Технологическая карта урока музыки для 5 класса на темуО подвигах, о доблести, о славе


Этап урока Время Тип урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Личностные результаты МетапредметныеПредметные Ресурсы урока (муз.-худ Материал)
1.Мотивация 5 мин Изучение нового материала
Организация учебной мотивации
.Настраивание учащихся на деятельность
Музыкальное приветствие.
Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с музыкального эпиграфа.
Ребята, вы узнали эту музыку?

Кто может сказать, как называется это произведение?
Скажите, что это за музыкальный жанр?
А как вы думаете, почему и зачем композиторы писали подобную музыку?
А как выдумаете, ребята чему будет посвящен наш с вами урок?
Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: “О подвигах, о доблести, о славе…» Запишите ее в тетерадь«ВечноЗапишите е Выполняют задания мотивационной работы. Отвечают на вопросы учителя
Приветствуют учителя.
Да, мы ее слушали несколько уроков назад (во 2-й четверти). Это музыка Моцарта.
Реквием.
Реквием- произведение траурного характера, Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.
Чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших.
Погибшим на войне, о солдатах, о героях.
Мотивируются на активную деятельность Учатся слушать вопросы и отвечать на них. Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Моцарт «Реквием» «Лакримоза»
2. Осмысление учебной задачи 10 мин Первичное усвоение нового теоретического материала.
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений.
До наших дней дошли древнейшие былины, воспевающие мужество богатырей, солдатские песни русского народа, произведения русских композиторов.
Давайте с вами сейчас их вспомним.
Заполним следующую таблицу
А теперь давайте проведем Викторину. Расположите в порядке звучания данные произведения:
1. «Вставайте люди русские» хор из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»
2. «Ария Ивана Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»
3. Фрагмент из 1 части «Богатырскаой» симфонии А.П.Бородина
Проверка. Оценки.
физминуткаУчащиеся заполняют таблицу
Учащиеся делают викторину
Формирование эмоциональной отзывчивости. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Путём исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве; Звучит «Реквием» Моцарта (Лакримоза)
3. Открытие нового знания
4.Обобщение и закрепление.
Рефлексия
20 мин
10мин
10 мин Изучение нового материала
Организует рефлексию по типу «вопрос- ответ»
Дом. Задание
Сохранить в своей памяти и в своем сердце память о погибших героях хотели не только композиторы, но также и поэты. И эта память помимо скорби носила порой иной окрас – яркий, призывный, героический, торжественный, светлый. Будто бы авторы хотели запомнить сильных, мужественных героев, устоявших перед всеми нечеловеческими испытаниями. Вселить веру в светлое будущее. Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося поэта Роберта Рождественского, с отрывками из его знаменитой поэмы «Реквием».
Поэма начинается со строк. Давайте их прочитаем
Какие переживания поэта вы почувствовали, читая эти строки?
Одинаковы ли по эмоциональному настрою эти стихотворные фрагменты?
Чтение отрывков с выражением Р.Рождественский «Реквием»
Как вы думаете, какая идея заложена в первом стихотворном фрагменте?
А во втором стихотворении?
Скажите, а какой общей идее посвящены эти стихотворные строчки?
Продолжая разговор о подвигах, о славе, о доблести предлагаю вам познакомиться с творчеством русского, а точнее советского композитора Д.Б.Кабалевского (1904-1987), который жил в 20 веке; не понаслышке знает о войне: первую мировую войну он пережил, будучи ребенком 10-14 лет, а когда началась вторая мировая война, композитору было 37 лет. В 1962 году Кабалевский написал свой «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. Теперь давайте послушаем фрагменты из Реквиема Д.Б. Кабалевского, а называется он хор «Наши дети»
Кто является исполнителем? Как построено данное произведение?
Меняется ли в нем настроение? Каков его характер?
Теперь давайте послушаем ещё один фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, который называется «Помните!».
Кто поет вначале? Каков характер музыки?
Присутствует ли здесь также принцип контраста? Меняется ли в нем настроение?
Как звучит музыка в конце произведения?
Как вы думаете, какова идея этих музыкальных произведений?
Правильно. Как и Р. Рождественский, Д.Б.Кабалевский проклинает войну, призывает к борьбе за мир, за светлое будущее детей.
К теме войны обращались многие композиторы песенники и сегодня я предлагаю вам вспомнить песню «Вечный огонь» муз.Р. Хозак, сл. В. Златоустовского
Итак, ребята, давайте вспомним о чем мы сегодня с вами говорили, и оценим свою деятельность.
О чем мы сегодня узнали с какими произведениями познакомились?
Что же такое реквием?
А кто из поэтов прославлял подвиги героев
Совершенно верно. Все активно работали на уроке и поэтому получают хорошие оценки
Найдите в интернете примеры произведений русских композиторов, посвященных теме войны
Нарисуйте рисунок, посвященный Победе в Великой Отечественной войне
Выпишите в тетрадь имена композиторов, обращавшихся к жанру реквиема.

Учащиеся читают отрывок
Вечная
слава
героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная
слава
героям!
Слава героям!
Слава!! Но зачем она им,эта слава, -
мёртвым?
Для чего она им, эта слава, -
павшим?
Всё живое -
спасшим.
Себя - не спасшим.
Мы почувствовали гордость за героев – солдат.
Эти отрывки контрастны по настроению
Первый отрывок – торжественный, яркий, звучит как гимн.
второй – с ноткой горечи, сожаления.
Призыв к современным людям сохранить мир, предотвратить войны (приводят примеры из текста)
Надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.
– «Это песня о солнечном свете».
Идеи мирной жизни.
Чтобы никогда не было войн.
Исполняет детский хор.
Происходит чередование разных интонаций – прием контрастов. Светлая песенная звучность вступления словно перебивается грозными интонациями, ритмами ударных.
В звучании детского хора также чередуются эпизоды лирические мажорные («Это песня о солнечном свете») с драматическими минорными («Именем солнца, именем Родины клятву даем») Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.
Вначале поют солисты: мужской голос (баритон) и женский (сопрано)
Как и первое произведение Д. Кабалевского, это произведение построено по принципу контраста, чередования голосов солистов со звучанием темы хора «Наши дети». От этого музыка приобретает ещё более драматический характер.
В заключении произведение звучит уверенно и победно.
Идея мирной жизни.
Дети исполняют песню «Вечный огонь»
Мы познакомились с таким произведением Д. Кабалевского как реквием «Помните»
Часто реквиемом называются отдельные небольшие вокально-симфонические или оркестровые произведения или эпизоды внутри крупных произведений – оперы или симфонии,
Поэт Р. Рождественский. Он написал поэму «Реквием» Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества
Понимание жизненного содержания народной и профессиональной музыки
Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства
Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития
Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития
запись набата, фрагмента кантаты Прокофьева «Ал.Невский»)
Слушают «Реквием»
Кабалевского, хор «Наши дети»
Слушание фрагментов из Реквиема Д.Б. Кабалевского, хор «Наши дети».
фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского, «Помните!».