Cамоанализ педагогической деятельности учителя географии


Самоанализ педагогической деятельности учителя  географии  Самоанализ педагогической деятельности учителя географииБорейша Светланы Феликсовны Я, Борейша Светлана Феликсовна, работаю учителем географии в ГБОУ СОШ №709 СВАО г. Москвы, первый год.  
В настоящее время важной задачей школы является воспитание всесторонне развитой личности.  За время своей работы я убедилась, что нельзя воспитывать детей не любя их, и нельзя добиться хороших результатов, не любя свой предмет. Я – учитель географии и придаю своему предмету важное значение в развитии детей. Всегда поддерживаю нестандартность и оригинальность мыслей учеников, их творческие способности. Я убеждена в том, что всё начинается с развития любознательности и смекалки детей, поэтому в качестве проблемы, над которой работаю, я выбрала «Развитие познавательной деятельности на уроках географии». В своей работе применяю нестандартные формы ведения уроков (КВНы, заочные путешествия, различные тематические игры «Звёздный шанс», «Геошанс»). Обычно такие уроки применяю при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся. Они являются хорошим стимулом к более тщательному изучении материала и развитию интереса учащихся к географии. Вместе с этим на уроках открываются широкие возможности дифференцированного подхода к учащимся, позволяющие рационально использовать интеллектуальные возможности ичности.
Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:
- способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления и др.);
- учить детей думать критически (творчески);
- развивать в них умение работать совместно с другими людьми;
- создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:
- Закон об образовании.
- Концепция модернизации российского образования.
- Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Методическое обеспечение:
В 6 классе обучение по программе Т.П.Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Н.П.Неклюковой.
В 7 классе по программе под редакцией В.А.Коринской, И.В.Душиной. В. А. Щенева.
В 8-9 классе по программе под редакцией А.И. Алексеева
В 10 классе по программе под редакцией Е. М. Домогатских, А.И. АлексеевскогоПри разработке системы своей педагогической деятельности я остановилась на элементах технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности обучающегося на уроках географии
В своей работе я опираюсь на технологию развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика (технология «ИСУД»), представленную в трудах Галеевой Н. Л., которая позволяет современному учителю достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на уроках географии.
Для реализации поставленных задач я использую различные методы работы:
репродуктивный, проблемного изучения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и исследовательский. Все эти методы направлены на развитие учебного успеха ученика на уроках географии.
Репродуктивный – использую при закреплении, повторении, при самостоятельной работе по составлению описания географического объекта.
Объяснительно-иллюстративный – при изучении нового материала, новых понятий: солнечная радиация, климатические пояса. Дети воспринимают готовую информацию (слушают, смотрят, читают, запоминают) т.е. закладывается основной запас знаний, на базе которого можно самостоятельно добывать новые.
Частично-поисковый исследовательский метод использую на уроках географии в 6-9 классах. При изучении темы «Погода, ее влияние на здоровье человека» (деловая игра).
Формы организации учебной деятельности на уроках разнообразны: индивидуальная, групповая, коллективная.
Осуществляю дифференцированный подход к учащимся в обучении географии, что обеспечивает каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. При этом мысленно объединяю учащихся в несколько временных типологических групп в соответствии с их интересами или успехами в изучении географии. Строю учебный процесс в соответствии с реальными учебными возможностями каждой группы. Использую приёмы обучения, отвечающие особенностям каждой группы. Предлагаю детям задания разного уровня сложности: творческие, проблемные задания или репродуктивные. Осуществляю дифференциацию также и по характеру помощи учащимся.
В обучении географии использую лекционно-семинарскую и зачётную формы организации обучения, способствующие воспитанию у школьников самостоятельности, творческого подхода в добывании знаний. Например, изучение раздела «География Московской области», тема «Природные комплексы и антропогенное воздействие» в 8 классе начинаю с урока-диалога «Влияние природных ресурсов на жизнь и здоровье человека». На этом уроке учащиеся получают перечень вопросов, на которые им предстоит ответить на зачёте, список новых терминов, необходимых при изучении этого раздела. Учащиеся получают представление о том, что узнают и чему научатся при изучении этой раздела. Второй урок – семинар «Антропогенное воздействие на природу». Третий урок – практикум «Рациональное природопользование». Четвёртый урок – конференция «Экологическая ситуация в Московской области». На пятом уроке провожу зачёт по теме «Человек и природа». Как правило, ещё до урока-зачёта несколько учащихся успешно отвечают на вопросы зачёта, эти учащиеся становятся моими помощниками на зачёте.
На своих уроках для усвоения новой темы каждым учеником применяю коллективно-групповой способ обучения. Работа в группах – это, прежде всего, возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается в семье, в школе. Коллективно-групповая работа побуждает к действию, к активному сотрудничеству и повышает ответственность учащихся. Она даёт возможность не только поднять интерес к географии, а также развивает творческую самостоятельность учащихся, учит работать с различными источниками знаний. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока. Чем снимается бесконечная традиционность урока. Уроки позволяют применять элементы занимательности. Что повышает интерес к географии. Групповую форму урока применяю в 6-11 классах. Так, в 6-ом классе, при изучении темы «Озёра», я разделила класс на три группы. Учебные возможности детей в классе неровные. При формировании групп для работы на уроке старалась рассадить детей так, чтобы в одной группе были учащиеся с различными уровнями обучаемости, так как на уроке отрабатывала новый материал. Урок по теме «Озёра» был запланирован как урок изучения нового материала. Цели урока: создать условия для развития самостоятельной деятельности учащегося с целью формирования понятия «озеро», представлений о типах озёрных котловин, сточных, бессточных озёрах; способствовать развитию умения работать с текстом учебника; воспитывать умения общаться в коллективе при выполнении совместной работы. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе для повышения мотивации учащимся предложена загадка по теме урока. Для актуализации знаний использован приём «веер» ( на листе бумаги дети, сидящие на одном ряду записывают свои ассоциации на доске). Цели урока детьми поставлены самостоятельно с уточнениями учителя. Главный акцент урока – понятие «озеро», которое дети ввели самостоятельно), типы озёрных котловин, их происхождение. На этом этапе урока каждая группа, используя текст учебника, рассматривает образование одного из типов озёрных котловин, находит примеры озёр данного происхождения и пытается изобразить на листе вид озера сверху, то есть, установить взаимосвязь между происхождением озёрной котловины и формой озера. По окончании работы, один из участников группы рассказывает у доски о результатах своей работы. Все остальные участники слушают выступление своего одноклассника. Во второй части урока даётся ещё один небольшой блок нового материала по характеристике сточных вод (бессточных озёр). При закреплении материала вновь организована работа в группах. Задание: определить озеро по географическим координатам, по карте выяснить, является ли данное озеро сточным или бессточным, солёным или пресным. По окончании этого этапа работы мною применяется мягкая форма контроля – взаимоконтроль между группами. В результате выявлена группа, справившаяся с заданием и группа, не справившаяся с работой, выявлены основные ошибки, допущенные при выполнении заданий. Заключительный этап урока – рефлексия. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке и над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии – дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого каждый ребёнок уже знает, на что следует обратить особое внимание. При групповой работе ученики самостоятельно и с помощью учителя работают с различными источниками знаний, это приобщает их к работе с учебной литературой. Такая организация урока развивает умение отбирать нужный материал, оценивать его, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы. Роль учителя на таком уроке – координировать деятельность учащихся, следить за работой групп, оказывать помощь по мере необходимости. В результате учащиеся в ходе изучения нового материала проявляют самостоятельность. Отсутствие скованности на уроке и необычность формы его проведения вызывает интерес к изучаемому материалу.
Считаю принципиально важным стимулировать самостоятельную познавательную деятельность школьника, поэтому активно использую на уроках географии ролевые игры, например: «Экскурсионное агентство» (9 класс, тема «Связь. Сфера обслуживания»), «Путешествуем по озерам Барабы» (6 класс, тема «Озера родного края) и т. д.Особое внимание уделяю проблеме профессионального самоопределения. Профориентационные уроки в системе специализированной подготовки учащихся к жизни помогают им сознательно выбрать будущую профессию. Например, при изучении темы «Картографическая съёмка местности» в 6 классе мои ученики знакомятся с профессиями топографа и геодезиста; а, изучая тему «Общая характеристика рельефа России» в 8 классе, учащиеся узнают о профессиях геолога, геоморфолога, вулканолога, сейсмолога, эколога.
Росту успешности обучения способствует оборудованный кабинет географии, где сосредоточен и систематизирован материал, необходимый для выполнения программ: демонстрационный и раздаточный (тесты, проверочные и самостоятельные работы, карточки, разноуровневые задания) дополнительная литература, справочники, стенды, настенные карты, компьютер, электронные уроки «Кирилла и Мефодия». (Приложение №11).
Остановлюсь подробнее на использовании электронных образовательных ресурсов на уроках географии. Замечу, что применение ИКТ и электронных образовательных ресурсов оправдано только в тех случаях, когда они дают более существенные результаты по сравнению с другими формами обучения. Прежде всего, это организация индивидуального и дифференцированного обучения учащихся, использование виртуальных лабораторий, компьютерных моделей для организации исследовательской деятельности школьников, вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием сети Интернет. Использование ИТ на уроках позволяет мне:
Организовать индивидуальное интерактивное обучение;
Использовать анимацию, компьютерные модели и виртуальные лаборатории для демонстрации;
Проводить компьютерные практические работы;
Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
Осуществлять контроль знаний учащихся с использованием компьютерных программ или технологий дистанционного обучения.
В своей работе я использую мультимедиа-курс «Уроки географии Кирилла и Мефодия» и цифровые электронные носители, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, дополненный картами и иллюстрациями, анимациями, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. В состав курса включены: интерактивные карты, энциклопедические статьи, тесты и проверочные задания, видеофрагменты, термины и понятия в справочнике.
В течение года были проведены следующие мероприятия:
Презентация проекта «Семь чудес России» для -6 кл.
Подвижная географическая викторина «По странам и континентам» - 7 кл.
Игра «Самый умный» - 8 кл.
Я полагаю, что для успешной педагогической деятельности необходим хороший контакт и содружество между педагогом и учениками, а этого можно достигнуть выдержкой, уважением к личности и профессионализмом. По результатам обследований, проведенных администрацией школы, 91% учащихся чувствуют себя на моих уроках комфортно, 96% - удовлетворены знаниями, полученными на уроке, 100% - понимают цели деятельности.
Количество успевающих на «4» и «5» составляет 66-82,3%.
Я систематически работаю над повышением своего профессионального мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, внедряю в опыт своей работы новые технологии.
В 2014 г. Учавствовала в дне открытых дверей Педагогического университета «Первое сентября».
Для усовершенствования своей педагогической деятельности вхожу в состав творческой группы естественнонаучного цикла. В ходе работы группы организовываются взаимопосещение и анализ учебных занятий, традиционные педагогические семинары, школьные конференции. Эти формы позволяют оперативно приводить мой профессионально-квалификационный уровень в соответствие с потребностями практики.
Имею публикации в журнале «География в школе» и на сайтах «Педсовет. Орг.», «Первое сентября», «Учпортал».
Считаю, что моя педагогическая деятельность соответствует современным тенденциям образования.