Открытый урок по математике на темуДвижение в одном и том же направлении ПНШ
Открытый урок математики в 4 классе ПНШ
Тема: Движение в одном и том же направлении
Цели: 1.Закреплять умение решать задачи на движение разных видов с опорой на соответствующие схемы; обеспечить условия для усвоения учащимися понятий скорость сближения и скорость удаления.
2. Формировать познавательный интерес у учащихся.
3. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.
3. Формировать навык самостоятельной работы через дифференциацию заданий.
4. Воспитывать аккуратность через выполнение графических работ по оформлению чертежа к задачам.
Оборудование: презентация «Задачи на движение», карточки для индивидуальной самостоятельной работы.
Ход урока
Организационный момент.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Пусть сегодня для нас всех
В работе сопутствует успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелайте нам удачи
И успешности в придачу!
2. Основополагающий вопрос.
«Движение-кладовая жизни». ( Плутарх)
-Объяснить смысл высказывания.
С самого рождения человек не мыслит себя без движений. Без движения вперед немыслимо развитие человека, науки, общества, государства.
-Как связано понятие движение с математикой?
-Для чего нужно уметь решать задачи на движение?
-Давайте определим цель нашего урока (решение задач ).
Будет много трудных заданий. Пожелаем друг другу удачи.
3. Устный счет.
1) Крот бежал 8 секунд со скоростью 10 см/с. Какое расстояние пробежал крот?
2) Самолет пролетел 1500 км за 3 час. С какой скоростью летел самолет?
3) Антилопа 80 м бежала со скоростью 20 м /с. Сколько времени она затратила на этот путь?
4) Лодка плыла 3 ч со скоростью 7 км/ч. Какое расстояние проплыла лодка?
5) За 5 секунд бегемот пробежал 60 метров. С какой скоростью бежал бегемот?
6) Мышка, убегая от кота, пробежала 12 м со скоростью 3 м /с. Сколько времени ушло у нее на спасение?
7)Жираф бежал 60 с со скоростью 12 м/с. Какое расстояние пробежал жираф?
8) Оса летела 40 км со скоростью 20 км/ч. Сколько времени она была в полете?
Все объекты выполняли какое-то действие.
-Замените его одним словом . ( движение )
-Какими понятиями мы пользовались при решении ? ( скорость , время, расстояние ).
Обобщение:
-Как найти скорость?
-Как найти время?
-Как найти расстояние?
-Сегодня эти понятия помогут нам в решении задач.
4. Актуализация знаний.
Прежде чем мы перейдем к решению задач, назовите какие могут быть ситуации движения объектов?
Ситуация первая
-Два объекта движение начинают одновременно навстречу друг другу.
Ситуация вторая
-Два объекта движение начинают одновременно в противоположных направлениях.
-Движение в противоположных направлениях из одного пункта.
Ситуация третья
-Два объекта движение начинают одновременно в одном направлении.
-Какие понятия мы используем при решении данных задач?
(скорость сближения и скорость удаления)
-Что такое скорость сближения?
-Что такое скорость удаления?
Обобщение ответов детей.
1.Расстояние - пройденный путь.
2.Скорость - расстояние, пройденное за единицу времени.
5. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником с. 48 , № 158
По каждой из следующих схем опиши ситуацию, относящуюся к движению двух объектов в одном и том же направлении. Обрати внимание на исходное положение каждого объекта и на различие скоростей этих объектов, что показано с помощью стрелок разной длины (чем больше длина стрелки, тем больше скорость)
Назови схемы, на которых один объект удаляется от другого в течение всего процесса движения (схемы а, в )Как меняется взаимное расположение объектов в процессе движения, представленного на схеме б)? (один объект догоняет другой )Какой из данных схем можно воспользоваться при решении следующей задачи? (б)
От двух железнодорожных станций одновременно в одном и том же направлении отправились два поезда: пассажирский и товарный. Товарный поезд двигался со скоростью 60 км/ч, а пассажирский поезд двигался вслед за товарным со скоростью 80 км/ч. Через сколько часов такого движения товарный поезд должен пропустить вперед пассажирский, если расстояние между станциями отправления по железной дороге равно 80 км?
80-60=20 (км/ч) – скорость изменения расстояния
80:20=4(ч) – пассажирский поезд догонит товарный
Ответ: через 4 часа.
- Какое расстояние будет между поездами через 2 часа после момента обгона, если движение продолжится с теми же скоростями?
1)20*2=40(км)
Ответ: 40 км.
№ 159, с. 49
По каждой из следующих схем опиши ситуацию, относящуюся к движению двух объектов в противоположных направлениях. Обрати внимание на исходное положение каждого объекта и на различие скоростей этих объектов, что показано с помощью стрелок разной длины.
-Назовите схемы, на которых один объект удаляется от другого в течение всего процесса (а, в)
-Как меняется взаимное расположение объектов в процессе движения, представленного на схеме б)? (объекты приближаются друг к другу )-Какой схемой можно воспользоваться при решении этой задачи?
(схемой а)
От одной и той же станции одновременно в противоположных направлениях отправились два поезда: пассажирский и товарный. Товарный поезд двигался со скоростью 60 км/ч, а пассажирский - со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа такого движения?
1)60=80=140 (км/) – скорость удаления
2)140*3=120 (км) – расстояние между поездами через 4 часа
Ответ:420 км.
6.Физминутка
Мы выходим на разминку!
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз! Раз – два,
Раз – два,
Раз – два!
Хвати, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
7. Работа в парах по рядам
Задача 1
Из двух городов, расстояние между которыми 66 км, одновременно
навстречу друг другу вышли два лыжника. Скорость первого 12 км /ч. Скакой скоростью ехал второй лыжник, если они встретились через три
часа?
1)12*3=36(км) - прошел 1 лыжник
2)66-36=30(км) - прошел 2 лыжник
3)30:3=10(км/ч) - скорость 2 лыжника
Ответ:10 км/ч.
Задача 2
Из спортивного лагеря в противоположных направлениях одновременно
вышли две туристические группы. Скорость движения одной группы 6
км / ч, а второй – на 1 км/ч меньше. На каком расстоянии друг от друга
будут группы через 4 часа?
Какой из этих схем воспользуемся при решении этой задачи?
1)6-1=5(км/ч) - скорость 2 группы
2)6+5=11(км) - скорость удаления
3)11*4=44(км) - через 4 часа
Ответ: 44 км/ч.
Задача 3
Два всадника выехали одновременно из двух пунктов навстречу
друг другу и встретились через 4 часа. Скорость одного всадника 13
км/ч, а скорость второго 12 км/ч. Какое расстояние междуэтими пунктами?
1)13+12=25(км/ч) - скорость сближения
2)25*4=100(Км) - расстояние между двумя пунктами
Ответ: 100 км.
8. Физминутка - игра
Да - хлоп, нет - топ.
1. Пешеход должен идти по дороге навстречу движущемуся транспорту (да).
2. На велосипеде можно ездить по дороге с 7 лет (нет).
3. Зеленый сигнал светофора означает - движение разрешено (да).
4. Переходя через улицу, сначала посмотри направо (нет).
5. Красный сигнал светофора означает – движение запрещено (да).
9. Самостоятельная работа.
Решение задач на связи между величинами.
Ребята со сформированными умениями и способные к самостоятельной работе, работают по индивидуальным карточкам, в которых 3 задачи на закрепление ранее полученных знаний.
1.С бархана одновременно вышли 2 верблюда и отправились в противоположные стороны. Скорость первого верблюда – 12м/м, скорость второго – 10 м/м. Через какое время расстояние между ними будет 66 метров?
1)12+10=22(м/м)- скорость удаления
2)66:22=3(м)- будет 66 метров
Ответ: через 3 минуты.
2. Из двух гнезд одновременно навстречу друг другу вылетели два ястреба. Встретились они через 6 с. Скорость одного ястреба6 м/с, а скорость другого - 16 м/с. Какое расстояние между гнездами ястребов?
1)6+16=22(м/с)- скорость сближения
2)22*6=132(м) - расстояние между гнездами
Ответ: 132 метра.
3.От пристани одновременно отплыли в противоположных направлениях 2 весельные лодки. Через 3 часа расстояние между ними было 39 км. Скорость первой весельной лодки- 8 км/ч. С какой скоростью плыла вторая лодка?
1)8*3=24(км) - прошла 1 лодка
2)39-24=15(км) - прошла 2 лодка
3)15:3=5(км/ч) - скорость 2 лодки
Ответ: 5 км / ч.
10. Домашняя работа.
10.Рефлексия и самоконтроль.
-Чем занимались на уроке?
-Какие задачи решали?
-Подумай, как ты справился с работой. Оцени себя.
Зеленый - работал слаженно, помогал другим, хочу знать больше.
Синий - я старался, но получилось не все, я могу лучше.
Красный - пока испытываю трудности, буду стараться.
- Знания каких величин использовали в решении?
- Что вам было понятно в ходе урока?
- Что вызвало затруднения?
10. Оценивание учащихся.