока и их содержание Деятельность Время
учителя  учащихся Слайд 1.
Организационный;
Вступительное слово учителя:
   Ребята! Мы научились выполнять различные действия с обыкновенными дробями: находить сумму, разность, умножать и делить дроби.  Сегодня нам понадобятся все эти знания при решении задач, примеров и уравнений. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто не умеет читать, кто не умеет писать, кто не умеет слушать. Таких нет? Тогда, я думаю, всё у нас получится!
 Слайд 2.
      II. Актуализация знаний;
а) Повторение и систематизация знаний при выполнении устных упражнений: 
Вопросы:
Какие дроби называют правильными? 
Выберите из ряда чисел правильные дроби.
Выберите верный вариант ответа:
Слайд 3.
3.а) Выделите целую часть из неправильной дроби;
 (А);   (И);  (В); 
        б) Представьте в виде неправильной дроби смешанное   число: 
(О);  (Н);  (Л).
          Подставьте буквы, соответствующие числам в таблицу и отгадайте слово.
      
В А В И Л О Н
 Слайд 4:
4. Найдите закономерность с которой расположены числа в первом домике, и найдите недостающее число:
5. Найдите закономерность с которой расположены числа в первой таблице и найдите недостающие числа в двух следующих:
        
Слайд 5:
 
6. Найди соответствие:
           
III. Выполнение упражнений:
Слайд 6:
Слайд 7:
     2.Решите уравнения:
              
  
    
 
Слайд 8.
  Задачи для устного решения
 К какому типу относятся эти задачи? Решите их устно.
 
       Почтальон Печкин разнёс по  адресам 6 писем, это составляет     части всех писем в его сумке.                                                                                          Сколько писем надо доставить по адресам Печкину?
6:3/7=14(писем)
      Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.   части этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил счастливый Матроскин ?                                      
2∙2/5=8(л) сметаны
Слайд 9, 10.
  4.Задача для письменного решения.
Задача Пифагора Самосского   (VI век до н.э.)
           
V. Подведение итогов урока.
Притча.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу».А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве Храма».— Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.— Кто работал так, как первый человек?— Кто работал добросовестно?— Кто принимал участие в строительстве храма?
Спасибо за урок! Приветствие.
Проверка готовности учащихся.
Сообщение темы и цели урока.  
Формулирует вопросы,
следит за верностью рассуждений.
Вопрос: какие дроби называются правильными, а какие неправильными?
Какое изобретение индийских математиков человечество использует до сих пор?
Проверить ответ по гиперссылке.
(Слайд 13)
Повторить правила: как выделить целую часть из неправильной дроби, представить смешанное число в виде дроби?
 
Задаёт вопросы, 
следит за правильностью рассуждений.
Сформулировать правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,
сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.
Вопрос: сформулируйте правила умножения и деления обыкновенных дробей на натуральное число.  
 
Ученик читает стихотворение, ребята предлагают фамилию автора.
Учитель предлагает проверить предположение, решив пример.
Вопрос:  в каком компоненте находится неизвестное?
Следит за грамотным решением у доски и проверяет индивидуальное решение по карточкам.
  
Какие две основные задачи  на части (дроби) вам известны?
Сформулируйте правило нахождения части от целого и целого по его части. 
Следит за грамотностью рассуждений.
Совместно с учащимися выбирает метод решения.
По гиперссылке можно проверить решение задачи и перейти к исторической справке (слайды 12,14)
Выставляет оценки, подводит итоги урока.
 Записывают число и тему урока.
Отвечают  на вопросы,  после обсуждения   на экране высвечивается правильный ответ.
1.ИНДИЯ 2.Ответ:б).
Ответ: ВАВИЛОН.
Сообщение об истории возникновения обыкновенных дробей готовит один ученик: (приложение, презентация)
     
Верный ответ появляется после обсуждения решения.
Ответ:2.
Предлагают методы решения.  
Формулируют правила, решают примеры.
Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях, трое учеников получают индивидуальное задание (см. приложение 1, 2, 3, 4)
Двое учеников решают у доски, класс по вариантам записывает решение в тетрадях.
  
Отвечают на вопросы, устно решают задачи.
Предлагают и обсуждают решение задачи.
Один ученик записывает решение у доски,
Остальные  в тетради.
Условие задачи можно записать в виде схемы. 2-3
3
5
3
4
7
7
 
3
7
2-3
Приложение:
Карточки с индивидуальными заданиями.
1.Найдите значение выражения:
                            3.Найдите значение выражения:
2.Найдите значение выражения:
 4.Найдите значение выражения:
1. Решение
    
3.Решение
Решение
  4.Решение