Роль учителя в создании здоровьесберегающих условий на уроке

Роль учителя в создании здоровьесберегающих условий на уроке.
Автор: учитель биологии
Полянская Елена Константиновна

МКОУ «Курбатовская СОШ»,
пос. Курбатово, Нижнедевицкий район, Воронежская область


Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули, среди прочего, формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни.
В течение 11 лет жизни дети проводят 70% своего времени в школе. В связи с этим возникают факторы риска, для здоровье учащихся такие как:
- интенсификация учебного процесса;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- стрессовая учебная деятельность;
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сегодня здоровье детей вызывает серьезную тревогу врачей, учителей, родителей и поэтому очень много удаляется внимания сохранению здоровья школьников. И это не случайно, т.к. на сегодняшний день прослеживается тенденция ухудшения физического состояния детей по сравнению с их сверстниками предыдущих поколений.
В последние годы в школах в образовательный процесс стали внедрять интенсивный метод обучения.
Согласно энциклопедическому определению слово «интенсивный» определяется как напряженный, усиленный, дающий высокую результативность. Значит фактически «интенсификация» образовательного процесса означает усиление, увеличение напряженности детей.
К интенсификации процесса обучения относится уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, что приводит к увеличению объёма домашнего задания, а также к перегрузкам и утомлению.
Несмотря на то, что при интенсивном обучении используются наиболее важные достижения психологии и педагогики, чаще всего это приводит к нарушению максимально допустимой нагрузки для учащихся. Например, в соответствии с нормативными требованиями, первоклассникам запрещается давать домашние задания, а санитарные правила устанавливают время необходимое для выполнения домашних заданий всем учащимся со второго по одиннадцатый класс.
 Обучение в 1 классе осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).
Затраты времени на выполнение не должны превышать (в астрономических часах):
во 2 - 3 классах - 1,5 ч,
в 4 - 5 классах - 2 ч,
в 6 - 8 классах - 2,5 ч,
в 9 - 11 классах - до 3,5 ч;
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.
Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.

Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий. Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье обучающихся.
Перегрузку обучающихся могут вызывать:
- чрезмерно большое домашнее задание;
- чрезмерно трудное домашнее задание;
- несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;
- неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.
Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.
Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать
во 2 классе – 20 минут,
в 3 и 4 классах – 30 минут.
Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе.
Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом задаются по желанию обучающихся. 

Очень часто школа нарушает эти требования и отнимает все свободное время. У школьников нет возможности нормально отдыхать, гулять, общаться с друзьями, что приводит к синдрому хронической усталости. Ухудшение здоровья детей в школе связано с перегрузкой нервной системы из-за нехватки времени. Очевидно, что чрезмерные интеллектуальные нагрузки вредны для здоровья детей.

Кроме того, важная причина, ведущая к снижению здоровья – это гиподинамия. Отмечается дефицит активности у детей школьного возраста. Школьники находятся без движения почти половину суток. В школе преобладают малоподвижные занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока. Дома свободное время занято выполнением домашних заданий, компьютерными играми, телевизором. В результате у учащихся появляются такие проблемы со здоровьем, как лишний вес, изменение осанки, снижение иммунитета.

Хроническое утомление является одним из главных факторов истощения ресурсов здоровья. Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста обучающихся. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном здоровьесберегающем уроке дети сохраняют работоспособность в течение всего урока. Учитель может увидеть момент наступления утомления у детей. Снижения их учебной активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для учителя, что учащиеся утомлены.
Внешние признаки усталости ученика:
- частая смена позы,
- потягивание, встряхивание руками,
- зевота, закрывание глаз,
- подпирание головы,
- остановившийся взгляд,
- ненужное перекладывание предметов,
- разговор с соседом,
- увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом,
- частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Существует понятие «здоровьесберегающие технологии». Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита Константинович Смирнов. Именно он утверждал, что «учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Результатом применения здоровьесберегающих технологий является изменение образовательного процесса, в котором должно четко прослеживаться:
- объем образовательной нагрузки, который соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка;
- чередование различных видов обучения с другой физической деятельностью;
- увеличение физической активности детей;
- подготовка педагога к созданию адекватного психологического климата в классе;
- индивидуальный подход к ребенку;
- использование методик и образовательных технологий согласно возрасту.

Таким образом, главными задачами здоровьесберегающих технологий в современной школе, являются:
- воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;
- организация образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенка;
- использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника.

Исключить развитие утомления у учащихся на уроке практически невозможно, но использование приемов и средств обучения поможет снизить утомляющее воздействие урока на организм ребенка.

Рассмотрим основные требования к организации здоровьесберегающего урока.
1. Комфортные гигиенические условия в классе. К ним относится установленный СанПиНом режим температуры и влажности; соблюдение графика проветривания классного помещения; уровень освещения класса и освещение доски; соответствие парт возрасту и росту учащихся; чистота в классе. Также не следует забывать о правилах размещения учащихся в классе.
По нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях":
- Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями (Приложение 1).
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
Все эти условия необходимы для сохранения здоровья и профилактики заболеваний учащихся.

2. Подбор методов, приемов и средств обучения, необходимых для решения поставленных целей. Это должно исключать однообразность урока, которая способствует утомлению школьников.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность и появлению стресса, через более длинные – приводит к утомлению.
Учитель на уроке должен использовать разные методы преподавания. Число используемых методов на уроке должно быть не менее трех. Это могут быть:
- словесный метод,
- наглядный метод,
- самостоятельная работа,
- работа с книгой,
- ТСО и многие другие.
Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у учащихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым урок малоэффективным и здоровьезатратным.

3. ТСО: сегодняшний день требует использование в процессе обучения технических средств. Место и длительность применения ТСО должны соответствовать гигиеническим нормам. Необходимо помнить, что применение ТСО во временном пространстве урока ограничено.
Не допускается единовременное использование ТСО на протяжении более 10 минут, а общее время использования не должно превышать более 15 минут. Учитель может использовать ТСО как дополнительную возможность инициирования дискуссии, обсуждения.

4. Физкультминутки: к ним относятся комплексы физических упражнений направленные на активизацию нервных центров, для снятия утомления с кисти рук и пальцев, с плечевого пояса и рук, для улучшения мозгового кровообращения, для глаз снижает напряжение глаз, дыхательные упражнения на восстановление общей работоспособности учащихся (Приложение 2, 3).

5. Психологический климат урока. Он должен быть благоприятный как для учителя, так и для ученика. Во время урока необходимо создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций.
Залог эффективности урока с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого учащегося.

6. Эмоциональный климат урока. Педагог должен уметь снять эмоциональное напряжение на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения, которые должен решать педагог:
- научить детей определять свое состояние и ощущения;
- сформировать активную жизненную позицию;
- сформировать представления о своем теле, организме;
- учить укреплять и сохранять свое здоровье;
- понимать необходимость и роль двигательной активности;
- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности;
- уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Но работа учителя не должна ограничиваться только уроком. Большую роль играют внеурочные мероприятия по профилактике вредных привычек, популяризации здорового образа жизни, сохранения окружающей среды. И конечно работа с родителями, привлечение их к активной жизни класса.




























Приложение 1
Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся (СанПиН 2.4.2.2821-10)
В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.
Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.
Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.
В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.
Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.


























Приложение 2
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) ( СанПиН 2.4.2.2821-10)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.









Приложение 3
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз (СанПиН 2.4.2.2821-10)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.