Доклад для учителя Формирование метапредметных результатов
Михайлова В. 6501.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИВ статье кандидата педагогических наук Л.В.Лысогоровой «Формирование метапредметных результатов у обучающихся начальной и основной школы на уроках математики» описываются возможные причины осуществления преемственности в формировании метапредметных результатов на уроках математики. По мнению автора, они осуществляются в незначительной степени.
Одним из важнейших требований ФГОС основного общего образования является формирование у учащихся метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. К ним относятся, например, умения создавать аналогии, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение и делать выводы.
Я согласна с автором, что в практике обучения математике в начальном и среднем звеньях образования преемственность в формировании метапредметных результатов осуществляется в незначительной степени. Действительно, некоторые из учителей-предметников, особенно имеющие большой стаж работы в сфере образования, не хотят менять традиционное обучение на метапредметное. Хотя, в начальной школе требования ФГОС реализуются с 2010 года и за это время многие учителя успели пройти теоретическую подготовку и приобрести практический опыт в планировании и проведении уроков. На сегодняшний день в сельских школах недостаточно сформированы учебная и методическая база. Учебники, по которым обучаются младшие школьники, приведены в соответствие с требованиями стандарта. Этого пока нельзя сказать об учебниках математики среднего звена образования. Очень мало методических разработок, посвященных решению проблемы формирования метапредметных результатов в средних классах.
Из опыта работы могу сказать и то, что далеко не все учителя представляют, какие универсальные действия формируются у школьников при выполнении того или иного задания, не знают закономерностей формирования УУД, их состава и структуры. Все это приводит к стихийности в формировании УУД и, соответственно, к снижению вероятности достижения цели обучения.
Учет закономерностей процесса усвоения знаний и умений в обучении существенно повышает качество обучения без дополнительных затрат как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Действительно, если прочная и устойчивая связь между какими-либо психологическими явлениями существует, то достаточно создать условия для появления одного из событий и тогда событие-следствие обязательно произойдет.
На мой взгляд, учитель не может влиять на существующие закономерности, изменять их, поскольку они существуют объективно и проявляются вне зависимости от нашей воли.